§ 2. Методы ценообразования в международной торговле.
Мировые цены имеют ряд особенностей, обусловленных их множественностью и подвижностью по временным и пространственным параметрам:
- мировые цены формируются на основных «страновых» рынках, где сосредоточено основное производство или потребление данного вида товара;
- мировые цены на данный товар ведущих экспортеров или импортеров, занимающих наибольший удельный вес на мировом товарном рынке;
- определение мировых цен в свободно конвертируемой валюте, так как уровень цен в замкнутой валюте и расчеты по товарообмену обычно выше.
Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю.Гречков. – М.: Экономистъ, 2004. – Глава 2 § 5.
Уровень мировых цен определяется совокупность факторов экономического и внеэкономического содержания, которые называются ценообразующими.
Таблица 1.
Ценообразующие факторы.
Общеэкономические
|
|
Конкретно экономические
|
|
Специфические
|
|
Специальные
|
|
Внеэкономические |
|
В мировой торговле применяются два основных типа цен: расчетные и публикуемые (объявляемые).
При экономическом и статистическом анализе мировых цен их принято делить на две группы: цены на продукцию обрабатывающей промышленности и цены на сырье.
Важнейшей особенностью формирования мировых цен на сырье является то, что они зависят не от величины внутренних издержек, а от действия других факторов. Основными из них являются следующие:
- соотношение спроса и предложения на рынке сырьевых товаров;
- сочетание цен основных производителей-экспортеров и биржевых котировок в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров;
- множественность цен основных производителей-экспортеров и биржевых котировок, которые играют роль мировых денег, под влиянием использования различных валют для выражения цен, нарушения баланса предложения и спроса на сырьевые товары и т.д.;
- особая роль государства или их групп – ведущих экспортеров и/или импортеров соответствующих товаров в формировании мировых цен.
Базой экспортных цен продукции обрабатывающих отраслей служат цены на внутреннем рынке, формируемые крупными компаниями-производителями методами: полных затрат и прямых затрат.
Метод полных затрат – наиболее распространенный – суммирование всех затрат, связанных с производством продукции, к ним прибавляется величина предполагаемой прибыли и определяется доход, ожидаемый от реализации продукции. Полученная величина дохода делится на ежемесячный объем выпуска продукции. Таким образом определяется фабричная цена единицы продукции.
Таблица 2.
Определение цены продукции методом полных затрат
(затраты в месяц, руб.)
Наименование затрат | Сумма |
Материалы Рабочая сила Косвенные расходы |
|
Всего затрат |
|
Ожидаемая прибыль Ожидаемый доход от реализации Месячное производство продукции, шт. Цена единицы продукции |
|
Метод прямых затрат основан на делении всех издержек на накладные (в основном условно-постоянные) и прямые (переменные) расходы. Постоянные расходы практически не зависят от изменения объемов производства, поэтому для короткого периода времени важным является анализ прямых издержек, величина которых меняется по мере изменения объемов производства. По этому методу цена устанавливается путем прибавления к прямым затратам определенной суммы прибыли, а постоянные расходы предприятия не распределяются по отдельным продуктам, а погашаются из разницы между ценами реализации и переменными затратами. Эта разница называется «добавленной» или «маржинальной» прибылью.
Таблица 3.
Определение цены методом прямых затрат (затраты в месяц, руб.)
Затраты | Варианты | |||
Ожидаемый объем продаж, шт. Предполагаемая цена за единицу Сумма прямых (переменных) затрат «Маржинальная» прибыль на единицу продукции Суммарная «маржинальная» прибыль Постоянные издержки при 100%-м использовании производственных мощностей Реализованная прибыль | 400 18,0 8,58 9,42
3768
3000
768 |
|
| 900 14,0 8,34 5,66
5094
3000
2094 |
Мировые цены формируются не только под воздействием конъюнктуры соответствующего мирового рынка, но в соответствии с жизненным циклом товара. В практике маркетинга обычно применяют следующие типы ценовой политики.
«Ценовой лидер» - агрессивная политика, характерная для мощных фирм, овладевших значительной долей рынка и устанавливающих монопольные цены.
«Следование в фарватере» - это пассивная политика малых фирм, не владеющих сколько-нибудь значительной долей рынка.
«Атака» - политика фирмы, направленная на захват лидирующего положения на рынке, реализуемая в резком снижении себестоимости продукции ради снижения цен и роста объема продаж; разорении или присоединении мелких конкурентов и т.п.
«Снятие сливок» - политика по введению на рынок качественно новых товаров с целью ускорения окупаемости расходов на НИОКР.
«Внедрение» - политики, по которой товар, отличающийся простой технологией производства и технической несложностью, вводится на рынок по максимально низкой цене.
- Содержание
- Введение
- Содержание
- Тема 1. Содержание и основные направления внешнеэкономической деятельности (вэд).
- Основные понятия.
- § 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, основные направления и формы организации.
- Классификация видов международного кооперирования
- § 2. Инфраструктурное обеспечение вэд.
- § 3. Роль вэд в экономике страны.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Товар во внешней торговле
- Основные понятия.
- § 1. Потребительские свойства товара.
- § 2. Классификация товаров во внешней торговле.
- § 3. Конкурентоспособность товара на мировом рынке.
- § 4. Жизненный цикл товара на мировом рынке.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Контрагенты в сфере вэд
- Основные понятия.
- § 1. Основные группы контрагентов в системе международной экономики. Хозяйствующие субъекты вэд.
- § 2. Торговые посредники: внутренние и заграничные. Права и обязанности торговых посредников.
- § 3. Регулирующие субъекты в системе внешнеэкономической деятельности.
- § 4. Деятельность международных экономических организаций в качестве контрагентов вэд. Организации, содействующие международной деятельности фирм.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Внешнеторговые операции: содержание, классификация, характеристика.
- Основные понятия.
- § 1. Понятие, основное содержание и виды внешнеэкономических операций.
- § 2. Классификация внешнеторговых операций и их характеристика.
- Классификация форм и методов международной торговли
- § 3. Специфика внешнеторговых операций в зависимости от объекта сделки.
- 1.Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе
- 2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
- 3. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.
- § 4. Процедура подготовки экспортной и импортной сделки.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Международные контракты
- Основные понятия.
- § 1. Содержание и структура внешнеторгового контракта.
- Вводная часть (преамбула).
- Предмет контракта.
- 3. Количество.
- 4.Качество.
- Срок и дата поставки.
- Базисные условия поставки.
- Платеж.
- Упаковка.
- Порядок отгрузки.
- Сдача – приемка.
- Рекламации.
- Страхование.
- Штрафные санкции.
- Гарантии.
- Условия, обеспечивающие выполнение договора и санкции.
- Оговорки об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор).
- 16. Арбитраж.
- 17. Транспортные условия.
- 18. Прочие условия.
- 19. Итоговая формулировка, язык контракта и корреспонденции
- 20. Юридические адреса и подписи сторон.
- § 2. Понятие базисных условий поставки и их роль при заключении внешнеторговых контрактов. "инкотермс 2000".
- § 3. Нормативно-правовая регламентация внешнеторговых сделок и порядка их заключения и оформления.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 6. Валютно-финансовые и кредитные операции во внешнеторговых расчетах.
- Основные понятия.
- § 1. Валютно-финансовые и платежные условия контрактов во внешнеэкономической деятельности.
- § 2. Международные расчеты и их основные формы.
- Наличный платеж.
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Аккредитив
- Инкассо
- § 3. Кредитование внешнеторговых операций.
- Классификация видов кредитов
- § 4. Кредитование международных проектов.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 7. Международное ценообразование
- Основные понятия.
- § 1. Спрос и предложение в международной торговле.
- Факторы, влияющие на мировые цены со стороны спроса:
- § 2. Методы ценообразования в международной торговле.
- § 3. Прогнозирование динамики цен.
- § 4. Установление контрактной цены.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 8. Особенности международного маркетинга.
- Основные понятия.
- § 1. Понятие и сущность международного маркетинга.
- Элементы маркетинга:
- § 2. Структура управления международным маркетингом и его функции.
- § 3. Среда международного маркетинга.
- § 4. Разработка международной маркетинговой стратегии.
- Н изкий – (1) с редний – (2) в ысокий – (3)
- Планирование продукции, сбыта, продвижения и цены.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Организация вэд на уровне хозяйствующего субъекта
- Основные понятия.
- § 1. Общие принципы организации и управления вэд хозяйствующего субъекта.
- По каждому предприятию – участнику вэд совокупность показателей может варьироваться, но к основным сведениям будут относиться следующие:
- § 2. Структура служб вэд на уровне хозяйствующего субъекта.
- § 3. Планирование, контроль и финансовые результаты вэд.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Основные понятия.
- § 1. Международная торговая политика. Роль государства в регулировании вэд.
- Регулирование международной торговли.
- Валютное и банковское регулирование.
- Регулирование движения капитала и рабочей силы.
- § 2. Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы.
- § 3. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- § 4. Место и роль таможенной системы в регулировании вэд.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение