61. Мировая транспортная система и ее основные элементы и параметры, виды международных перевозок.
Мировая транспортная система и ее значение в развитии МЭО
Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в ХХ веке. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы. Наиболее высокого уровня развития достигла транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Она занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по частоте движения и густоте сети. На региональную систему стран – членов СНГ приходится всего 10% МТС, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. В общем, происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.
Виды транспортных сообщений:
- морские (низкая стоимость, мобильность, большая грузоподъемность, неограниченная пропускная способность, незаменимость в силу особенностей МТ)
- железнодорожный (высокие материальные затраты на строительство и эксплуатацию, относительная дешевизна перевозок, независимость от климатических условий, способность перевозки разнородного по характеру груза, наибольшая эффективности при перевозках >200 км)
- автомобильный (высокая сохранность груза, большая мобильность и скорость перевозки, ритмичность отправок груза, невозможность перевозки на большие расстояния, возможность доставки «от двери до двери»)
- речной (невысокая стоимость, перевозка крупных по объему партий грузов, возможность использования в районах, где неразвиты ж/д и автомобильная сеть; необходимость строительства гидротехнических сооружений, сезонность работ на реках, неоднородность судоходных условий на разных реках и на одних участках одних и тех же рек, необходимость учитывать естественные географическое водных путей и частое их несовпадение с направлением грузопотоков
- воздушный (высокая скорость доставки, сокращение пути, высокая сохранность груза в пути, возможность перевозки груза в труднодоступные районы, высокая стоимость, ограниченная грузоподъемность, зависимость от погодных условий, наземных служб управления полетом)
- трубопроводный (низкая себестоимость транспортировки, герметичность труб, высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; независимость от окружающей среды, обеспечение непрерывной подачи и транспортировки грузов; ограниченная пропускная способность)
Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования средств производства и рабочей силы. Несомненна роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром состояния национального и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он влияет на загрузку производственных мощностей, на формирование ВВП.
Основные параметры мировой транспортной системы
Общая протяженность транспортной сети по видам путем сообщения в последние десятилетия заметно стабилизировалась, в то же время произошло значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром. Важнейшими критериями для выявления национальных и макрорегиональных различий в транспортной работе являются следующие:
1. транспортоемкость производства, по сути выражающая соотношение между транспортом и производством
2. транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения, степень урбанизации
3. соотношение пассажирских и грузовых перевозок, что отражает транспортную парадигму того или иного региона (на что ориентирована хозяйственная система)
4. соотношение видов транспорта в транспортной работе, что является важнейшим типологическим признаком не только транспортной системы, но и хозяйства в целом.
Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающаяся соотношением между перевозками и производством. Статистические данные свидетельствуют о решающем значении для транспортоемкости отраслевой структуры экономики, роли «тяжелых» (сырьевых) отраслей, и относительно меньшей роли размеров территории, о чем свидетельствует разительный контраст между странами Западной и Восточной Европы по показателю транспоротемкости (в 6 раз). В развивающихся странах этот показатель значительно варьируется. Показатель подвижности населения имеет противоположную тенденцию наиболее высоко его значение в промышленно развитых западных странах. Транспортная подвижность населения – это сложное социальное и экономическое явление, за которым стоит целый комплекс факторов культурного, политического и демографического характера. В 80е гг. передвижение человека с учетом всех видов транспорта достигло 19,2 тыс. км в год. В Западной Европе данные показатели меньше в 1,5-2 раза. Все страны с высоким уровнем развития зависят от относительно большого числа поездок людей для обеспечения их экономической и социальной активности. В слаборазвитых странах перемещения людей не превышают 480-660 км в год, а в наиболее развитых странах мировой периферии – в 20 раз больше. Высокая мобильность людей начинается с достижения страной среднего уровня развития. Этот показатель по развивающимся странам тоже значительно варьирует и в целом относительно низок. Важным типологическим критерием, отражающим транспортную парадигму хозяйственной системы, является соотношение грузовых и пассажирских перевозок (1 т/км приравнивается к 1 пассажиро/км). В значительной мере на это соотношение влияет развитие в регионе или стране туризма и всей рекреационной сферы. Соотношение видов транспорта в грузовых перевозках определяется составом грузообразующих отраслей хозяйства, динамикой его изменения, степенью территориальной концентрации производства. На промышленно развитые страны Запада и Востока приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта, который делится почти поровну между двумя этими группами стран. Для анализа роли перевозок в экономическом развитии используется ряд показателей: соотношение ВВП и грузооборота, эластичность спроса на транспорт по отношению к доходу на душу населения и др. Соотношение ВВП и грузооборота в развитых странах: на один доллар ВВП приходится примерно 2,4 т/км перемещения груза, в странах с низким уровнем развития – в два раза больше. Примерно такое соотношение отмечается в эластичности спроса. Различия в показателях свидетельствую о том, что равный экономический рост требует больших перевозок на единицу производства, и меньше доля тяжелой промышленности, являющейся транспортно-интенсивной.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Новые тенденции в мировом хозяйстве и международном разделении труда
- 2Отраслевая структура мирового хоз-ва. Общая характеристика.
- 3 Отраслевая структура мирового хоз-ва. Общая характеристика.
- 1.Промышленность: добывающая и обрабатывающая (тэк, впк, Хим. Пром-ь, машиностроение и т.Д.)
- 1.По направлению (специализации): первичный сектор (добыча); вторичный (пр-во конечной продукции); третичный (сфера услуг).
- 4 Экономические параметры, характеризующие мировое хозяйство. Основные показатели, используемые для международных сопоставлений.
- 5 Международная специализация и кооперирование производства. Основные показатели, характеризирующие участие страны в мрт.
- 6 Экономические аспекты внешней миграции. Перспективы выхода России на международный рынок труда.
- 6 Экономические аспекты внешней миграции. Перспективы выхода России на международный рынок труда
- 7 . Процессы транснационализации в мировой экономике. Транснациональные корпорации: сущность, классификация и роль в системе мэо
- 7. Транснациональные корпорации: сущность, классификация и роль в мэо
- 8. Влияние тнк на экономику стран с различным уровнем развития
- 10. Сущность, задачи и функции международной валютной системы
- 10. Сущность, задачи и функции международной валютной системы
- 11 Международный Валютный Фонд. Основные функции и направления деятельности
- 12. Международный банк Реконструкции и Развития
- 13. Глобальные проблемы современного мир.Хоз. Эк.Аспекты мира и безопастности.
- 14.Международные экономические отношения: основные формы.
- 15.Интеграционные процессы и региональные объединения.
- 16.Всемирная Торговая Организация. Соглашения по вопросам регулирования международной торговли (гатт, гатс и др.).
- 17.Международные валютно-расчетные операции.
- 18. Мировая транспортная система и ее значение в развитии мэо
- 18 Мировая транспортная система и ее значение в развитии мэо
- 19.Общие черты и особенности экономики развивающихся стран и их основные социально- экономические проблемы.
- 20.Европейский союз и его роль в интеграционных процессах.
- 21.Основные формы международных расчетов, их классификация.
- 22. Специальные экономические зоны: виды и особенности. Сэз в России
- 23. Международные экономические организации. Особенности и характер экономической деятельности оон.
- 24. Роль и значение атэс: основные направления развития.
- 25.Пути интеграции России в систему мировой экономики (вывоз капитала, валютно-финансовая система и миграция рабочей силы и др.).
- 26. Россия в международной торговле. Перспективы экономических отношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья. (добавить еще)
- 27. Внешняя торговля России: сущность, функции, направления, перспективы развития
- 28. Товарная и географическая структура внешней торговли России
- 29. Внешнеэкономические связи: формы и основные функции
- 30.Роль и значение асеан: основные направления развития.
- 31. Топливно-сырьевые и с/х товары в мировой торговле
- 32. Услуги на мировом рынке и специфика торговли ими.
- 33.Роль и значение нафта: основные направления развития.
- 34.Основные направления внешнеторговой политики (фритредерство и протекционизм).
- 35.Внешнеэкономическая деятельность: понятие, виды и формы.
- 36. Государственное регулирование вэд и его основные инструменты.
- 37.Внешнеэкономическая политика России. Сущность, принципы, цели и основные элементы
- 38.Роль и значение меркосур: основные направления развития
- 39.Правовые основы государственного регулирования вэд в России.
- 40 Система государственного регулирования вэд в рф
- 41. Понятие, сущность и виды внешнеторговых операций. Основные этапы внешнеторговой операции
- 42. Международная торговая сделка: способы оформления и порядок заключения
- 43.Экспортно-импортные операции: содержание и методы осуществления
- 44. Торгово-посреднические операции: понятие, виды, организационные формы
- 47. Договор аренды (лизинга) и его особенности
- 48. Базисные условия поставки и особенности Инкотермс-2010.
- 49. Страхование как особая форма экономических отношений. Сущность и виды страхования
- 50. Особенности страхования внешнеэкономической деятельности
- 51. Кредитование внешнеторговых операций. Виды кредитов
- 52. Классификация субъектов вэд
- 53. Экспортеры-производители и их роль в вэд
- 54. Организации – посредники в вэд
- 55.Цена контракта:порядок формир-я цены,спообы фискации,базис,уровень.
- 56. Международная классификация внешнеторговых документов по группам. Содержание и назначение основных групп внешнеторговых документов.
- 57. Содержание и назначение основных групп внешнеторговых документов.
- 58. Понятие и содержание страхования грузов. Страховые риски и условия страхования
- 59. Организация биржевой и аукционной торговли.
- 60. Международные торги
- 61. Мировая транспортная система и ее основные элементы и параметры, виды международных перевозок.
- 62. Организация и управление доставкой различными видами транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным, воздушным.