4.1. Причины и формы региональной экономической интеграции
Региональная экономическая интеграция — это процесс хозяйственно-политического межгосударственного объединения стран на основе развития устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Она возникает в результате заключения преференциальных соглашений между странами, формирующими интеграционный блок (группировку). Причины регионализма носят в основном политический характер. Во-первых, это стремление к укреплению политического влияния, особенно характерное для малых стран, для которых участие в интеграционном блоке — наиболее эффективный способ защиты своих интересов в многосторонних переговорах. Во-вторых, это безопасность более тесное экономическое сотрудничество служит надежным средством избежания военно-политических конфликтов. В конце 2002 г. ВТО отмечала наличие 259 региональных торговых соглашений. За пределами этого списка наблюдалось 70 соглашений, кроме того, еще 70 соглашений находились в процессе подписания. Они получили распространение во всех частях света (см. прил. 10).
Выделяют несколько форм международной региональной экономической интеграции. Первоначально их классификация была разработана Б. Балашем и представлена в книге «Теория экономической интеграции» (1961). Он выделил пять режимов международной экономической деятельности (табл. 4.1). В современной экономической литературе выделяют четыре формы региональной экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
Зона свободной торговли — это региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля. Эта форма интеграции устраняет внутренние барьеры и создает благоприятные предпосылки для специализации стран — участниц блока на производстве тех товаров и услуг, для которых они имеют сравнительные преимущества, и облегчает ввоз тех товаров и услуг, в производстве которых они не имеют сравнительных преимуществ. Экономическая интеграция в форме зоны свободной торговли, как правило, создает благоприятную ситуацию для всех участников группы, так как каждый может специализироваться на тех товарах и услугах, для которых имеет наиболее благоприятные предпосылки, а в остальном может полагаться на других ее участников. При этом каждая страна сохраняет самостоятельность в торговой и других видах экономической политики. Одно из наиболее известных соглашений такого типа — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в I960 г., которая в настоящее время объединяет страны Западной Европы, не вошедшие в Европейский союз: Норвегию, Швейцарию, Исландию. Другой пример — Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объединившее в 1989 г. США и Канаду, в которое впоследствии вступила Мексика.
Таблица 4.1
Режимы международной экономической деятельности: классификация
Формы региональной экономической интеграции | Товары | и услуги | Капитал и труд | Общая экономическая политика | |
Отсутствие внутренних барьеров | Единый внешний тариф | Свободное перемещение | Микро | Макро | |
Зона свободной торговли | | - | - | - | - |
Таможенный союз | + | | — | - | - |
Общий рынок | | | | — | - |
Единый рынок | | | | | - |
Экономический и валют- | | | | | |
ный союз |
|
|
|
|
|
Таможенный союз — это общая таможенная территория двух стран или более с единым таможенным тарифом в отношении товаров, вывозимых или ввозимых из третьих стран. Таможенный союз ведет к принятию странами-участницами общей торговой политики. Каждый член передает часть функций управления, связанных с торговой политикой, группе в целом. При этом третьи страны, не входящие в интеграционную группировку, по отношению к которым сохраняются торговые ограничения, могут оказаться в невыгодном положении, так как на территории таможенного союза в силу торговых барьеров их товары становятся менее конкурентоспособными, что может вести к потере рыночной доли и доходов. Однако внутри интеграционной группировки возросшая конкуренция производителей стран-участниц ведет к росту экономической эффективности, снижению цен и росту экспорта в третьи страны. Примерами такой формы интеграции служат Андское сообщество (АНКОМ), включающее пять латиноамериканских стран, и Карибское сообщество, состоящее из 15 стран Карибского региона (КАРИКОМ) (см. прил. 10).
Общий рынок — это пространство, охватывающее некоторое число стран, на котором они устанавливают равные условия, обеспечивающие свободное передвижение товаров и услуг, факторов производства (труда и капитала). Осуществляя единую торговую политику, страны сохраняют самостоятельность в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике, однако проводят их согласование. Основными признаками общего рынка выступают отсутствие каких-либо барьеров в торговле между государствами, общая торговая политика по отношению к другим странам, подвижность факторов производства между государствами — членами союза. Основная выгода общего рынка заключается в том, что он создает благоприятные предпосылки для мобильности таких факторов производства, как капитал, труд, технологии, и для более полной реализации сравнительных преимуществ. Примером этой формы интеграции служит Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) который включает четыре латиноамериканских страны.
Экономический союз (сообщество) — это объединение экономик стран, имеющих единые внешние таможенные тарифы и осуществляющих единую торговую, денежно-кредитную и бюджнтно-налоговую политику. Это наиболее глубокая форма экономической интеграции, которая характеризуется свободным движением товаров, услуг, факторов производства между странами-членами и полной гармонизацией экономической политики. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику; вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс); устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны — члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может вести к возникновению некоторых противоречий. Примером высшей формы экономической интеграции служит Европейский союз.
Региональная интеграция может носить поверхностный характер, если она ограничивается лишь сокращением барьеров в торговле между странами-участницами, либо глубокий характер, если она идет дальше устранения формальных барьеров и стремится к сокращению бремени различных видов национального регулирования посредством взаимного признания и гармонизации. Взаимное признание связано с принятием одной страной заверений другой страны в соблюдении приемлемых стандартов качества, безопасности и т. д. Гармонизация означает изменение государственного регулирования и его методов в разных странах в результате международного соглашения с целью добиться их сходства или сопоставимости. Глубокая интеграция (deep integration) подразумевает интеграцию основ национальной политики стран, она затрагивает, прежде всего, политику конкуренции, технические стандарты, субсидии, монетарную и финансовую политику, регулирование деятельности финансовых институтов, вопросы окружающей среды.
Поверхностными являются и такие формы интеграции, как зона свободной торговли и таможенный союз, в то время как объединение стран в общий рынок, или экономический союз, означает глубокую интеграцию. При выборе той или иной формы интеграции страны должны отдавать предпочтение тому уровню объединения экономик, который соответствует их экономическим и политическим потребностям и возможностям.
4.2. Экономические выгоды и издержки
региональных интеграционных соглашений
Экономический результат региональной интеграции неоднозначен. Одни секторы экономики в результате объединения рынков могут расшириться, другие, наоборот, сократиться. Объединение экономик может вести к выравниванию доходов стран-участниц таким образом, что при этом улучшение положения одних стран может произойти за счет других стран. При изучении последствий интеграции необходимо выделять две группы эффектов:
эффект конкуренции и эффект масштаба;
эффект торговли и аллокации (размещения).
Эффект конкуренции и эффект масштаба. Эффект конкуренции и эффект масштаба (экономия на масштабе производства) возникают потому, что отдельные национальные рынки объединяются в единый рынок. Более крупный рынок позволяет компаниям объединившихся стран получить положительную отдачу от масштаба деятельности, а также установить более тесное взаимодействие, в том числе конкурентные отношения, подрывающие позиции монополий и ведущие к росту эффективности.
Эффект масштаба (economies of scale) — это снижение в долгосрочном плане средних издержек производства (себестоимости продукции) в результате увеличения объемов выпускаемой продукции. Члены интеграционного блока могут получить как внутреннюю, так и внешнюю экономию от масштаба производства. Внутреннюю экономию компании получают за счет снижения затрат на единицу продукции в связи с увеличением объемов производства. Допустим, что фирма из Бельгии до создания экономического союза производила 1000 единиц товаров для населения своей страны, а теперь производит 4000 единиц для всего ЕС. Она расширила свое производство, что позволило снизить себестоимость продукции. Кроме того, за счет снятия тарифов и других торговых барьеров она может получить внешнюю экономию в связи с облегчением доступа к более дешевому капиталу, рабочей силе и прогрессивным технологиям.
Экономия на масштабе производства, получаемая в результате объединения рынков, особенно значима для малых стран, так как размеры их экономик и узость внутреннего рынка товаров и факторов производства не позволяют фирмам наращивать объемы производства. На небольших внутренних рынках трудно обеспечить производство рентабельной продукции, добиваясь снижения себестоимости путем наращивания производства и получения положительной отдачи от масштаба деятельности. Те отрасли малых стран, где крупные рентабельные предприятия все-таки возникают, оказываются монополизированными, так как в результате конкуренции в отрасли остается всего один-два производителя. Монополизм ведет к высоким ценам, снижению объемов производства и более высоким издержкам. Например, в большинстве развивающихся стран, характеризующихся небольшим размером экономики и узостью внутренних рынков, число фирм невелико, показатели концентрации в промышленном секторе достигают 50%, что в 2 раза превышает уровень концентрации в развитых странах.
Региональная интеграция, объединяя рынки, позволяет сократить монополистическую власть, так как фирмы разных стран оказываются в условиях более интенсивной конкуренции. Это может вести к целому ряду положительных последствий. Во-первых, это выигрыш от роста конкуренции, выражающийся в снижении цен и росте продаж. Во-вторых, это возможность в условиях расширения рынка более эффективно использовать экономию на масштабе производства. На рынке с ограниченными размерами существует противоречивый выбор между эффектом масштаба и конкуренцией. Расширение рынка позволяет преодолеть это противоречие и одновременно увеличивать и экономию на масштабе производства и конкуренцию. В-третьих, интеграция заставляет производителей сокращать внутреннюю неэффективность.
Внутренняя неэффективность, или Х - неэффективность (Х - inefficiency), — важная категория в поведенческих теориях фирмы. Она выражается в разрыве между фактическими и минимальными эффективными средними затратами на производство единицы продукции. Теоретически каждая фирма способна добиться минимального уровня себестоимости. Однако, как правило, фирмы
действуют с более высокими издержками. Это может происходить по многим причинам, например из-за несовершенства организации труда, неэффективной координации производственной деятельности, ведущей к неэффективному использованию ресурсов и управлению ими, возникающему из-за бюрократических проволочек, а также из-за недостатка стимулов у работников к достижению максимального объема выпуска. Х-неэффективность характерна для больших организаций (особенно монополий), не испытывающих давления эффективной конкуренции, которая могла бы держать их в «тонусе» (см. рис. 4.1).
При отсутствии конкуренции у фирмы появляется организационный «жирок», измеряемый превышением фактической себестоимости продукции над минимальным эффективным уровнем. Он формируется из-за избыточных ресурсов, которые накапливает компания для использования в неблагоприятных условиях, а его размер зависит от монопольной власти компании. По мере роста конкуренции компания будет сокращать организационный «жирок», в условиях совершенной конкуренции он станет равным нулю. Поскольку конкуренция увеличивает вероятность банкротства, увольнений и сокращений, это создает мотивацию для работников повышать производительность труда и увеличивает их мобильность.
Эффект конкуренции и эффект масштаба имеют положительное значение для интеграционного блока, однако они не возникают автоматически, а лишь в результате сбалансированной и продуманной политики правительств тех стран, которые объединяют свои экономики.
Эффект торговли и аллокации. Эффект конкуренции и эффект масштаба имеют место даже в том случае, когда отраслевая структура в результате объединения рынков и экономик в каждой стране остается неизменной. Эффект торговли и аллокации связаны с изменением товарной и географической структуры торговли в результате интеграции.
Географическая структура торговли может измениться вследствие того, что при устранении торговых барьеров импорт из стран партнеров становится дешевле, что способствует замещению этими продуктами товаров местного производства и импортных товаров из третьих стран. Происходит одновременно и расширение торговли, и ее переориентация.
Расширение торговли означает рост международной торговли и экономического благосостояния в результате сокращения или устранения торговых барьеров, например импортных пошлин и квот, посредством многосторонних переговоров, а также создания интеграционных соглашений, таких как зона свободной торговли или таможенный союз. Расширение торговли происходит, когда все члены интеграционной группировки направляют свои усилия на производство тех товаров и услуг, в которых они располагают сравнительными преимуществами, и начинают более интенсивно торговать друг с другом. Оно проявляется в том, что более эффективные производители, имеющие наименьшие издержки среди стран-участниц, отвоевывают рыночные доли у стран-производителей с высокими издержками и увеличивают экспорт. Это происходит потому, что более эффективные региональные производители могут обеспечить низкие цены и больший объем производства по сравнению с конкурентами внутри интеграционного блока и за его пределами. Например, Мексика — производитель, имеющий низкие издержки в Североамериканском соглашении о свободной торговле (НАФТА), в настоящее время производит больше автомобилей и для США, и для Латинской Америки, чем до вступления в НАФТА.
Переориентация торговли — это изменение географической структуры международной торговли, происходящее в результате образования таможенного союза или зоны свободной торговли. Устранение или сокращение торговых барьеров между членами интеграционных соглашений ведет к росту торговли между ними часто за счет третьих стран. Это происходит в тех случаях, когда объединение в интеграционную группировку сопровождается установлением более высоких торговых ограничений по отношению к третьим странам, в результате чего их импорт вытесняется с территории таможенного союза или зоны свободной торговли.
Члены группировки сокращают свою торговлю с третьими странами в пользу торговли друг с другом. Это происходит потому, что удаление торговых барьеров в отношениях между странам участницами удешевляет продукты, произведенные компаниями внутри группировки, а сохранение барьеров по отношению к компаниям из других стран препятствует конкуренции. Переориентация торговли может вести к потерям в объемах производства и сокращению экспорта для более эффективных стран за пределами интеграционного блока. В этом случае с точки зрения благосостояния всего мира региональная интеграция может оказаться менее выгодной, чем либерализация торговли в мире в целом.
Эффект расширения торговли и ее переориентация могут вести к изменению реальных доходов как потребителей, так производителей, а также к изменению государственных доходов. При изменении направления торговли может измениться и размещение производственной деятельности в объединившихся странах, что может повлечь за собой расширение одних отраслей (секторов) экономики и сокращение других. При этом изменения могут носить несбалансированный характер, и одни страны окажутся в более выгодном положении, чем другие. Эти последствия зависят от того, какими сравнительными преимуществами они обладают. В краткосрочном периоде некоторые страны могут страдать от создания интеграционного блока, так как другие его члены добиваются большего роста эффективности и таким образом доминируют в некоторых отраслях и на некоторых рынках. В этом случае возникает необходимость в адаптационном периоде, позволяющем менее развитым странам интеграционного блока освоить передовые технологии, переподготовить свои трудовые ресурсы и переориентировать свои экономики на новые рынки.
4.3. Европейский союз
В Европе в 1920—1940-е гг. господствовали национализм и протекционизм. После Второй мировой войны для осуществления плана Маршалла, направленного на оказание помощи в восстановлении экономики, была создана Организация европейского экономического сотрудничества, деятельность которой позволила европейским странам приобрести первый опыт тесного сотрудничества в решении общей задачи. В 1961г. она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В 1952 г. шесть европейских стран (Бельгия, Германия (ФРГ), Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция) подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) с целью формирования общего отраслевого рынка, который бы позволил оживить эти отрасли и повысить их конкурентоспособность. В 1956 г. было подписано аналогичное соглашение в целях развития атомной энергетики (Европейское общество по атомной энергии).
Важным событием в европейской интеграции стало подписание этими странами в 1957 г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (European Economic Community), которое послужило предшественником Европейских сообществ (1967) и Европейского союза (ЕС) (1992). Римский договор включал следующие направления интеграции экономик:
создание зоны свободной торговли, которая бы позволила постепенно снять тарифы, квоты и другие торговые барьеры;
постепенное устранение барьеров на пути движения рабочей силы и капитала;
формирование общей политики в области развития сельского хозяйства;
создание инвестиционного фонда для поощрения перемещения капитала из более развитых регионов в менее развитые;
создание таможенного союза с унифицированной системой тарифов по отношению к импорту из других стран.
Римский договор устанавливал принцип «четырех свобод» (four freedoms), подразумевавший свободное передвижение капитала, то варов, услуг и рабочей силы и ведущий к созданию общего рынка и углублению интеграции европейских экономик. В тот период большинство европейских стран отказались участвовать в глубокой интеграции; в 1960 г. на Стокгольмской конференции они (Австрия, Дания, Финляндия, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Великобритания) создали свою группировку - Европейскую ассоциацию свободной торговли. Однако со временем некоторые из ее бывших членов присоединились к ЕС (табл. 4.2).
Таблица 4.2
- Высшее экономическое образование
- Раздел 1 мировое хозяйство
- Глава 1. Международное разделение труда и мировое хозяйство
- 1.1. Международное разделение труда и его факторы
- Баланс мирового хозяйства в условиях самодостаточности стран и отсутствия специализации
- Баланс мирового хозяйства в условиях полной специализации стран
- 1.2. Международное производство
- 1.3. Показатели международной специализации
- Концентрация экспорта некоторых стран мира в 2002 г.
- 1.4. Становление и рост мирового хозяйства
- Изменение отраслевой структуры занятости, %
- 1.5. Теории мирового хозяйства
- Доля хлопка в экспорте отдельных стран, %
- Глава 2. Показатели мирового хозяйства
- 2.1. Основные показатели мировой экономики
- Крупнейшие страны мира по уровню валового национального дохода в 2002 г.
- 2.2. Система национальных счетов
- Использованный ввп Германии в 2003г., млрд.Евро
- Ввп Германии по доходам в 2003 г., млрд. Евро
- 2.3. Методы получения сопоставимых данных
- Http: //www.Gks. Ru.
- Глава 3. Глобализация экономики
- Глава 4. Региональная экономическая интеграция
- 4.1. Причины и формы региональной экономической интеграции
- Расширение Европейского союза в 1973 – 2004г.,%
- Глава 5. Классификация стран
- Раздел 2 ресурсы мирового хозяйства
- Глава 6. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- Глава 7. Демографическое развитие мира
- Глава 8. Накопление капитала в мировом хозяйстве
- 8.1 .Сбережения и инвестиции в мировом хозяйстве
- Норма сбережения в 2002 г., % *
- Глава 9. Научно-технический
- Раздел 3 воспроизводство мирового хозяйства
- Глава 10. Отраслевая структура мировой экономики
- 10.1. Международные классификации продуктов и видов экономической деятельности
- 1 В настоящее время— Всемирная таможенная организация
- Раздел 2 Пищевые продукты, напитки и табак; текстильные изделия,
- Раздел 4 Металлические изделия, машины и оборудование Отдел 48 Медицинские принадлежности, сложные и оптические инструменты, часы
- Раздел 8 Деловые и производственные услуги Отдел 82 Юридические и учетные услуги
- 2004-2005. P. 868.
- Структура мирового экспорта услуг
- Внутренний кредит частному сектору в 1990 и 2002 гг., % от ввп
- Глава 11. Экономические циклы в мировом хозяйстве
- Глава 12. Экономическое и социальное развитие
- Население мира, проживающее за чертой бедности