§ 1. Потребительские свойства товара.
В качестве объектов международной торговли выступают продукты труда человека в материально-вещественной форме, услуг и результатов творческой деятельности.
Товар в широком смысле слова – это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена.
Товар в узком смысле слова – это продукт труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.
В Российской Федерации товаром принято считать любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при реализации договора о международной перевозке, товаром не являются.
Товар во внешней торговле – это осязаемые (вещи) или неосязаемые (услуги) блага, которые различаются по физической природе и свойствам, местонахождению и времени, когда они могут быть доступными продавцу и покупателю.
Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между странами.
Неторгуемые товары – товары, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами.
Различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами:
- цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них как внутри страны, так и за рубежом; цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке;
- поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения – увеличением поставок иностранных товаров; для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно;
- динамика и уровень внутренних цен на торгуемые товары следуют за динамикой и уровнем цен в других странах; внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а изменение не приводить к изменению зарубежных цен на такие товары.
См. подробнее: Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – Глава 21.
Экспортный товар – товар, предназначенный для вывоза за границу. Статьями товарного экспорта являются товары, вывозимые из страны.
Экспортный товар должен удовлетворять следующим требованиям:
- обладать потребительскими свойствами, т.е. быть полезным для личного или общественного потребления. Если товар в состоянии удовлетворить потребности покупателя, то никакие усилия, никакие дополнительные затраты не смогут улучшить позиции такого товара на внешнем рынке;
- должен быть конкурентоспособным, т.е. его приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем приобретение другого товара, удовлетворяющего те же потребности, или аналогичного товара у другого продавца.
Экспортный товар – предмет внешнеторговой деятельности, т.е. деятельности в области международного обмена товарами (работами, услугами), результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Экспортным может считаться тот товар, который создан после серьезного анализа требований соответствующего сегмента рынка той страны (группы стран), куда этот товар предполагают экспортировать.
Особенно выгоден экспорт товара «рыночной новизны», т.е. такого товара, который:
открывает перед потребителями возможность удовлетворения совершенно новой потребности(так называемый пионерный товар);
поднимает на новую качественную ступень удовлетворение обычной, известной потребности;
позволяет более широкому кругу покупателей, нежели ранее, удовлетворять на данном уровне данную потребность.
Свойства, определяющие эффективность использования товаров по назначению, называются потребительскими и характеризуются показателями качества.
К потребительским свойствам продовольственных товаров относят пищевую биологическую, энергетическую и физиологическую ценности.
К потребительским свойствам непродовольственных товаров относят социальные, функциональные, эргономические, эстетические, экологические качества, надежность в потреблении и безопасность.
См подробнее: Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. – Глава 1.
Качество товара – это совокупность свойств, которые обусловливают пригодность данного товара удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара. Качество продукции зависит от качества сырья и материалов, уровня развития науки и техники, прогрессивности применяемой технологии, организации труда и производства, квалификации кадров.
Показатели, характеризующие качество товара, можно подразделить на показатели качества самой продукции, качества изготовления и качества продукции в эксплуатации/потреблении. Последнее характеризуется следующими показателями:
коэффициент дефектности;
затраты на устранение и переделку брака, обнаруженного во время технического контроля;
расходы на удовлетворение претензий потребителя в связи с выявлением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации/потребления товара.
Качество товара в контрактах, заключаемых в пределах одной страны или региональной группировки стран, обычно определяется принятыми стандартами. В других случаях качество предусматривается в спецификации. Во внешнеторговой практике существуют специальные понятия:
кондиция – означает условие о качестве и упаковке;
обычное экспортное качество.
В международной практике используются стандарты, разработанные и рекомендованные к использованию соответствующими международными организациями по стандартизации: Международная организация по стандартизации (ИСО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейская организация по качеству (ЕОК). Международные стандарты носят рекомендательный характер, но в около 90 стран мира стандарты ИСО приняты в качестве национальных.
Дополнительно см.: Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб.пособие /под ред. проф. Е.П.Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2005. – Глава 5.
- Содержание
- Введение
- Содержание
- Тема 1. Содержание и основные направления внешнеэкономической деятельности (вэд).
- Основные понятия.
- § 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, основные направления и формы организации.
- Классификация видов международного кооперирования
- § 2. Инфраструктурное обеспечение вэд.
- § 3. Роль вэд в экономике страны.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Товар во внешней торговле
- Основные понятия.
- § 1. Потребительские свойства товара.
- § 2. Классификация товаров во внешней торговле.
- § 3. Конкурентоспособность товара на мировом рынке.
- § 4. Жизненный цикл товара на мировом рынке.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Контрагенты в сфере вэд
- Основные понятия.
- § 1. Основные группы контрагентов в системе международной экономики. Хозяйствующие субъекты вэд.
- § 2. Торговые посредники: внутренние и заграничные. Права и обязанности торговых посредников.
- § 3. Регулирующие субъекты в системе внешнеэкономической деятельности.
- § 4. Деятельность международных экономических организаций в качестве контрагентов вэд. Организации, содействующие международной деятельности фирм.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Внешнеторговые операции: содержание, классификация, характеристика.
- Основные понятия.
- § 1. Понятие, основное содержание и виды внешнеэкономических операций.
- § 2. Классификация внешнеторговых операций и их характеристика.
- Классификация форм и методов международной торговли
- § 3. Специфика внешнеторговых операций в зависимости от объекта сделки.
- 1.Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе
- 2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
- 3. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.
- § 4. Процедура подготовки экспортной и импортной сделки.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Международные контракты
- Основные понятия.
- § 1. Содержание и структура внешнеторгового контракта.
- Вводная часть (преамбула).
- Предмет контракта.
- 3. Количество.
- 4.Качество.
- Срок и дата поставки.
- Базисные условия поставки.
- Платеж.
- Упаковка.
- Порядок отгрузки.
- Сдача – приемка.
- Рекламации.
- Страхование.
- Штрафные санкции.
- Гарантии.
- Условия, обеспечивающие выполнение договора и санкции.
- Оговорки об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор).
- 16. Арбитраж.
- 17. Транспортные условия.
- 18. Прочие условия.
- 19. Итоговая формулировка, язык контракта и корреспонденции
- 20. Юридические адреса и подписи сторон.
- § 2. Понятие базисных условий поставки и их роль при заключении внешнеторговых контрактов. "инкотермс 2000".
- § 3. Нормативно-правовая регламентация внешнеторговых сделок и порядка их заключения и оформления.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 6. Валютно-финансовые и кредитные операции во внешнеторговых расчетах.
- Основные понятия.
- § 1. Валютно-финансовые и платежные условия контрактов во внешнеэкономической деятельности.
- § 2. Международные расчеты и их основные формы.
- Наличный платеж.
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Аккредитив
- Инкассо
- § 3. Кредитование внешнеторговых операций.
- Классификация видов кредитов
- § 4. Кредитование международных проектов.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 7. Международное ценообразование
- Основные понятия.
- § 1. Спрос и предложение в международной торговле.
- Факторы, влияющие на мировые цены со стороны спроса:
- § 2. Методы ценообразования в международной торговле.
- § 3. Прогнозирование динамики цен.
- § 4. Установление контрактной цены.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 8. Особенности международного маркетинга.
- Основные понятия.
- § 1. Понятие и сущность международного маркетинга.
- Элементы маркетинга:
- § 2. Структура управления международным маркетингом и его функции.
- § 3. Среда международного маркетинга.
- § 4. Разработка международной маркетинговой стратегии.
- Н изкий – (1) с редний – (2) в ысокий – (3)
- Планирование продукции, сбыта, продвижения и цены.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Организация вэд на уровне хозяйствующего субъекта
- Основные понятия.
- § 1. Общие принципы организации и управления вэд хозяйствующего субъекта.
- По каждому предприятию – участнику вэд совокупность показателей может варьироваться, но к основным сведениям будут относиться следующие:
- § 2. Структура служб вэд на уровне хозяйствующего субъекта.
- § 3. Планирование, контроль и финансовые результаты вэд.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Основные понятия.
- § 1. Международная торговая политика. Роль государства в регулировании вэд.
- Регулирование международной торговли.
- Валютное и банковское регулирование.
- Регулирование движения капитала и рабочей силы.
- § 2. Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы.
- § 3. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- § 4. Место и роль таможенной системы в регулировании вэд.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение