65. Экономический и валютный союз ес: понятие, содержание, этапы формирования.
Экономический и валютный союз (ЭВС; ЕМU; Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.
Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов.
П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.
П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.
Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.
Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:
1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.
2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.
3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).
4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.
Необходимо также отметить, что ЭВС вводился в действие тремя этапами. Однако на третий этап, связанный с отказом от национальной валюты и переходом на единую денежную единицу ЕС - евро, перешли не все государства - члены Союза. Первоначально (с 1 января 1999 г.) их число равнялось 11; впоследствии оно возросло до 16 (с 1 января 2009 г.).
Большинство государств-членов, не вошедших в "зону евро", не смогли пока сделать это, так как не отвечают необходимым экономическим условиям - критериям сближения (см. вопрос N 107). Это в основном восточноевропейские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, а также Швеция. Эти государства официально именуются в Договоре о ЕС "государства-члены с изъятием".
К государствам-членам с изъятием во многом приравниваются Великобритания и Дания - государства-члены, не пожелавшие переходить на евро и получившие такое право на основании специальных протоколов к Договору о ЕС.
Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г. (см. вопрос N 17) не меняет рассматриваемый правовой режим ЭВС, в том числе статус государств-членов с изъятием. В то же время в дополнение к существующим правилам он предусматривает специальные положения для более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в "зону евро": так называемая "Еврогруппа", состоящая из министров финансов стран "зоны евро" во главе с постоянным председателем. Еврогруппа на практике функционирует уже в настоящее время (до вступления в силу Лиссабонского договора), но на неформальных началах.
- 1. Понятие Европейского Союза.
- 2. Цели и задачи Евросоюза.
- 3. Членство в Европейском Союзе.
- 4. Территория ес. Особенности правового режима заморских стран и территорий.
- 5. Европейская правосубъектность регионов: основания, объем.
- 6. Институт гражданства Европейского Союза.
- 7. Предпосылки и причины европейской интеграции. Зарождение и развитие идей европейского единства. Панъевропеизм хх столетия.
- 8. Европейская интеграция после Второй мировой войны.
- 9. Создание Европейских Сообществ: Европейское Объединение угля и стали 1951г.; Европейское Экономическое Сообщество 1957г.; Европейское Сообщество по атомной энергии 1957г.
- 10. Создание Европейского Союза и развитие европейского права до Лиссабонского договора. Gервый этап Европейской интеграции
- Второй этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Третий этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Четвертый этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- 11. Расширение Европейского Союза и перспективы его развития.
- 12. Новый виток в европейской интеграции и Лиссабонский договор 2007г.
- 13. Понятие и особенности права Европейского Союза.
- Принципы права ес
- Функциональные принципы права ес
- Общие принципы права ес
- 14. Взаимодействие международного права и права ес.
- 15. Взаимодействие права ес и внутригосударственного права.
- 16. Классификация норм европейского права: нормы первичного права, вторичного права, общие принципы права. Акты первичного права
- Акты вторичного права
- Общие принципы права ес
- 17. «Вторичное» право Европейского Союза.
- 18. Роль доктрины Суда ес в формировании права Европейского Союза.
- 19. Исполнение норм европейского права.
- 20. Роль и место государств в процессе исполнения европейских актов.
- 21. Нарушение права ес: понятие, виды.
- 22. Ответственность государств-участников за нарушение права ес.
- 23. Европейский Союз как региональная международная организация.
- 24. Правосубъектность Европейского Союза.
- 25. Компетенция Европейского Союза
- 26. Полномочия в области функционирования внутреннего рынка ес.
- 27. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
- 28. Основные направления деятельности ес в области борьбы с преступностью.
- 29. Полномочия Евросоюза в области международных отношений.
- 30. Правовые формы отношений ес с третьими странами: сотрудничество, партнерство, ассоциация.
- 31. Цели, принципы и общие условия осуществления внешнеполитической деятельности ес.
- 32. Общая внешняя политика и политика безопасности Евросоюза.
- 33. Правовые основы общей оборонной политики ес.
- 34. Общая торговая политика, антидемпинговая политика ес.
- 35. Классификация органов ес.
- 36. Политические институты Европейского Союза.
- 37. Совет ес: роль, состав, задачи, полномочия, правотворчество.
- 38. Комиссия ес: роль, состав, структура, задачи и полномочия, правотворчество.
- 39. Европейский Совет как высший орган политической координации в рамках Союза.
- 40. Европейский парламент: статус, внутренняя структура, порядок работы, полномочия.
- Законодательные функции
- Бюджетная политика
- Контролирующие функции
- 41. «Европейские» политические партии: правовой статус.
- 42. Законодательные процедуры в Европейском Союзе.
- 43. Судебная система ес: общие принципы построения.
- 44. Суд Европейского Союза: статус, порядок формирования, правила судопроизводства, разграничение юрисдикции.
- 45. Счетная палата ес: порядок формирования, внутренняя организация и полномочия.
- 46. Европейский центральный банк: правовой статус, порядок создания и полномочия.
- 47. Европейская система центральных банков: общая характеристика.
- Цели и задачи
- 48. Контрольные, финансовые, консультативные органы Евросоюза.
- Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?
- 49. История формирования института правового положения человека и гражданина в ес.
- 50. Взаимосвязь законодательства Евросоюза о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
- 51. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года: причины принятия, структура и содержание, юридическая сила.
- 52. Правовой режим гражданства ес.
- 53. Принцип равенства в праве Европейского Союза: понятие и содержание.
- 54. Система основных прав человека в ес: ценностный подход.
- 55. Гарантии обеспечения прав человека в Европейском Союзе.
- 56. Правовое регулирование единого внутреннего рынка ес.
- 57. Свобода движения товаров: понятие, содержание, ограничения.
- 58. Свободное передвижение работников: понятие, содержание, ограничения.
- 59. Свобода передвижения услуг: понятие, содержание, ограничения.
- 60. Свобода перемещения капиталов: понятие, содержание, ограничения.
- 61. Правила конкуренции в ес: субъекты, угрозы для свободной конкуренции, ответственность.
- 62. Понятие рынка в праве ес.
- 63. Запрет картельной практики и соглашений, нарушающих конкуренцию на внутреннем рынке ес. Запрет злоупотребления доминирующим положением.
- 64. Контроль в отношении слияния компаний.
- 65. Экономический и валютный союз ес: понятие, содержание, этапы формирования.
- 66. Правовой режим евро и условия конвергенции. Защита евро от фальшивомонетничества.
- 67. Основные направления реализации социальной политики ес.
- 68. Законодательство ес в области равенства возможностей и обращения.
- 69. Правовое регулирование условий труда работников и гарантии трудовых прав в ес.
- 70. Информирование, консультации и участие работников в управлении компанией и распределении прибыли.
- 71. Европейские производственные советы: статус, порядок формирования, полномочия.
- 72. Участие социальных партнеров в реализации полномочий ес. Европейские коллективные соглашения.
- 73. Политика занятости ес.
- 74. Шенгенское право в системе права ес: предмет, содержание, этапы формирования, пространственная сфера действия.
- 75. Правовое регулирование пересечения границ ес.
- 76. Условия въезда иностранцев на территорию шенгенского пространства.
- 77. Правовая помощь по уголовным делам.
- 78. Визы: понятие, унификация, классификация, порядок выдачи в рамках ес.
- 79. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.: общая характеристика.
- 80. Законодательство ес об отношениях с Россией.