48. Контрольные, финансовые, консультативные органы Евросоюза.
Отталкиваясь от опыта современных государств, в организационном механизме Европейского Союза были учреждены специализированные институты и органы, которые осуществляют контрольную функцию. Важнейшие среди них - Счетная палата и Омбудсман.
Европейская счетная палата*(78) создана в 1977 г. в качестве единого органа финансового контроля Европейских сообществ. В 1992 г. поправками Договора о Европейском Союзе ее статус был повышен: Счетная палата была признана в качестве пятого института Союза наряду с Европарламентом, Советом, Комиссией и Судом.
"Счетная палата обеспечивает контроль за счетами" (ст. 246 Договора о Европейском сообществе) и с этой целью проверяет их в отношении "всей совокупности доходов и расходов Сообщества" (ст. 248 Договора о ЕС).
С этой целью Счетная палата проводит аудиторские проверки как на основе бухгалтерской документации, так и непосредственно на месте, в частности в помещениях других институтов и органов Сообщества, физических и юридических лиц, получающих средства из союзного бюджета.
По результатам проверок Счетная палата представляет доклады (специальные и ежегодные), а также выносит заключения. Правом самостоятельно наказывать нарушителей она не обладает.
Счетная палата ежегодно представляет Европарламенту и Совету заверительную декларацию в отношении бухгалтерской документации, относящейся к исполнению общего бюджета Европейского Союза.
Двадцать семь членов Счетной палаты (по одному от каждого государства-члена) назначаются на должность Советом Европейского Союза после консультации с Европейским парламентом, сроком на шесть лет. Из своего состава они избирают Председателя Счетной палаты (на три года).
При осуществлении полномочий члены Счетной палаты полностью независимы и могут быть отрешены от должности только Судом Европейских сообществ.
Счетная палата функционирует на постоянной основе и располагает собственным аппаратом около 500 человек.
Европейский омбудсман*(79)
Должность специального парламентского уполномоченного по контролю за административными органами появилась в средневековой Швеции, а в XX в. была заимствована большинством современных государств, в том числе Россией. В 1992 г. аналогичный пост введен и в Европейском Союзе.
Европейский омбудсман - единоличный орган, который избирается Европарламентом сроком на пять лет (выборы всегда альтернативные). В своей деятельности Омбудсман полностью независим, в том числе от самого Европарламента. Его полномочия могут быть досрочно прекращены лишь в судебном порядке (Судом Европейских сообществ).
Задача Омбудсмана - расследовать дела по жалобам на "случаи нарушения порядка управления в деятельности институтов или органов Сообщества", кроме судебных (ст. 195 Договора о ЕС)*(80). С жалобами к Омбудсману могут обращаться граждане Союза, а равно любое юридическое или физическое лицо, проживающее (имеющее местонахождение) на его территории. Омбудсман вправе проводить расследования также по собственной инициативе.
Институты и органы ЕС должны предоставлять Омбудсману любые необходимые сведения, а их сотрудники могут быть приглашены для дачи показаний. Обязанность предоставлять информацию Омбудсману распространяется и на все государства-члены (кроме сведений, которые в соответствии с законодательством страны носят секретный характер).
Если в ходе рассмотрения жалобы подтвердится, что конкретный институт или орган допустил нарушение, то Омбудсман сначала пытается достичь "полюбовногоурегулирования" (франц. solution a l'amiable), которое позволит устранить нарушение и удовлетворить справедливые требования лица, обратившегося с жалобой*(81).
Когда достичь примирения сторон не удается, Омбудсман готовит доклад, содержащий проекты критических рекомендаций*(82). Институт или орган, в адрес которого направлен доклад, обязан в течение трех месяцев дать на него свой ответ Омбудсману (подробное заключение) с возможным указанием мер, принятых во исполнение критических рекомендаций.
Если ответ института/органа признан Омбудсманом неудовлетворительным, то он направляет специальный доклад Европейскому парламенту. Этот доклад завершает рассмотрение жалобы. В дальнейшем Европарламент может принять соответствующие меры в рамках своих полномочий.
Срок давности для направления жалобы Европейскому омбудсману - два года с момента, когда лицу стало известно о фактах, послуживших ее основанием. Подаче жалобы должно предшествовать обращение к заинтересованному институту или органу. С целью облегчить данную процедуру Омбудсман утвердил типовой формуляр жалобы, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза*(83).
В 2000 г., исходя из потребности обеспечить более эффективную защиту прав личности при обработке институтами и органами Союза информации об их частной жизни, была введена должность специального информационного омбудсмана, который официально именуется Европейский контролер по защите данных. Правовой статус этого нового органа Союза закреплен в Регламенте Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2000 г. "О защите физических лиц в отношении обработки данных личного характера институтами и органами Сообщества и о свободном обращении таких данных".
38. Какими правоохранительными органами располагает Европейский Союз?
Органами, посредством которых Европейский Союз осуществляет координацию мероприятий государств-членов по борьбе с преступностью, служат Европол и Евроюст. При Европейской комиссии также функционирует Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством.
В последние годы активно обсуждается вопрос об учреждении Европейской прокуратуры; возможность ее создания прямо предусмотрена Лиссабонским договором.
Европейское полицейское ведомство, или Европол (Europol)*(84), - орган Европейского Союза, который осуществляет координацию и оказывает помощь деятельности полицейских служб государств-членов в сфере предотвращения и расследования тяжких преступлений, затрагивающих интересы двух и более стран.
Его статус первоначально был закреплен в специальной (дополнительной) конвенции между государствами-членами, подписанной в 1995 г. и вступившей в силу в 1998 г., - Конвенции "О создании Европейского полицейского ведомства" (краткое название: "Конвенция о Европоле"). В 2009 г. текст Конвенции был заменен одноименным нормативным актом Совета Европейского Союза: Решением Совета от 6 апреля 2009 г. "О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)".
В настоящее время деятельность Европола концентрируется в основном на информационной поддержке мероприятий по борьбе с преступностью путем сбора, передачи и обработки соответствующих данных. Для этого в государствах-членах созданы национальные отделы, отвечающие за контакты с Европолом, и каждое из них направляет в Европол своих офицеров по связи.
В соответствии с Решением о создании Европейского полицейского ведомства 2009 г. Европол также наделен рядом важных дополнительных полномочий, в частности:
- правом откомандировывать своих сотрудников для участия в работе совместных следственных бригад, формируемых государствами-членами;
- правом направлять государствам-членам официальные запросы о возбуждении уголовных дел, а также о проведении и координации расследований по определенным уголовным делам. В случае отказа государства-члены обязаны направлять Европолу мотивированный ответ.
Главным внутренним органом Европола служит Административный совет, состоящий из представителей государств-членов (собирается не реже двух раз в год). Текущее управление осуществляет директор, назначаемый на четыре года Советом Европейского Союза.
В 2003 г. министры внутренних дел пяти крупнейших стран Европейского Союза (Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции) выступили с предложением усилить полномочия Европола, что может со временем привести к преобразованию его в правоохранительное учреждение, подобное Федеральному бюро расследований США*(85).
Евроюст (Eurojust) - новый орган Европейского Союза, созданный для координации работы национальных прокуратур и иных ведомств государств-членов, которые осуществляют уголовное преследование и/или расследование уголовных дел. Компетенция Евроюста распространяется на более широкий круг противоправных деяний, чем компетенция Европола (к ней дополнительно отнесена, например, экологическая преступность).
Правовой статус данного органа закреплен в Решении Совета от 28 февраля 2002 г. "О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью".
В соответствии с указанным Решением в состав Евроюста входят по одному "национальному члену, откомандированному каждым государством-членом... и являющемуся по должности прокурором, судьей или офицером полиции с аналогичными прерогативами" (ст. 2).
Национальные члены выступают уполномоченными представителями своих стран. Они обеспечивают постоянное взаимодействие органов уголовного преследования разных государств - членов Союза.
В содержание полномочий национальных членов входит право обращаться к компетентным органам своего и других государств-членов с ходатайствами о начале расследования или возбуждении уголовного преследования, о создании совместных следственных групп, передача запросов о правовой помощи по уголовным делам и др.
В то же время каждое государство самостоятельно определяет характер и объем судебно-правовых полномочий своего национального члена на собственной территории (например, может ли он давать обязательные распоряжения местным правоохранительным органам, обладает ли правом доступа к их банкам данных и т.д.).
В некоторых случаях, например когда расследование преступления (преступлений) имеет значение для Союза в целом, Евроюст может действовать в лице коллегии, объединяющей всех национальных членов. Коллегия Евроюста избирает одного из национальных членов Председателем, которого затем утверждает в должности Совет Европейского Союза.
Для текущего управления Евроюстом коллегия назначает административного директора.
Советом Европейского Союза принято Решение от 14 декабря 2008 г. "Об усилении Евроюста", которое вносит множество изменений и дополнений в вышеупомянутое Решение от 28 февраля 2002 г. В частности, предусмотрено создание в рамках Евроюста "постоянного координационного механизма" (франц. dispositif permanent de coordination), который будет обеспечивать доступность этого органа в круглосуточном режиме для оказания помощи компетентным инстанциям государств-членов. Также расширяются полномочия национальных членов Евроюста.
Согласно Лиссабонскому договору о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) может быть учреждена Европейская прокуратура, которая будет непосредственно заниматься уголовным преследованием в национальных судах ряда преступных деяний.
"Европейская прокуратура, при необходимости, во взаимодействии с Европолом, уполномочивается осуществлять расследование, уголовное преследование и предание суду в отношении исполнителей и соучастников преступных деяний, посягающих на финансовые интересы Союза" (параграф 2 ст. 86 Договора о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора).
В дальнейшем компетенция Европейской прокуратуры может быть распространена на другие виды "тяжкой преступности с трансграничными масштабами", включая международный терроризм (параграф 4 той же статьи).
Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством, сокращенно - OLAF (от франц. Office europeen de la lutte anti-fraude)*(86) было учреждено в 1999 г. Европейской комиссией в целях "усиления борьбы с мошенничеством, коррупцией и любой иной противоправной деятельностью, посягающей на финансовые интересы Сообществ..." (ст. 2 Решения Комиссии от 26 мая 1999 г. "Об учреждении Европейского ведомства по борьбе с мошенничеством").
Кроме указанного решения статус OLAF регулируют специальный Регламент Европейского парламента и Совета "О расследованиях, осуществляемых Европейским ведомством по борьбе с мошенничеством (OLAF)" и Межинституционное соглашение Европарламента, Совета и Комиссии "О внутренних расследованиях, осуществляемых OLAF".
Главным объектом усилий OLAF служит выявление противоправных деяний, ведущих к непоступлению средств в бюджет Европейского Союза или, напротив, к незаконному их использованию. Объектом проверок OLAF могут выступать и органы Союза, обладающие автономным бюджетом (например, Европейский центральный банк).
Расследования, проводимые OLAF, подразделяются на внутренние и внешние. Первые осуществляются в рамках институтов и органов Союза, вторые - в отношении иных лиц и организаций, в частности тех, которые получают финансовую помощь за счет союзного бюджета.
И те и другие расследования носят административный характер, однако по их итогам OLAF может направлять прокуратурам или иным компетентным органам государств-членов информацию на предмет возбуждения уголовного дела.
OLAF возглавляет директор, назначаемый Европейской комиссией сроком на пять лет. В целях обеспечения подлинной независимости OLAF (в том числе от самой Комиссии, при которой состоит данный орган) образован Наблюдательный комитет в составе пяти независимых и компетентных лиц. Их назначают сроком на три года по общему согласию Европейский парламент, Совет и Комиссия.
- 1. Понятие Европейского Союза.
- 2. Цели и задачи Евросоюза.
- 3. Членство в Европейском Союзе.
- 4. Территория ес. Особенности правового режима заморских стран и территорий.
- 5. Европейская правосубъектность регионов: основания, объем.
- 6. Институт гражданства Европейского Союза.
- 7. Предпосылки и причины европейской интеграции. Зарождение и развитие идей европейского единства. Панъевропеизм хх столетия.
- 8. Европейская интеграция после Второй мировой войны.
- 9. Создание Европейских Сообществ: Европейское Объединение угля и стали 1951г.; Европейское Экономическое Сообщество 1957г.; Европейское Сообщество по атомной энергии 1957г.
- 10. Создание Европейского Союза и развитие европейского права до Лиссабонского договора. Gервый этап Европейской интеграции
- Второй этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Третий этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Четвертый этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- 11. Расширение Европейского Союза и перспективы его развития.
- 12. Новый виток в европейской интеграции и Лиссабонский договор 2007г.
- 13. Понятие и особенности права Европейского Союза.
- Принципы права ес
- Функциональные принципы права ес
- Общие принципы права ес
- 14. Взаимодействие международного права и права ес.
- 15. Взаимодействие права ес и внутригосударственного права.
- 16. Классификация норм европейского права: нормы первичного права, вторичного права, общие принципы права. Акты первичного права
- Акты вторичного права
- Общие принципы права ес
- 17. «Вторичное» право Европейского Союза.
- 18. Роль доктрины Суда ес в формировании права Европейского Союза.
- 19. Исполнение норм европейского права.
- 20. Роль и место государств в процессе исполнения европейских актов.
- 21. Нарушение права ес: понятие, виды.
- 22. Ответственность государств-участников за нарушение права ес.
- 23. Европейский Союз как региональная международная организация.
- 24. Правосубъектность Европейского Союза.
- 25. Компетенция Европейского Союза
- 26. Полномочия в области функционирования внутреннего рынка ес.
- 27. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
- 28. Основные направления деятельности ес в области борьбы с преступностью.
- 29. Полномочия Евросоюза в области международных отношений.
- 30. Правовые формы отношений ес с третьими странами: сотрудничество, партнерство, ассоциация.
- 31. Цели, принципы и общие условия осуществления внешнеполитической деятельности ес.
- 32. Общая внешняя политика и политика безопасности Евросоюза.
- 33. Правовые основы общей оборонной политики ес.
- 34. Общая торговая политика, антидемпинговая политика ес.
- 35. Классификация органов ес.
- 36. Политические институты Европейского Союза.
- 37. Совет ес: роль, состав, задачи, полномочия, правотворчество.
- 38. Комиссия ес: роль, состав, структура, задачи и полномочия, правотворчество.
- 39. Европейский Совет как высший орган политической координации в рамках Союза.
- 40. Европейский парламент: статус, внутренняя структура, порядок работы, полномочия.
- Законодательные функции
- Бюджетная политика
- Контролирующие функции
- 41. «Европейские» политические партии: правовой статус.
- 42. Законодательные процедуры в Европейском Союзе.
- 43. Судебная система ес: общие принципы построения.
- 44. Суд Европейского Союза: статус, порядок формирования, правила судопроизводства, разграничение юрисдикции.
- 45. Счетная палата ес: порядок формирования, внутренняя организация и полномочия.
- 46. Европейский центральный банк: правовой статус, порядок создания и полномочия.
- 47. Европейская система центральных банков: общая характеристика.
- Цели и задачи
- 48. Контрольные, финансовые, консультативные органы Евросоюза.
- Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?
- 49. История формирования института правового положения человека и гражданина в ес.
- 50. Взаимосвязь законодательства Евросоюза о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
- 51. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года: причины принятия, структура и содержание, юридическая сила.
- 52. Правовой режим гражданства ес.
- 53. Принцип равенства в праве Европейского Союза: понятие и содержание.
- 54. Система основных прав человека в ес: ценностный подход.
- 55. Гарантии обеспечения прав человека в Европейском Союзе.
- 56. Правовое регулирование единого внутреннего рынка ес.
- 57. Свобода движения товаров: понятие, содержание, ограничения.
- 58. Свободное передвижение работников: понятие, содержание, ограничения.
- 59. Свобода передвижения услуг: понятие, содержание, ограничения.
- 60. Свобода перемещения капиталов: понятие, содержание, ограничения.
- 61. Правила конкуренции в ес: субъекты, угрозы для свободной конкуренции, ответственность.
- 62. Понятие рынка в праве ес.
- 63. Запрет картельной практики и соглашений, нарушающих конкуренцию на внутреннем рынке ес. Запрет злоупотребления доминирующим положением.
- 64. Контроль в отношении слияния компаний.
- 65. Экономический и валютный союз ес: понятие, содержание, этапы формирования.
- 66. Правовой режим евро и условия конвергенции. Защита евро от фальшивомонетничества.
- 67. Основные направления реализации социальной политики ес.
- 68. Законодательство ес в области равенства возможностей и обращения.
- 69. Правовое регулирование условий труда работников и гарантии трудовых прав в ес.
- 70. Информирование, консультации и участие работников в управлении компанией и распределении прибыли.
- 71. Европейские производственные советы: статус, порядок формирования, полномочия.
- 72. Участие социальных партнеров в реализации полномочий ес. Европейские коллективные соглашения.
- 73. Политика занятости ес.
- 74. Шенгенское право в системе права ес: предмет, содержание, этапы формирования, пространственная сфера действия.
- 75. Правовое регулирование пересечения границ ес.
- 76. Условия въезда иностранцев на территорию шенгенского пространства.
- 77. Правовая помощь по уголовным делам.
- 78. Визы: понятие, унификация, классификация, порядок выдачи в рамках ес.
- 79. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.: общая характеристика.
- 80. Законодательство ес об отношениях с Россией.