76. Условия въезда иностранцев на территорию шенгенского пространства.
Шенгенская виза - это единая многонациональная виза, действие которой распространяется на все "шенгенские государства" (франц. Etats Schengen)*(173).
Вместе взятые, эти государства образуют "шенгенское пространство" (франц. espace Schengen), или "Шенгенскую зону"*(174). К концу 2009 г. шенгенское пространство официально включало 25 стран: 23 государства - члена Европейского Союза (из 27) плюс Исландия, Норвегия и Швейцария (ассоциированные участники "Шенгенских достижений")*(175).
За рамками шенгенского пространства, таким образом, оставались 5 государств - членов Европейского Союза. Из них 3 государства-члена, вступивших в Союз в 2004-2007 гг., временно оставались за рамками шенгенского пространства по техническим причинам, в частности, поскольку не были подключены к Шенгенской информационной системе (Болгария, Румыния, Кипр). После завершения необходимых технических мероприятий Совет Европейского Союза в течение ближайших лет издаст решение о включении этих стран в шенгенское пространство.
Еще 2 государства-члена - Великобритания и Ирландия - не входят в шенгенское пространство по юридическим причинам. Благодаря изъятиям, предусмотренным в специальных протоколах к учредительным документам Европейского Союза и подтвержденным Лиссабонским договором (см. вопрос N 17), на них не распространяют действие источники и нормы права ЕС по вопросам пересечения границ и визового режима.
В настоящее время Великобритания и Ирландия подчиняются "Шенгенским достижениям" лишь в части, относящейся к мероприятиям по усилению борьбы с преступностью. В то же время названные государства-члены сохраняют юридическую возможность впоследствии присоединиться к "Шенгенским достижениям" в полном объеме и, соответственно, войти в шенгенское пространство.
Шенгенская виза бывает двух типов:
- виза для краткосрочного пребывания (код "С"), максимум - три месяца в течение одного полугодия;
- транзитная виза (код "В"), на основании которой иностранец осуществляет проезд через территорию шенгенского пространства из одной третьей страны в другую*(176); срок пребывания по этой визе ограничен пятью днями.
Каждая из указанных виз может быть однократной или многократной. Обладатель многократной шенгенской визы (с формулировкой "MULT") вправе въезжать на территорию шенгенского пространства два и более раз при условии, что его пребывание не превышает трех месяцев в течение одного полугодия. Предельный срок действия многократной шенгенской визы для краткосрочного пребывания составляет пять лет.
Кроме визы для краткосрочного пребывания и для транзита существуют еще два типа виз, не относящихся к шенгенским:
- виза для транзита через аэропорт (код "А"), на основании которой иностранец совершает остановку или пересадку (трансферт) в аэропортах Шенгенских государств. Подобные визы требуется иметь гражданам отдельных развивающихся стран, из которых наиболее вероятны попытки незаконной иммиграции в Европейский Союз. Для остальных иностранцев трансферт является свободным, не требует получения визы;
- виза для долгосрочного пребывания (код "Б"), т.е. для пребывания более трех месяцев. Данная виза является национальной. Она выдается странами ЕС на основании их внутреннего законодательства. В свою очередь, обладатель такой визы не получает права на свободное передвижение по территории шенгенского пространства.
Шенгенские визы выдаются консульскими учреждениями Шенгенских государств; в исключительных случаях они могут быть получены на границе.
По общему правилу, за получением данной визы необходимо обращаться в посольство или консульство той страны, которая является единственным или основным местом назначения поездки. Когда это место невозможно определить (например, в случае транзита), компетентным является представительство страны, через которую будет осуществлен въезд на территорию шенгенского пространства.
Хотя выдача шенгенских виз осуществляется в децентрализованном порядке (т.е. отсутствуют единые визовые центры ЕС), государства-члены могут выдавать их тогда и только тогда, когда ходатайствующее лицо соответствует единым условиям для въезда в шенгенское пространство. Эти условия закреплены в ст. 5 Шенгенского кодекса о границах 2006 г. и конкретизированы в Визовом кодексе ЕС 2009 г. (см. вопрос N 152).
Чтобы получить шенгенскую визу:
- иностранец должен обладать действительным документом на поездку (как правило, загранпаспорт). Необходимо, чтобы этот документ признавался всеми Шенгенскими государствами и чтобы срок окончания его действия превышал на три месяца срок действия визы (из этого требования допускаются исключения);
- иностранец должен подтвердить цель и условия своей поездки, наличие достаточных материальных ресурсов (определяются по законодательству государств-членов), а также предоставить гарантии своего намерения возвратиться на родину (т.е. что он не стремится под прикрытием визы стать незаконным иммигрантом);
- на иностранца должен отсутствовать "информационный запрос о недопуске". Подобный запрос вправе направить любое шенгенское государство, например когда имеются "серьезные основания полагать", что иностранец совершил тяжкие преступления, или если "существуют реальные данные о том, что он планирует совершить подобные деяния" на территории шенгенских государств (ст. 96 Шенгенской конвенции).
Запросы о недопуске направляются государствами-членами по каналам Шенгенской информационной системы. Если хотя бы одно из них внесло такой запрос в отношении конкретного иностранца, то последнему не может быть предоставлена шенгенская виза ни одним из государств-членов;
- иностранец не должен рассматриваться "в качестве лица, способного представлять угрозу публичному порядку, национальной безопасности или международным отношениям" шенгенских государств. Данное условие дополняет предыдущее и позволяет отказывать во въезде даже в том случае, когда иностранец уже получил необходимую визу и прибыл с ней на пограничный пропускной пункт.
Если иностранец не соответствует хотя бы одному из вышеуказанных условий, то шенгенская виза ему предоставлена быть не может. Однако любое из государств-членов в порядке исключения вправе выдать ему так называемую "визу с ограниченной территориальной сферой действия" (например, если Швеция направила на иностранца запрос о недопуске, а Финляндия со своей стороны готова допустить его на свою территорию). Визы с ограниченной территориальной сферой действия не предоставляют права на свободное передвижение по территории шенгенского пространства.
- 1. Понятие Европейского Союза.
- 2. Цели и задачи Евросоюза.
- 3. Членство в Европейском Союзе.
- 4. Территория ес. Особенности правового режима заморских стран и территорий.
- 5. Европейская правосубъектность регионов: основания, объем.
- 6. Институт гражданства Европейского Союза.
- 7. Предпосылки и причины европейской интеграции. Зарождение и развитие идей европейского единства. Панъевропеизм хх столетия.
- 8. Европейская интеграция после Второй мировой войны.
- 9. Создание Европейских Сообществ: Европейское Объединение угля и стали 1951г.; Европейское Экономическое Сообщество 1957г.; Европейское Сообщество по атомной энергии 1957г.
- 10. Создание Европейского Союза и развитие европейского права до Лиссабонского договора. Gервый этап Европейской интеграции
- Второй этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Третий этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Четвертый этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- 11. Расширение Европейского Союза и перспективы его развития.
- 12. Новый виток в европейской интеграции и Лиссабонский договор 2007г.
- 13. Понятие и особенности права Европейского Союза.
- Принципы права ес
- Функциональные принципы права ес
- Общие принципы права ес
- 14. Взаимодействие международного права и права ес.
- 15. Взаимодействие права ес и внутригосударственного права.
- 16. Классификация норм европейского права: нормы первичного права, вторичного права, общие принципы права. Акты первичного права
- Акты вторичного права
- Общие принципы права ес
- 17. «Вторичное» право Европейского Союза.
- 18. Роль доктрины Суда ес в формировании права Европейского Союза.
- 19. Исполнение норм европейского права.
- 20. Роль и место государств в процессе исполнения европейских актов.
- 21. Нарушение права ес: понятие, виды.
- 22. Ответственность государств-участников за нарушение права ес.
- 23. Европейский Союз как региональная международная организация.
- 24. Правосубъектность Европейского Союза.
- 25. Компетенция Европейского Союза
- 26. Полномочия в области функционирования внутреннего рынка ес.
- 27. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
- 28. Основные направления деятельности ес в области борьбы с преступностью.
- 29. Полномочия Евросоюза в области международных отношений.
- 30. Правовые формы отношений ес с третьими странами: сотрудничество, партнерство, ассоциация.
- 31. Цели, принципы и общие условия осуществления внешнеполитической деятельности ес.
- 32. Общая внешняя политика и политика безопасности Евросоюза.
- 33. Правовые основы общей оборонной политики ес.
- 34. Общая торговая политика, антидемпинговая политика ес.
- 35. Классификация органов ес.
- 36. Политические институты Европейского Союза.
- 37. Совет ес: роль, состав, задачи, полномочия, правотворчество.
- 38. Комиссия ес: роль, состав, структура, задачи и полномочия, правотворчество.
- 39. Европейский Совет как высший орган политической координации в рамках Союза.
- 40. Европейский парламент: статус, внутренняя структура, порядок работы, полномочия.
- Законодательные функции
- Бюджетная политика
- Контролирующие функции
- 41. «Европейские» политические партии: правовой статус.
- 42. Законодательные процедуры в Европейском Союзе.
- 43. Судебная система ес: общие принципы построения.
- 44. Суд Европейского Союза: статус, порядок формирования, правила судопроизводства, разграничение юрисдикции.
- 45. Счетная палата ес: порядок формирования, внутренняя организация и полномочия.
- 46. Европейский центральный банк: правовой статус, порядок создания и полномочия.
- 47. Европейская система центральных банков: общая характеристика.
- Цели и задачи
- 48. Контрольные, финансовые, консультативные органы Евросоюза.
- Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?
- 49. История формирования института правового положения человека и гражданина в ес.
- 50. Взаимосвязь законодательства Евросоюза о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
- 51. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года: причины принятия, структура и содержание, юридическая сила.
- 52. Правовой режим гражданства ес.
- 53. Принцип равенства в праве Европейского Союза: понятие и содержание.
- 54. Система основных прав человека в ес: ценностный подход.
- 55. Гарантии обеспечения прав человека в Европейском Союзе.
- 56. Правовое регулирование единого внутреннего рынка ес.
- 57. Свобода движения товаров: понятие, содержание, ограничения.
- 58. Свободное передвижение работников: понятие, содержание, ограничения.
- 59. Свобода передвижения услуг: понятие, содержание, ограничения.
- 60. Свобода перемещения капиталов: понятие, содержание, ограничения.
- 61. Правила конкуренции в ес: субъекты, угрозы для свободной конкуренции, ответственность.
- 62. Понятие рынка в праве ес.
- 63. Запрет картельной практики и соглашений, нарушающих конкуренцию на внутреннем рынке ес. Запрет злоупотребления доминирующим положением.
- 64. Контроль в отношении слияния компаний.
- 65. Экономический и валютный союз ес: понятие, содержание, этапы формирования.
- 66. Правовой режим евро и условия конвергенции. Защита евро от фальшивомонетничества.
- 67. Основные направления реализации социальной политики ес.
- 68. Законодательство ес в области равенства возможностей и обращения.
- 69. Правовое регулирование условий труда работников и гарантии трудовых прав в ес.
- 70. Информирование, консультации и участие работников в управлении компанией и распределении прибыли.
- 71. Европейские производственные советы: статус, порядок формирования, полномочия.
- 72. Участие социальных партнеров в реализации полномочий ес. Европейские коллективные соглашения.
- 73. Политика занятости ес.
- 74. Шенгенское право в системе права ес: предмет, содержание, этапы формирования, пространственная сфера действия.
- 75. Правовое регулирование пересечения границ ес.
- 76. Условия въезда иностранцев на территорию шенгенского пространства.
- 77. Правовая помощь по уголовным делам.
- 78. Визы: понятие, унификация, классификация, порядок выдачи в рамках ес.
- 79. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.: общая характеристика.
- 80. Законодательство ес об отношениях с Россией.