43. Судебная система ес: общие принципы построения.
Европейский Союз с самых первых лет своего существования располагает самостоятельной и авторитетной "ветвью" судебной власти, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Будучи не только правоприменительным, но и правотворческим институтом, Суд сыграл выдающуюся роль в утверждении основополагающих начал правопорядка Сообщества и Союза, таких как принципы верховенства и прямого действия, приоритет основных прав человеческой личности, последовательная защита от нарушений "свобод" внутреннего рынка (свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов).
Судебная практика, созданная Судом, - одна из важнейших категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия (см. вопрос N 28). Изучение этой практики - неотъемлемый элемент подготовки любого европейского юриста.
Посредством своих нормативных (прецедентных) решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза, что выразилось в признании им Договора о ЕС 1957 г. "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".
"Истина состоит в том, что с течением лет Суд постепенно создал образование конституционного типа, затушевывая при этом элементы, которые относили Сообщество к классическому международному правопорядку"*(99).
Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17). Вступление в силу Лиссабонского договора также должно привести к дальнейшему возрастанию юрисдикции союзных судов.
Долгое время Суд Европейских сообществ являлся единственным судебным институтом организации. Количество поступающих дел было небольшим, и он оперативно справлялся с их рассмотрением. Однако постепенно ситуация изменилась. Так, если за весь 1957 г. Суд вынес четыре решения, десять лет спустя - 24, то в 1977 г. число вынесенных решений достигло 100, а в 1987 г. - 208.
Возрастание нагрузки на единственный судебный институт потребовало соответствующих реформ: на основании поправок, внесенных в учредительные договоры в 1986 г., был создан второй судебный орган Сообществ - Трибунал первой инстанции*(100). В юрисдикцию Трибунала перешли дела по жалобам физических и юридических лиц на действия (бездействие) институтов и органов ЕС, а также служебные споры (споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ).
Таким образом, Суд Европейских сообществ получил возможность сосредоточиться на разрешении дел "конституционного" характера. Трибунал первой инстанции выступает преимущественно в роли органа административной юстиции.
При этом, в отличие от Суда, Трибунал не является отдельным институтом Европейского Союза. Это орган, состоящий при Суде, имеющий с ним одно местонахождение (Люксембург) и общий вспомогательный аппарат.
Создание Трибунала не позволило разрешить проблему перегруженности делами, которая грозит в ближайшее время усилиться в связи со вступлением в Европейский Союз десяти новых государств-членов. Так, в 2002 г. Суд вынес 269 решений (в том же году поступило 470 новых дел). Трибунал в указанный период завершил рассмотрение 331 дела (поступило - 411). Средняя продолжительность рассмотрения дел возросла до двух лет.
С учетом этой ситуации Ниццким договором 2001 г. (см. вопрос N 10) было предусмотрено гибкое решение проблемы: Совет Европейского Союза получил право учреждать новые судебные органы специальной юрисдикции в качестве третьего (нижнего) звена судебной системы ЕС. Это звено получило обобщенное наименование "судебные палаты", или "специализированные трибуналы" (последний термин является более корректным; именно он использован в Лиссабонском договоре 2007 г.). В компетенцию судебных палат (специализированных трибуналов) могут передаваться строго определенные категории дел искового производства, ныне рассматриваемых Судом или Трибуналом (здесь и далее под Трибуналом имеется в виду Трибунал первой инстанции).
В 2004 г. был создан первый специализированный трибунал Европейского Союза - Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию переданы споры между Европейским Союзом, с одной стороны, и лицами, находящимися на его "европейской публичной службе" (аналог государственной службы), а также иными сотрудниками аппарата ЕС, с другой стороны.
В дальнейшем планируется создание других специализированных трибуналов. Количество подобных органов, которые могут быть образованы в рамках судебной системы Европейского Союза, не ограничивается.
Итак, судебная система Европейского Союза включает три звена: высшее - Суд (Суд Европейских сообществ); далее - Трибунал первой инстанции (Трибунал); наконец, специализированные органы правосудия - судебные палаты (специализированные трибуналы), из которых к 2010 г. был создан один: Трибунал по делам публичной службы.
Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) полностью сохраняет указанную модель построения судебной системы организации.
- 1. Понятие Европейского Союза.
- 2. Цели и задачи Евросоюза.
- 3. Членство в Европейском Союзе.
- 4. Территория ес. Особенности правового режима заморских стран и территорий.
- 5. Европейская правосубъектность регионов: основания, объем.
- 6. Институт гражданства Европейского Союза.
- 7. Предпосылки и причины европейской интеграции. Зарождение и развитие идей европейского единства. Панъевропеизм хх столетия.
- 8. Европейская интеграция после Второй мировой войны.
- 9. Создание Европейских Сообществ: Европейское Объединение угля и стали 1951г.; Европейское Экономическое Сообщество 1957г.; Европейское Сообщество по атомной энергии 1957г.
- 10. Создание Европейского Союза и развитие европейского права до Лиссабонского договора. Gервый этап Европейской интеграции
- Второй этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Третий этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Четвертый этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- 11. Расширение Европейского Союза и перспективы его развития.
- 12. Новый виток в европейской интеграции и Лиссабонский договор 2007г.
- 13. Понятие и особенности права Европейского Союза.
- Принципы права ес
- Функциональные принципы права ес
- Общие принципы права ес
- 14. Взаимодействие международного права и права ес.
- 15. Взаимодействие права ес и внутригосударственного права.
- 16. Классификация норм европейского права: нормы первичного права, вторичного права, общие принципы права. Акты первичного права
- Акты вторичного права
- Общие принципы права ес
- 17. «Вторичное» право Европейского Союза.
- 18. Роль доктрины Суда ес в формировании права Европейского Союза.
- 19. Исполнение норм европейского права.
- 20. Роль и место государств в процессе исполнения европейских актов.
- 21. Нарушение права ес: понятие, виды.
- 22. Ответственность государств-участников за нарушение права ес.
- 23. Европейский Союз как региональная международная организация.
- 24. Правосубъектность Европейского Союза.
- 25. Компетенция Европейского Союза
- 26. Полномочия в области функционирования внутреннего рынка ес.
- 27. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
- 28. Основные направления деятельности ес в области борьбы с преступностью.
- 29. Полномочия Евросоюза в области международных отношений.
- 30. Правовые формы отношений ес с третьими странами: сотрудничество, партнерство, ассоциация.
- 31. Цели, принципы и общие условия осуществления внешнеполитической деятельности ес.
- 32. Общая внешняя политика и политика безопасности Евросоюза.
- 33. Правовые основы общей оборонной политики ес.
- 34. Общая торговая политика, антидемпинговая политика ес.
- 35. Классификация органов ес.
- 36. Политические институты Европейского Союза.
- 37. Совет ес: роль, состав, задачи, полномочия, правотворчество.
- 38. Комиссия ес: роль, состав, структура, задачи и полномочия, правотворчество.
- 39. Европейский Совет как высший орган политической координации в рамках Союза.
- 40. Европейский парламент: статус, внутренняя структура, порядок работы, полномочия.
- Законодательные функции
- Бюджетная политика
- Контролирующие функции
- 41. «Европейские» политические партии: правовой статус.
- 42. Законодательные процедуры в Европейском Союзе.
- 43. Судебная система ес: общие принципы построения.
- 44. Суд Европейского Союза: статус, порядок формирования, правила судопроизводства, разграничение юрисдикции.
- 45. Счетная палата ес: порядок формирования, внутренняя организация и полномочия.
- 46. Европейский центральный банк: правовой статус, порядок создания и полномочия.
- 47. Европейская система центральных банков: общая характеристика.
- Цели и задачи
- 48. Контрольные, финансовые, консультативные органы Евросоюза.
- Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?
- 49. История формирования института правового положения человека и гражданина в ес.
- 50. Взаимосвязь законодательства Евросоюза о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
- 51. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года: причины принятия, структура и содержание, юридическая сила.
- 52. Правовой режим гражданства ес.
- 53. Принцип равенства в праве Европейского Союза: понятие и содержание.
- 54. Система основных прав человека в ес: ценностный подход.
- 55. Гарантии обеспечения прав человека в Европейском Союзе.
- 56. Правовое регулирование единого внутреннего рынка ес.
- 57. Свобода движения товаров: понятие, содержание, ограничения.
- 58. Свободное передвижение работников: понятие, содержание, ограничения.
- 59. Свобода передвижения услуг: понятие, содержание, ограничения.
- 60. Свобода перемещения капиталов: понятие, содержание, ограничения.
- 61. Правила конкуренции в ес: субъекты, угрозы для свободной конкуренции, ответственность.
- 62. Понятие рынка в праве ес.
- 63. Запрет картельной практики и соглашений, нарушающих конкуренцию на внутреннем рынке ес. Запрет злоупотребления доминирующим положением.
- 64. Контроль в отношении слияния компаний.
- 65. Экономический и валютный союз ес: понятие, содержание, этапы формирования.
- 66. Правовой режим евро и условия конвергенции. Защита евро от фальшивомонетничества.
- 67. Основные направления реализации социальной политики ес.
- 68. Законодательство ес в области равенства возможностей и обращения.
- 69. Правовое регулирование условий труда работников и гарантии трудовых прав в ес.
- 70. Информирование, консультации и участие работников в управлении компанией и распределении прибыли.
- 71. Европейские производственные советы: статус, порядок формирования, полномочия.
- 72. Участие социальных партнеров в реализации полномочий ес. Европейские коллективные соглашения.
- 73. Политика занятости ес.
- 74. Шенгенское право в системе права ес: предмет, содержание, этапы формирования, пространственная сфера действия.
- 75. Правовое регулирование пересечения границ ес.
- 76. Условия въезда иностранцев на территорию шенгенского пространства.
- 77. Правовая помощь по уголовным делам.
- 78. Визы: понятие, унификация, классификация, порядок выдачи в рамках ес.
- 79. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.: общая характеристика.
- 80. Законодательство ес об отношениях с Россией.