История (1990 – 2000-е гг.), современное состояние и проблемы дальнейшего развития отношений россии с «группой восьми», «группой двадцати» и оэср.
Россия и G8:
Первые контакты с «Группой семи» состоялись еще во времена СССР. Так, 17 июля 1991 г. в Лондоне «на полях» саммита состоялась рабочая встреча президента СССР М.С.Горбачева с лидерами «семерки».
В дальнейшем лидеры стран «Группы семи» придерживались подобного формата проведения встреч уже с российским президентом (Мюнхен 1992 г. и Токио 1993 г.). Их главный итог – установление прямого взаимодействия между Россией и «семеркой» по ряду международно-политических и экономических вопросов.
Начало оформлению «восьмерки» было положено в 1994 г. на саммите в Неаполе. Его первая часть прошла в «семерочном» формате, а вторая – в формате «восьмерки» с участием российского Президента в качестве равноправного партнера.
В Галифаксе принятогопредложение России о проведении 19-20 апреля 1996 г. в Москве саммита «восьмерки» по ядерной безопасности под сопредседательством Президентов России и Франции.
Саммит в Денвере в июне 1997 г. от начала до конца проходил как встреча равноправных партнеров по «Группе восьми». В итоговом коммюнике партнеры признали, что Россия «завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой».
Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).
Россия в настоящее время обладает несколько урезанным по сравнению с другими странами участниками G8 членством в этой организации. В частности — вопросы финансового и валютного характера обсуждаются без её участия.
Проблемы дальнейшего развития:
По мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран "Восьмерки", а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов "Группы восьми". Эксперты сходятся к тому мнению, что "стопроцентное" участие страны в работе "Восьмерки" неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций — ВТО и ОЭСР
Россия и ОЭСР
История
Сотрудничество ОЭСР и России имеет свою историю. Еще в советский период специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако, по-настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 г. была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России. В 1996 г. Россия подала официальную заявку о вступлении в ОЭСР. И, наконец, в 1997 г. был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.
Основн. инструм сотрудничества – ежегодные рабочие программы (с 1995).
Цели:
стабилизация на макроэкономическом уровне
реструктуризация предприятий и развитие институциональной и правовой среды
построение системы развитой рыночной экономики.
Средства:
общеэкономические обзоры, исследования
конференции и семинары по актуальным проблемам построения рын эк-ки
обучающий и консультируюший блок (подготовка гос служащих - налоговых спецов, статистиков, бухгалтеров, консультации по подгот проектов эк законов)+ сеть по борьбе с коррупцией
В настоящее время одним из новых и, можно сказать, ''модных'' направлений работы ОЭСР является создание Сети по борьбе с коррупцией в странах с переходной экономикой, в том числе в Российской Федерации. Одним из важных направлений взаимодействия России и ОЭСР является участие российских представителей в работе комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. Россия стремится к вступлению в ОЭСР, однако это будет сделано лишь только после вступления страны в ВТО.
Что дает России членство в ОЭСР:
тесные контакты с наиболее развитыми странами мира
дальнейшая интеграция в мировое сообщество.
неограниченный доступ к опыту управления рыночной экономикой (в том числе и к конфиденциальной информации
полигон для "обкатки" новых идей и концепций в экономической и социальной политике.
членство как "рейтинговый показатель" как для международных организаций, занимающихся распределением финансовых средств, так и для частных кредитных организаций и инвесторов.
Проблемы дальнейшего развития:
Медленное увеличение количества комитетов, в которых могла бы участвовать Россия из-за отсутствия кадровых и финансовых возможностей, слабое участие гос-ва.
потенциальная возможность со стороны стран-участниц Организации оказывать давление в ходе переговоров, как и в случае с ВТО, о дальнейшей либерализации внешней торговли и чувствительных для нас секторовэкономики, таких как финансовые услуги, энергетика.
некоторыми сложностями административного характера: создание дополнительного административного ресурса (ведомств)
Россия и G-20
Большая двадцатка" (G20) - это группа наиболее развитых и влиятельных государств мира, которые в совокупности представляютдве трети населения планеты и 85% мировой экономики.
В "двадцатку" входятАвстралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония, а также ЕС, представляемая страной-председателем.
G20 является неформальным объединением, образованным после финансового кризиса стран Азии 1999 года для координации мер по его преодолению на уровне министров финансов и центробанков.Первый саммит «Группы двадцати» был созван 15 ноября 2008 года в Вашингтоне для обсуждения проблем, связанных с глобальным финансово-экономическим кризисом.
Позиция России:
Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Мы должны действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках"
Заменить доллар в качестве резервной валюты. Использовать СПЗ - специальные права заимствования Международного валютного фонда, которые сейчас рассчитываются с учетом курсов доллара, евро, фунта и йены.
Необходимость реформирования МВФ. МВФ (вслед за США) во многом ответственен за то, что происходит сейчас в мировой финансовой системе и экономике, поэтому предлагается расширить влияние и возможности развивающихся стран.
2 полюса: США за преодоление кризиса при помощи финансовых вливаний, Европа, напротив, не хочет расплачиваться за чужие ошибки, она озабочена угрозой роста инфляции, бюджетного дефицита и социальных противоречий. Россия в этом вопросе склоняется к позиции США.
- Место России в мировой экономике и международных экономических отношениях (основные показатели)
- Структура экономики России. Влияние уровня развития экономики страны на место России в мэо.
- Международная конкурентоспособность России. Задачи повышения производительности труда и энергоэффективности экономики.
- Эволюция торговой политики России в 1990-2000-е. Возможности применения инструментов торговой политики России для содействия экспорту и рационализации структуры импорта.
- Обязательства, взятые на себя Россией по итогам переговоров о присоединении к вто.
- Место и роль внешней торговли в хозяйственном развитии и международных экономических отношениях России.
- Товарный экспорт России: специализация, структура, динамика, география, пути и возможности изменения специализации. (многое повторяется из предыдущего билета)
- Товарный импорт России: структура, динамика, география.
- Экспорт и импорт услуг России. Перспективы сокращения отрицательного сальдо
- Современная и потенциальная роль иностранных инвестиций в российской экономике.
- Инвестиционный климат и возможности его улучшения.
- Зарубежные инвестиции российского бизнеса
- Возможность создания международного финансового центра в российской федерации. Задача превращения рубля в региональную резервную валюту.
- История (1990 – 2000-е гг.), современное состояние и проблемы дальнейшего развития отношений россии с «группой восьми», «группой двадцати» и оэср.
- История (1990-2000-е гг.), современное состояние и проблемы дальнейшего развития отношений россии с мвф и всемирным банком.
- История (1990-2000-е гг), современное состояние и проблемы дальнейшего развития отношений россии с международными экономическими организациями системы оон.
- Внешняя государственная и частная задолженность России (динамика, структура, современное состояние и прогноз динамики по данным Минфина).
- Задолженность иностранных государств России
- Проблема «бегства» российского капитала за рубеж.
- Управление валютным курсом как средство воздействия на конкурентоспособность экономики России: возможности и недостатки.
- Научно-технический потенциал России (состояние, тенденции, важнейшие проблемы). Современные международные позиции рф в сфере науки и техники.
- Россия на мировом рынке наукоемкой продукции. Возможности расширения и укрепления позиций нашей страны.
- Россия на мировом рынке вооружений (масштабы присутствия, тенденции, перспективы)
- Основные показатели и направления торгово-экономического сотрудничества России со странами снг
- Торгово-экономические отношения России и Украины в 1990-2000-е годы и на современном этапе.
- Место и показатели России в рейтингах Global Competitiveness Report и Doing Business.
- Место и роль торгово-экономических отношений с Европейским союзом в мировых хозяйственных связях России. Проблематика подписания нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
- Торгово-экономические отношения рф с cшa и Канадой: состояние, проблемы, перспективы. Возможности улучшения торгово-политических основ сотрудничества.
- Состояние, проблемы и перспективы тогрово-экономических отношений России с Японией, включая торгово-политические аспекты.
- Место развивиющихся стран в системе внешнеэкономических связей России. Общая характеристика развития торговли рф с развивающимимся странами (объём, динамика, структура).
- Китай в системе российских мэо. Изменение структуры внешней торговпи с Китаем в 2000-е гг. Программа сотрудничества между регионами России и Китая на 2009-2018 гг.
- Активизация сотрудничества России со странами Латинской Америки в 2000-е гг., проблемы и дальнейшие перспективы развития экономических отношений.
- Атр во внешнеэкономической стратегии России: задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу.
- Состояние и возможности активизации торгово-экономических отношений рф со странами Африки.
- Цели присоединения России к Всемирной торговой организации.