logo
Evropeyskoe_pravo

63. Запрет картельной практики и соглашений, нарушающих конкуренцию на внутреннем рынке ес. Запрет злоупотребления доминирующим положением.

Основным актом, определяющим процедуру применения правил ЕС о конкуренции, применимых к предприятиям, до последнего времени являлся "первый Регламент о применении статей 81 и 82 Договора" N 17 от 1962 г., но с 1 мая 2004 г., в рамках реформы права конкуренции ЕС, ему на смену пришел новый Регламент*(132). Процедура осуществления контроля за слиянием предприятий установлена также в Регламенте 2004 г. В соответствии с данными актами Европейская комиссия наделена широчайшими полномочиями по предотвращению нарушений конкуренции со стороны предприятий.

Европейской комиссии предоставлено право проводить расследования возможных нарушений конкуренции со стороны предприятий, причем как по запросу, так и по собственной инициативе. Предприятия обязаны предоставлять проверяющим должностным лицам

Комиссии доступ на всю территорию предприятия, всю запрашиваемую информацию, в том числе бухгалтерскую, а также давать устные объяснения.

Наиболее серьезным полномочием Комиссии является предоставленное ей право налагать штрафные санкции (в виде фиксированной суммы и/или пени) как за нарушения конкуренции, так и за неисполнение предприятиями обязанностей в отношении представителей Комиссии в ходе расследования. История права конкуренции ЕС знает случаи применения санкций на десятки и даже сотни миллионов евро в отношении огромных концернов.

По общему правилу, для того чтобы подпадать под действие норм права ЕС, монополистические действия предприятий должны затрагивать торговлю на внутреннем рынке Сообщества. Европейская комиссия максимально широко толкует возможную связь действий предприятий с торговлей внутри ЕС, установив, что такая связь может быть прямой или косвенной, действительной или потенциальной. При этом под контроль Комиссии зачастую попадают сделки между предприятиями, находящимися за пределами Европейского Союза, но деятельность которых оказывает влияние на конкурентную среду внутреннего рынка ЕС.

Запрету нарушений правил конкуренции со стороны не группы лиц, а одного предприятия посвящена ст. 82 Договора о ЕС. Обязательной предпосылкой для такого нарушения является объективная способность предприятия действовать на рынке, в той или иной степени не обращая внимания на поведение конкурентов. В этой связи принято говорить о доминирующем положении (от франц. position dominante), которое занимает хозяйствующий субъект на определенном товарном рынке.

Важно учитывать, что, в отличие от картельных соглашений, само по себе доминирующее положение не запрещено: эта та реальность современной рыночной экономики, с которой власти вынуждены мириться. Не совместимыми с правилами конкуренции на внутреннем рынке ЕС являются злоупотребления монополистом своим положением, приводящие к нарушениям конкуренции.

Хотя злоупотребление доминирующим положением на рынке относится к индивидуальным монополистическим действиям, в праве ЕС оно может быть инкриминировано нескольким тесно связанным между собой предприятиям, которые находятся в ситуации, обозначаемой английским термином joint dominance. В этом случае предприятия несут солидарную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства ЕС.

Определение факта занятия предприятием доминирующего положения предполагает сложный научно обоснованный анализ и экспертное мнение не столько юристов, сколько специалистов по экономическим проблемам.

Важнейшим вопросом, во многом предопределяющим решение о наличии злоупотребления доминирующим положением, является формирование соответствующего рынка (англ. relevant market), что происходит путем определения границ рынка, на котором действует монополист, в трех измерениях: по виду товаров или услуг, в пространстве и во времени.

Для установления наличия нарушения ст. 82 Договора о ЕС или его отсутствия необходимо утвердительно ответить на все следующие четыре основных вопроса:

1) является ли положение предприятия на товарном рынке доминирующим - для этого необходимо определить долю рынка (англ. market share), которую занимает соответствующее предприятие;

2) имеет ли место злоупотребление предприятием своим доминирующем положением на товарном рынке;

3) существует ли причинно-следственная связь между доминирующим положением и нарушением свободы конкуренции;

4) затрагивает ли такое нарушение существенную часть внутреннего рынка ЕС.

Запрещенными являются, в частности, установление несправедливых условий торговли, дискриминация одних торговых партнеров по сравнению с другими, заключение договора при условии принятия контрагентом дополнительных, не связанных с предметом такого договора, обязательств и ряд других антиконкурентных действий.