logo
MEO-RF

Основные показатели и направления торгово-экономического сотрудничества России со странами снг

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского экспорта в СНГ), важными экспортными позициями являются поставки машинно-технической продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.

Страны СНГ (без России, если специально не оговаривается) играют весьма скромную достаточно прочные позиции, в частности, на рынк

ЦИФРЫ: Внешнеторговый оборот РФ со странами СНГ в 2011 году составил 122,5 млрд долл США. Экспорт РФ в страны СНГ в 2011 – 78,2 мрд долл США. В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2011 году доля топливно-энергетических товаров составила 56,6% от всего экспорта в эти страны, что на 3,6 процентных пунктов больше, чем в 2010 году. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,5%. Возросли физические объемы экспорта дизельного топлива на 13,4%, топлив жидких – на 66,2%.

Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 12,8% (в 2010 году – 14,4%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем экспорта электрического оборудования возрос на 6,2%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 30,8%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 66,0%, грузовых автомобилей – на 31,9%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2011 году составил 10,0% (в 2010 году – 8,9%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2010 годом на 26,2%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии возросли на 59,0%, аммиака – в 2,2 раза, органических химических соединений – на 59,8%, комплексных удобрений – на 8,9%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2011 году составила 8,1% (в 2010 году – 9,0%). Физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали возросли на 36,7%, алюминия – на 32,8%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 3,6% (в 2010 году – 4,0%). Физические объемы поставок пиломатериалов возросли – на 5,6%, фанеры – на 9,2%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2011 году составила 5,4% (в 2010 году – 5,8%). Физические объемы поставок свежемороженой рыбы возросли на 35,4%, пшеницы – на 73,4%, семян подсолнечника – на 40,1%.

Импорт РФ из стран СНГ в 2011 – 44,3 млрд долл США. В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году доля машин и оборудования составила 34,4% (в 2010 году – 29,3%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2010 годом возрос на 39,3%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 22,3%, электрического оборудования – на 27,6%, железнодорожного оборудования – на 68,1%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 37,0%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился на 27,8 %.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году составил 18,9% (в 2010 году – 18,1%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 13,8% (17,3%), топливно-энергетических товаров – 11,9% (10,5%), продукции химической промышленности – 8,2% (8,7%), текстильных изделий и обуви – 4,5% (4,5%).

Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с 2010 годом наблюдался в основном по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличились поставки кукурузы – в 5,0 раза, мяса свежего и мороженного – на 83,3%, нефтепродуктов – на 54,5%, органических химических соединений – на 67,9%, пластмассы и изделий из нее – на 34,0%, черных металлов и изделий из них – на 14,0%, труб – на 34,8 %.

Очевидно, что российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

  1. Эволюция ядра экономической интеграции на пространстве СНГ: от таможенного союза 1995 года и ЕврАзЭс к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству России, Белоруссии и Казахстана. Возможности и организация расширения ЕЭП.

В январе 1995 г. вступило в силу соглашение «О Таможенном союзе» между российской Федерацией и Белоруссией. Спустя месяц было подписано уже новое трёхстороннее рамочное соглашение с участием Казахстана.

В 1996 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали трёхсторонний договор о развитии экономической интеграции. Затем к данному соглашению присоединились Киргизия и Таджикистан. В итоге, в рамках достигнутых договорённостей планировалось присоединение всех стран к ВТО, а затем формирование таможенного союза.

Однако правительства стран вместо дальнейшей интеграции в рамках достигнутых договорённостей решили расширить сферу интеграции. В итоге был принят новый пакет документов: Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г., а затем в 2000 г. документ об учреждении Евразийского экономического сообщества. В итоге произошла полная разбалансировка между практикой образования таможенных союзов и концепцией в рамках ЕврАзЭС (попытались перескочить через 2 первых степени интеграции, ЗСТ и ТС). В результате работа по формированию ТС стала носить сугубо формальный характер, причём ЕврАзЭС стал своего рода «преемником» таможенного союза’95.

ЕврАзЭС — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

1 января 2010 года начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Создание Таможенного союза рассматривается как первой ступень на пути создания Единого экономического пространства (ЕЭП). Таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности, Таджикистан. А также – Сирия, Молдова. Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом. 8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание». Заинтересованность в участии в ЕЭП высказывали Киргизия, Абхазия, Украина, Армения.

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.