§ 1. Спрос и предложение в международной торговле.
Мировой рынок функционирует в соответствии с теми же закономерностями, что и национальный. Мировой рынок – сфера, где формируются спрос и предложение в международном масштабе. Результатом их взаимодействия является мировая цена и фактический объем покупок и продаж.
См. подробнее: Киреев А. Международная экономика. В 2-х ч. Часть первая. - Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М., Международные отношения. 1997. – С. 16 - 19.
Мировые цены – множественность применяемых на мировом рынке цен, складывающихся под воздействием различных коммерческих и торгово– политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на одни и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. Собственно мировыми ценами признаются цены, по которым производятся крупные экспортно-импортные операции, в наибольшей степени характеризующие состояние мировой торговли конкретным товаром. Например, мировые цены на машины и оборудование – это преимущественно цены европейских, американских и японских производителей. На уголь – импортные цены западноевропейских портов. На нефть, олово, алюминий – цены Лондонской биржи цветных металлов. Можно выделить следующие виды цен:
- цены по обычным коммерческим сделкам;
- цены по клиринговым соглашениям;
- цены по программам государственной помощи;
- цены трансфертные (внутрифирменные);
- цены по неторговым операциям.
По признаку зависимости от сферы товарного обращения различают следующие виды цен:
- свободные отпускные цены
- оптовые цены на промышленную продукцию
- закупочные цены
- свободные розничные цены
- тарифы грузового и пассажирского транспорта
- тарифы на платные услуги населению
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
- Содержание
- Введение
- Содержание
- Тема 1. Содержание и основные направления внешнеэкономической деятельности (вэд).
- Основные понятия.
- § 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, основные направления и формы организации.
- Классификация видов международного кооперирования
- § 2. Инфраструктурное обеспечение вэд.
- § 3. Роль вэд в экономике страны.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Товар во внешней торговле
- Основные понятия.
- § 1. Потребительские свойства товара.
- § 2. Классификация товаров во внешней торговле.
- § 3. Конкурентоспособность товара на мировом рынке.
- § 4. Жизненный цикл товара на мировом рынке.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Контрагенты в сфере вэд
- Основные понятия.
- § 1. Основные группы контрагентов в системе международной экономики. Хозяйствующие субъекты вэд.
- § 2. Торговые посредники: внутренние и заграничные. Права и обязанности торговых посредников.
- § 3. Регулирующие субъекты в системе внешнеэкономической деятельности.
- § 4. Деятельность международных экономических организаций в качестве контрагентов вэд. Организации, содействующие международной деятельности фирм.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Внешнеторговые операции: содержание, классификация, характеристика.
- Основные понятия.
- § 1. Понятие, основное содержание и виды внешнеэкономических операций.
- § 2. Классификация внешнеторговых операций и их характеристика.
- Классификация форм и методов международной торговли
- § 3. Специфика внешнеторговых операций в зависимости от объекта сделки.
- 1.Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе
- 2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
- 3. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.
- § 4. Процедура подготовки экспортной и импортной сделки.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Международные контракты
- Основные понятия.
- § 1. Содержание и структура внешнеторгового контракта.
- Вводная часть (преамбула).
- Предмет контракта.
- 3. Количество.
- 4.Качество.
- Срок и дата поставки.
- Базисные условия поставки.
- Платеж.
- Упаковка.
- Порядок отгрузки.
- Сдача – приемка.
- Рекламации.
- Страхование.
- Штрафные санкции.
- Гарантии.
- Условия, обеспечивающие выполнение договора и санкции.
- Оговорки об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор).
- 16. Арбитраж.
- 17. Транспортные условия.
- 18. Прочие условия.
- 19. Итоговая формулировка, язык контракта и корреспонденции
- 20. Юридические адреса и подписи сторон.
- § 2. Понятие базисных условий поставки и их роль при заключении внешнеторговых контрактов. "инкотермс 2000".
- § 3. Нормативно-правовая регламентация внешнеторговых сделок и порядка их заключения и оформления.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 6. Валютно-финансовые и кредитные операции во внешнеторговых расчетах.
- Основные понятия.
- § 1. Валютно-финансовые и платежные условия контрактов во внешнеэкономической деятельности.
- § 2. Международные расчеты и их основные формы.
- Наличный платеж.
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Аккредитив
- Инкассо
- § 3. Кредитование внешнеторговых операций.
- Классификация видов кредитов
- § 4. Кредитование международных проектов.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 7. Международное ценообразование
- Основные понятия.
- § 1. Спрос и предложение в международной торговле.
- Факторы, влияющие на мировые цены со стороны спроса:
- § 2. Методы ценообразования в международной торговле.
- § 3. Прогнозирование динамики цен.
- § 4. Установление контрактной цены.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 8. Особенности международного маркетинга.
- Основные понятия.
- § 1. Понятие и сущность международного маркетинга.
- Элементы маркетинга:
- § 2. Структура управления международным маркетингом и его функции.
- § 3. Среда международного маркетинга.
- § 4. Разработка международной маркетинговой стратегии.
- Н изкий – (1) с редний – (2) в ысокий – (3)
- Планирование продукции, сбыта, продвижения и цены.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Организация вэд на уровне хозяйствующего субъекта
- Основные понятия.
- § 1. Общие принципы организации и управления вэд хозяйствующего субъекта.
- По каждому предприятию – участнику вэд совокупность показателей может варьироваться, но к основным сведениям будут относиться следующие:
- § 2. Структура служб вэд на уровне хозяйствующего субъекта.
- § 3. Планирование, контроль и финансовые результаты вэд.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Основные понятия.
- § 1. Международная торговая политика. Роль государства в регулировании вэд.
- Регулирование международной торговли.
- Валютное и банковское регулирование.
- Регулирование движения капитала и рабочей силы.
- § 2. Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы.
- § 3. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- § 4. Место и роль таможенной системы в регулировании вэд.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение