logo
Гурова 2008 - Мировая экономика / мировая экономика2008

4.1. Причины и формы региональной экономической интеграции

Региональная экономическая интеграция — это процесс хозяй­ственно-политического межгосударственного объединения стран на основе развития устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Она возникает в результате заключения преференциальных соглашений между странами, фор­мирующими интеграционный блок (группировку). Причины ре­гионализма носят в основном политический характер. Во-первых, это стремление к укреплению политического влияния, особенно характерное для малых стран, для которых участие в интеграцион­ном блоке — наиболее эффективный способ защиты своих интере­сов в многосторонних переговорах. Во-вторых, это безопасность более тесное экономическое сотрудничество служит надежным средством избежания военно-политических конфликтов. В конце 2002 г. ВТО отмечала наличие 259 региональных торговых соглашений. За пределами этого списка наблюдалось 70 соглашений, кроме того, еще 70 соглашений находились в процессе подписания. Они получили распространение во всех частях света (см. прил. 10).

Выделяют несколько форм международной региональной эко­номической интеграции. Первоначально их классификация была разработана Б. Балашем и представлена в книге «Теория экономи­ческой интеграции» (1961). Он выделил пять режимов междуна­родной экономической деятельности (табл. 4.1). В современной экономической литературе выделяют четыре формы региональной экономической интеграции: зону свободной торговли, тамо­женный союз, общий рынок, экономический союз.

Зона свободной торговли — это региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля. Эта форма интеграции устраняет внутренние барьеры и создает благоприятные предпосылки для специализации стран — участ­ниц блока на производстве тех товаров и услуг, для которых они имеют сравнительные преимущества, и облегчает ввоз тех товаров и услуг, в производстве которых они не имеют сравнительных пре­имуществ. Экономическая интеграция в форме зоны свободной торговли, как правило, создает благоприятную ситуацию для всех участников группы, так как каждый может специализироваться на тех товарах и услугах, для которых имеет наиболее благоприятные предпосылки, а в остальном может полагаться на других ее участни­ков. При этом каждая страна сохраняет самостоятельность в торговой и других видах экономической политики. Одно из наиболее извест­ных соглашений такого типа — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в I960 г., которая в настоящее время объединяет страны Западной Европы, не вошедшие в Европейский союз: Норвегию, Швейцарию, Исландию. Другой пример — Севе­роамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объ­единившее в 1989 г. США и Канаду, в которое впоследствии вступи­ла Мексика.

Таблица 4.1

Режимы международной экономической деятельности: классификация

Формы региональной экономической интеграции

Товары

и услуги

Капитал и труд

Общая экономи­ческая политика

Отсутст­вие внут­ренних барьеров

Единый внешний тариф

Свобод­ное пере­мещение

Микро

Макро

Зона свободной торговли

+

-

-

-

-

Таможенный союз

+

+

-

-

Общий рынок

+

+

+

-

Единый рынок

+

+

+

+

-

Экономический и валют-

+

+

+

+

+

ный союз

Таможенный союз — это общая таможенная территория двух стран или более с единым таможенным тарифом в отношении то­варов, вывозимых или ввозимых из третьих стран. Таможенный союз ведет к принятию странами-участницами общей торговой политики. Каждый член передает часть функций управления, свя­занных с торговой политикой, группе в целом. При этом третьи страны, не входящие в интеграционную группировку, по отноше­нию к которым сохраняются торговые ограничения, могут ока­заться в невыгодном положении, так как на территории таможен­ного союза в силу торговых барьеров их товары становятся менее конкурентоспособными, что может вести к потере рыночной доли и доходов. Однако внутри интеграционной группировки возрос­шая конкуренция производителей стран-участниц ведет к росту экономической эффективности, снижению цен и росту экспорта в третьи страны. Примерами такой формы интеграции служат Андское сообщество (АНКОМ), включающее пять латиноамерикан­ских стран, и Карибское сообщество, состоящее из 15 стран Ка­рибского региона (КАРИКОМ) (см. прил. 10).

Общий рынок — это пространство, охватывающее некоторое число стран, на котором они устанавливают равные условия, обес­печивающие свободное передвижение товаров и услуг, факторов производства (труда и капитала). Осуществляя единую торговую политику, страны сохраняют самостоятельность в денежно-кре­дитной и бюджетно-налоговой политике, однако проводят их со­гласование. Основными признаками общего рынка выступают от­сутствие каких-либо барьеров в торговле между государствами, общая торговая политика по отношению к другим странам, под­вижность факторов производства между государствами — членами союза. Основная выгода общего рынка заключается в том, что он создает благоприятные предпосылки для мобильности таких факто­ров производства, как капитал, труд, технологии, и для более полной реализации сравнительных преимуществ. Примером этой формы ин­теграции служит Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) который включает четыре латиноамериканских страны.

Экономический союз (сообщество) — это объединение экономик стран, имеющих единые внешние таможенные тарифы и осуще­ствляющих единую торговую, денежно-кредитную и бюджнтно-налоговую политику. Это наиболее глубокая форма экономиче­ской интеграции, которая характеризуется свободным движением товаров, услуг, факторов производства между странами-членами и полной гармонизацией экономической политики. Экономиче­ский союз унифицирует монетарную и фискальную политику; вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс); устанав­ливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны — члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может вести к возникновению не­которых противоречий. Примером высшей формы экономиче­ской интеграции служит Европейский союз.

Региональная интеграция может носить поверхностный харак­тер, если она ограничивается лишь сокращением барьеров в тор­говле между странами-участницами, либо глубокий характер, если она идет дальше устранения формальных барьеров и стремится к сокращению бремени различных видов национального регули­рования посредством взаимного признания и гармонизации. Вза­имное признание связано с принятием одной страной заверений другой страны в соблюдении приемлемых стандартов качества, бе­зопасности и т. д. Гармонизация означает изменение государствен­ного регулирования и его методов в разных странах в результате международного соглашения с целью добиться их сходства или со­поставимости. Глубокая интеграция (deep integration) подразумева­ет интеграцию основ национальной политики стран, она затрагивает, прежде всего, политику конкуренции, технические стандарты, субсидии, монетарную и финансовую политику, регулирование дея­тельности финансовых институтов, вопросы окружающей среды.

Поверхностными являются и такие формы интеграции, как зона свободной торговли и таможенный союз, в то время как объединение стран в общий рынок, или экономический союз, означает глубокую интеграцию. При выборе той или иной формы интегра­ции страны должны отдавать предпочтение тому уровню объеди­нения экономик, который соответствует их экономическим и по­литическим потребностям и возможностям.

4.2. Экономические выгоды и издержки

региональных интеграционных соглашений

Экономический результат региональной интеграции неоднозна­чен. Одни секторы экономики в результате объединения рынков могут расшириться, другие, наоборот, сократиться. Объединение экономик может вести к выравниванию доходов стран-участниц та­ким образом, что при этом улучшение положения одних стран мо­жет произойти за счет других стран. При изучении последствий ин­теграции необходимо выделять две группы эффектов:

  1. эффект конкуренции и эффект масштаба;

  2. эффект торговли и аллокации (размещения).

Эффект конкуренции и эффект масштаба. Эффект конкуренции и эффект масштаба (экономия на масштабе производства) возни­кают потому, что отдельные национальные рынки объединяются в единый рынок. Более крупный рынок позволяет компаниям объ­единившихся стран получить положительную отдачу от масштаба деятельности, а также установить более тесное взаимодействие, в том числе конкурентные отношения, подрывающие позиции мо­нополий и ведущие к росту эффективности.

Эффект масштаба (economies of scale) — это снижение в долго­срочном плане средних издержек производства (себестоимости продукции) в результате увеличения объемов выпускаемой про­дукции. Члены интеграционного блока могут получить как внут­реннюю, так и внешнюю экономию от масштаба производства. Внутреннюю экономию компании получают за счет снижения зат­рат на единицу продукции в связи с увеличением объемов произ­водства. Допустим, что фирма из Бельгии до создания экономи­ческого союза производила 1000 единиц товаров для населения своей страны, а теперь производит 4000 единиц для всего ЕС. Она расширила свое производство, что позволило снизить себестои­мость продукции. Кроме того, за счет снятия тарифов и других торговых барьеров она может получить внешнюю экономию в свя­зи с облегчением доступа к более дешевому капиталу, рабочей силе и прогрессивным технологиям.

Экономия на масштабе производства, получаемая в результате объединения рынков, особенно значима для малых стран, так как размеры их экономик и узость внутреннего рынка товаров и фак­торов производства не позволяют фирмам наращивать объемы производства. На небольших внутренних рынках трудно обеспе­чить производство рентабельной продукции, добиваясь снижения себестоимости путем наращивания производства и получения по­ложительной отдачи от масштаба деятельности. Те отрасли малых стран, где крупные рентабельные предприятия все-таки возни­кают, оказываются монополизированными, так как в результате конкуренции в отрасли остается всего один-два производителя. Монополизм ведет к высоким ценам, снижению объемов про­изводства и более высоким издержкам. Например, в большинстве развивающихся стран, характеризующихся небольшим размером экономики и узостью внутренних рынков, число фирм невелико, показатели концентрации в промышленном секторе достигают 50%, что в 2 раза превышает уровень концентрации в развитых странах.

Региональная интеграция, объединяя рынки, позволяет сокра­тить монополистическую власть, так как фирмы разных стран ока­зываются в условиях более интенсивной конкуренции. Это может вести к целому ряду положительных последствий. Во-первых, это выигрыш от роста конкуренции, выражающийся в снижении цен и росте продаж. Во-вторых, это возможность в условиях расшире­ния рынка более эффективно использовать экономию на масшта­бе производства. На рынке с ограниченными размерами существует противоречивый выбор между эффектом масштаба и конкуренци­ей. Расширение рынка позволяет преодолеть это противоречие и одновременно увеличивать и экономию на масштабе производства и конкуренцию. В-третьих, интеграция заставляет производите­лей сокращать внутреннюю неэффективность.

Внутренняя неэффективность, или Х - неэффективность (Х - inef­ficiency), — важная категория в поведенческих теориях фирмы. Она выражается в разрыве между фактическими и минимальными эффективными средними затратами на производство единицы продукции. Теоретически каждая фирма способна добиться мини­мального уровня себестоимости. Однако, как правило, фирмы

действуют с более высокими издержками. Это может происходить по многим причинам, например из-за несовершенства организа­ции труда, неэффективной координации производственной дея­тельности, ведущей к неэффективному использованию ресурсов и управлению ими, возникающему из-за бюрократических проволо­чек, а также из-за недостатка стимулов у работников к достижению максимального объема выпуска. Х-неэффективность характерна для больших организаций (особенно монополий), не испытыва­ющих давления эффективной конкуренции, которая могла бы дер­жать их в «тонусе» (см. рис. 4.1).

При отсутствии конкуренции у фирмы появляется организаци­онный «жирок», измеряемый превышением фактической себесто­имости продукции над минимальным эффективным уровнем. Он формируется из-за избыточных ресурсов, которые накапливает компания для использования в неблагоприятных условиях, а его размер зависит от монопольной власти компании. По мере роста конкуренции компания будет сокращать организационный «жи­рок», в условиях совершенной конкуренции он станет равным нулю. Поскольку конкуренция увеличивает вероятность банкрот­ства, увольнений и сокращений, это создает мотивацию для работников повышать производительность труда и увеличивает их мобильность.

Эффект конкуренции и эффект масштаба имеют положитель­ное значение для интеграционного блока, однако они не возника­ют автоматически, а лишь в результате сбалансированной и проду­манной политики правительств тех стран, которые объединяют свои экономики.

Эффект торговли и аллокации. Эффект конкуренции и эффект масштаба имеют место даже в том случае, когда отраслевая струк­тура в результате объединения рынков и экономик в каждой стране остается неизменной. Эффект торговли и аллокации связаны с из­менением товарной и географической структуры торговли в ре­зультате интеграции.

Географическая структура торговли может измениться вслед­ствие того, что при устранении торговых барьеров импорт из стран партнеров становится дешевле, что способствует замещению этими продуктами товаров местного производства и импортных товаров из третьих стран. Происходит одновременно и расширение торговли, и ее переориентация.

Расширение торговли означает рост международной торговли и экономического благосостояния в результате сокращения или уст­ранения торговых барьеров, например импортных пошлин и квот, посредством многосторонних переговоров, а также создания ин­теграционных соглашений, таких как зона свободной торговли или таможенный союз. Расширение торговли происходит, когда все члены интеграционной группировки направляют свои усилия на производство тех товаров и услуг, в которых они располагают сравнительными преимуществами, и начинают более интенсивно торговать друг с другом. Оно проявляется в том, что более эффек­тивные производители, имеющие наименьшие издержки среди стран-участниц, отвоевывают рыночные доли у стран-производи­телей с высокими издержками и увеличивают экспорт. Это проис­ходит потому, что более эффективные региональные производите­ли могут обеспечить низкие цены и больший объем производства по сравнению с конкурентами внутри интеграционного блока и за его пределами. Например, Мексика — производитель, имеющий низкие издержки в Североамериканском соглашении о свободной торговле (НАФТА), в настоящее время производит больше автомобилей и для США, и для Латинской Америки, чем до вступления в НАФТА.

Переориентация торговли — это изменение географической структуры международной торговли, происходящее в результате образования таможенного союза или зоны свободной торговли. Устранение или сокращение торговых барьеров между членами интеграционных соглашений ведет к росту торговли между ними часто за счет третьих стран. Это происходит в тех случаях, когда объединение в интеграционную группировку сопровождается ус­тановлением более высоких торговых ограничений по отношению к третьим странам, в результате чего их импорт вытесняется с тер­ритории таможенного союза или зоны свободной торговли.

Члены группировки сокращают свою торговлю с третьими стра­нами в пользу торговли друг с другом. Это происходит потому, что удаление торговых барьеров в отношениях между странам участницами удешевляет продукты, произведенные компаниями внут­ри группировки, а сохранение барьеров по отношению к компани­ям из других стран препятствует конкуренции. Переориентация торговли может вести к потерям в объемах производства и сокра­щению экспорта для более эффективных стран за пределами ин­теграционного блока. В этом случае с точки зрения благосостоя­ния всего мира региональная интеграция может оказаться менее выгодной, чем либерализация торговли в мире в целом.

Эффект расширения торговли и ее переориентация могут вести к изменению реальных доходов как потребителей, так производи­телей, а также к изменению государственных доходов. При изме­нении направления торговли может измениться и размещение производственной деятельности в объединившихся странах, что может повлечь за собой расширение одних отраслей (секторов) эко­номики и сокращение других. При этом изменения могут носить не­сбалансированный характер, и одни страны окажутся в более вы­годном положении, чем другие. Эти последствия зависят от того, какими сравнительными преимуществами они обладают. В крат­косрочном периоде некоторые страны могут страдать от создания интеграционного блока, так как другие его члены добиваются большего роста эффективности и таким образом доминируют в не­которых отраслях и на некоторых рынках. В этом случае возникает необходимость в адаптационном периоде, позволяющем менее развитым странам интеграционного блока освоить передовые тех­нологии, переподготовить свои трудовые ресурсы и переориенти­ровать свои экономики на новые рынки.

4.3. Европейский союз

В Европе в 1920—1940-е гг. господствовали национализм и про­текционизм. После Второй мировой войны для осуществления плана Маршалла, направленного на оказание помощи в восстановлении экономики, была создана Организация европейского экономиче­ского сотрудничества, деятельность которой позволила европейским странам приобрести первый опыт тесного сотрудничества в реше­нии общей задачи. В 1961г. она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В 1952 г. шесть европейских стран (Бельгия, Германия (ФРГ), Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция) подписали соглаше­ние о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) с целью формирования общего отраслевого рынка, который бы по­зволил оживить эти отрасли и повысить их конкурентоспособность. В 1956 г. было подписано аналогичное соглашение в целях развития атомной энергетики (Европейское общество по атомной энергии).

Важным событием в европейской интеграции стало подписа­ние этими странами в 1957 г. Римского договора о создании Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС) (European Economic Community), которое послужило предшественником Европейских сообществ (1967) и Европейского союза (ЕС) (1992). Римский до­говор включал следующие направления интеграции экономик:

Римский договор устанавливал принцип «четырех свобод» (four freedoms), подразумевавший свободное передвижение капитала, то варов, услуг и рабочей силы и ведущий к созданию общего рынка и углублению интеграции европейских экономик. В тот период боль­шинство европейских стран отказались участвовать в глубокой ин­теграции; в 1960 г. на Стокгольмской конференции они (Австрия, Дания, Финляндия, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Великобритания) создали свою группировку - Европейскую ассо­циацию свободной торговли. Однако со временем некоторые из ее бывших членов присоединились к ЕС (табл. 4.2).

Таблица 4.2