logo
MEO-RF

Товарный импорт России: структура, динамика, география.

Объемы и динамика: Импорт России в 2011 году составил 305 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 33,4% и наконец превысив докризисный уровень 2008 г. (292 млрд долл). Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, так и увеличением средних цен. Для сравнения: в 1995 г. импорт составлял всего 47 млрд долл. Стремительный рост импорта в 2000-е гг. обусловлен ростом доходов населения и увеличением потребления, которое, в условиях низкой конкурентоспособности отечественных товаров, стимулировало рост ввоза иностранных товаров.

Товарная и географическая структура:В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долюмашин и оборудования в 2011 году приходилась наибольшая доля - 51%, на втором месте товары химической промышленности (16%), на третьем - продовольственные товары и сырье (14%). В товарной структуре импорта из СНГ также преобладают машины и оборудование, на втором месте – металлы, на третьем – продовольственные товары.Товарная структура российского импорта также свидетельствует о невысокой конкурентоспособности и недостаточном производстве многих российских товаров даже для внутреннего рынка. Россия с ее огромным сельскохозяйственным потенциалом продолжает оставаться одним из крупнейших в мире импортеров продовольственных товаров (мяса, сахара, овощей и фруктов, крепких спиртных напитков, хлопка), и, несмотря на рост экспорта сельхозпродуктов из России, отрицательное сальдо в этой торговле продолжает нарастать. Что касается быстро растущего импорта машин, оборудования и транспортных средств, то наибольшую его долю составляютлегковые автомобили и бытовая техника, т.е. потребительские товары. В результате российский импорт имеет сильную потребительскую окраску: потребительские товары составляют более 40% (остальное – товары промежуточного и инвестиционного значения), тогда как в развитых странах, а также в странах БРИКС эта доля значительно меньше. Россия фактически «проедает» существенную часть импорта, не расходуя ее на модернизацию основных фондов. В стране сложился специфический внешнеторговый кругооборот – доминирующие в экономике сырьевые отрасли поставляют основную часть своей продукции на экспорт, но экспортная выручка в значительной степени тратится на импорт иностранных потребительских, а не инвестиционных товаров.Основными импортными партнерами России являютсяКитай (17%), Германия (12%), Украина (6%).

Возможности изменения структуры: Диверсификация экспорта и связанная с ней структурная перестройка всей экономики России должна сопровождаться развитием импортозамещающего производства. Размер и структура импорта в условиях почти полного открытия российского внутреннего рынка лимитируются сравнительно низким платежеспособным спросом населения, а также промышленности и сельского хозяйства.Однако импорт будет расти по мере повышения платежеспособного спроса в стране.Это может нанести существенный ущерб отечественному производству и ухудшить внешнее валютно-финансовое положение страны.Движение внутренних цен на продовольствие в 2005-2008 годах отчетливо продемонстрировало опасность складывающейся импортной политики страны.С этой точки зрения, заслуживает негативной оценки наметившаяся в последнее десятилетие политика поощрения создания сборочного производства в стране многих важных товаров, от производства которых зависит не только экономическая, но и научно-техническая и оборонная безопасность России (продукты питания, сельхозмашиностроение, автомобильная и электронная промышленности, самолетостроение и ряд других отраслей).Очевидно, что привлечение иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли производства России должно проходить под государственным контролем.В большинстве развитых стран мира размещение иностранных инвестиций – это процесс, регулируемый государством.Также очевидно, что привлечение иностранных инвестиций должно быть соизмеримо с национальными интересами Российской Федерации в целом, а не только с интересами отдельных компаний.