Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?
Наиболее важными и авторитетными органами консультативного характера выступают Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (первой опоры). Кроме того, у Союза имеется большое число специализированных консультативных органов, компетенция которых охватывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопросам занятости).
Экономический и социальный комитет - орган, состоящий из представителей разных классов и социальных групп Европейского Союза: наемных работников, работодателей, фермеров, ремесленников и т.д. Их работа в данном Комитете дает возможность "различным социально-экономическим составляющим организованного гражданского общества" Европы (ст. 257 Договора о ЕС) оказывать большее влияние на политику наднациональных институтов.
Это влияние осуществляется путем вынесения Экономическим и социальным комитетом консультативных заключений по законопроектам ЕС, а также по иным актуальным вопросам общественной жизни. Комитет может давать их как по собственной инициативе, так и по запросу со стороны политических институтов Союза (чаще всего, Комиссии).
Во многих областях Договор о ЕС предусматривает обязательную консультацию с Экономическим и социальным комитетом (аграрная, социальная политика, охрана окружающей среды, здравоохранение и др.). Правовые акты по этим вопросам могут быть изданы лишь "после консультации" с Комитетом, которому дается месячный срок (как минимум) на подготовку своего заключения.
Непроведение консультации с Экономическим и социальным комитетом, когда таковая обязательна, представляет собой существенное нарушение процедурных требований и может послужить основанием для отмены регламента или иного правового акта судами Европейского Союза.
Экономический и социальный комитет включает 344 члена, избираемых на четыре года Советом Европейского Союза из списка кандидатов, которые представляют каждое государство-член. Подобно Европарламенту, здесь предусмотрены национальные квоты, различающиеся в зависимости от численности населения разных стран Союза.
Несмотря на это обстоятельство, члены Экономического и социального комитета "осуществляют свои функции полностью независимо, в общих интересах Сообщества" (ст. 258 Договора о ЕС). Внутри Комитета они объединяются в группы в зависимости от их социального происхождения: группа I "Наемные работники", группа II "Работодатели" и группа III "Прочие виды деятельности" (представители ремесленников, ассоциаций потребителей и т. п.).
Наиболее многочисленной в составе Комитета является первая группа, объединяющая в основном представителей профессиональных союзов, большинство из которых входят в Европейскую конфедерацию профессиональных союзов (см. вопрос N 9).
Представитель каждой из этих групп поочередно избирается на пост Председателя Экономического и социального комитета, представители двух других - соответственно вице-председателями. Коллегиальным руководящим органом Комитета выступает Бюро, избираемое также на паритетных началах из членов разных групп. Срок полномочий всех этих внутренних органов - два года.
В целях более эффективной работы в структуре Комитета образованы специализированные секции в соответствии с направлениями политики ЕС (по транспорту, сельскому хозяйству и др.); допускается учреждение подкомитетов.
Экономический и социальный комитет работает в сессионном порядке.
Комитет регионов состоит из представителей территориальных и местных коллективов, т.е. административно-территориальных образований внутри государств-членов на разных уровнях (области, провинции, коммуны и т. п.).
Согласно Договору о ЕС (ст. 263) в качестве этих представителей могут выступать либо "обладатели выборного мандата в рамках территориального или местного коллектива" (например, депутаты городского совета), либо должностные лица, "политически ответственные перед избираемой ассамблеей" (например, мэр города, назначенный местным советом).
Благодаря Комитету регионов, таким образом, обеспечивается привлечение низовых звеньев публичной власти к решению общих дел в рамках Европейского Союза. Так же как и рассмотренный выше Экономический и социальный комитет, данный орган выносит консультативные заключения по законопроектам и иным документам, принимаемым институтами Союза. Во многих случаях такая консультация обязательна (сферы культуры, здравоохранения, образования и др.)*(87).
Состав (344 человека), порядок формирования (назначение Советом на четыре года) и правовой статус членов Комитета регионов сходны с Экономическим и социальным комитетом. Похожи также организация работы (сессионная) и внутренняя структура обоих комитетов: Председатель, вице-председатели (в Комитете регионов они назначаются по принципу "один вице-председатель от каждого государства-члена"), Бюро, специальные комиссии.
С учетом особенностей состава Комитета регионов его члены объединяются в политические группы - фракции (в этом он сходен с Европарламентом), а также в национальные делегации (объединяют членов Комитета - выходцев из одного государства).
- 1. Понятие Европейского Союза.
- 2. Цели и задачи Евросоюза.
- 3. Членство в Европейском Союзе.
- 4. Территория ес. Особенности правового режима заморских стран и территорий.
- 5. Европейская правосубъектность регионов: основания, объем.
- 6. Институт гражданства Европейского Союза.
- 7. Предпосылки и причины европейской интеграции. Зарождение и развитие идей европейского единства. Панъевропеизм хх столетия.
- 8. Европейская интеграция после Второй мировой войны.
- 9. Создание Европейских Сообществ: Европейское Объединение угля и стали 1951г.; Европейское Экономическое Сообщество 1957г.; Европейское Сообщество по атомной энергии 1957г.
- 10. Создание Европейского Союза и развитие европейского права до Лиссабонского договора. Gервый этап Европейской интеграции
- Второй этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Третий этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- Четвертый этап Европейской интеграции[править | править исходный текст]
- 11. Расширение Европейского Союза и перспективы его развития.
- 12. Новый виток в европейской интеграции и Лиссабонский договор 2007г.
- 13. Понятие и особенности права Европейского Союза.
- Принципы права ес
- Функциональные принципы права ес
- Общие принципы права ес
- 14. Взаимодействие международного права и права ес.
- 15. Взаимодействие права ес и внутригосударственного права.
- 16. Классификация норм европейского права: нормы первичного права, вторичного права, общие принципы права. Акты первичного права
- Акты вторичного права
- Общие принципы права ес
- 17. «Вторичное» право Европейского Союза.
- 18. Роль доктрины Суда ес в формировании права Европейского Союза.
- 19. Исполнение норм европейского права.
- 20. Роль и место государств в процессе исполнения европейских актов.
- 21. Нарушение права ес: понятие, виды.
- 22. Ответственность государств-участников за нарушение права ес.
- 23. Европейский Союз как региональная международная организация.
- 24. Правосубъектность Европейского Союза.
- 25. Компетенция Европейского Союза
- 26. Полномочия в области функционирования внутреннего рынка ес.
- 27. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
- 28. Основные направления деятельности ес в области борьбы с преступностью.
- 29. Полномочия Евросоюза в области международных отношений.
- 30. Правовые формы отношений ес с третьими странами: сотрудничество, партнерство, ассоциация.
- 31. Цели, принципы и общие условия осуществления внешнеполитической деятельности ес.
- 32. Общая внешняя политика и политика безопасности Евросоюза.
- 33. Правовые основы общей оборонной политики ес.
- 34. Общая торговая политика, антидемпинговая политика ес.
- 35. Классификация органов ес.
- 36. Политические институты Европейского Союза.
- 37. Совет ес: роль, состав, задачи, полномочия, правотворчество.
- 38. Комиссия ес: роль, состав, структура, задачи и полномочия, правотворчество.
- 39. Европейский Совет как высший орган политической координации в рамках Союза.
- 40. Европейский парламент: статус, внутренняя структура, порядок работы, полномочия.
- Законодательные функции
- Бюджетная политика
- Контролирующие функции
- 41. «Европейские» политические партии: правовой статус.
- 42. Законодательные процедуры в Европейском Союзе.
- 43. Судебная система ес: общие принципы построения.
- 44. Суд Европейского Союза: статус, порядок формирования, правила судопроизводства, разграничение юрисдикции.
- 45. Счетная палата ес: порядок формирования, внутренняя организация и полномочия.
- 46. Европейский центральный банк: правовой статус, порядок создания и полномочия.
- 47. Европейская система центральных банков: общая характеристика.
- Цели и задачи
- 48. Контрольные, финансовые, консультативные органы Евросоюза.
- Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?
- 49. История формирования института правового положения человека и гражданина в ес.
- 50. Взаимосвязь законодательства Евросоюза о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
- 51. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года: причины принятия, структура и содержание, юридическая сила.
- 52. Правовой режим гражданства ес.
- 53. Принцип равенства в праве Европейского Союза: понятие и содержание.
- 54. Система основных прав человека в ес: ценностный подход.
- 55. Гарантии обеспечения прав человека в Европейском Союзе.
- 56. Правовое регулирование единого внутреннего рынка ес.
- 57. Свобода движения товаров: понятие, содержание, ограничения.
- 58. Свободное передвижение работников: понятие, содержание, ограничения.
- 59. Свобода передвижения услуг: понятие, содержание, ограничения.
- 60. Свобода перемещения капиталов: понятие, содержание, ограничения.
- 61. Правила конкуренции в ес: субъекты, угрозы для свободной конкуренции, ответственность.
- 62. Понятие рынка в праве ес.
- 63. Запрет картельной практики и соглашений, нарушающих конкуренцию на внутреннем рынке ес. Запрет злоупотребления доминирующим положением.
- 64. Контроль в отношении слияния компаний.
- 65. Экономический и валютный союз ес: понятие, содержание, этапы формирования.
- 66. Правовой режим евро и условия конвергенции. Защита евро от фальшивомонетничества.
- 67. Основные направления реализации социальной политики ес.
- 68. Законодательство ес в области равенства возможностей и обращения.
- 69. Правовое регулирование условий труда работников и гарантии трудовых прав в ес.
- 70. Информирование, консультации и участие работников в управлении компанией и распределении прибыли.
- 71. Европейские производственные советы: статус, порядок формирования, полномочия.
- 72. Участие социальных партнеров в реализации полномочий ес. Европейские коллективные соглашения.
- 73. Политика занятости ес.
- 74. Шенгенское право в системе права ес: предмет, содержание, этапы формирования, пространственная сфера действия.
- 75. Правовое регулирование пересечения границ ес.
- 76. Условия въезда иностранцев на территорию шенгенского пространства.
- 77. Правовая помощь по уголовным делам.
- 78. Визы: понятие, унификация, классификация, порядок выдачи в рамках ес.
- 79. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.: общая характеристика.
- 80. Законодательство ес об отношениях с Россией.