Структура мирового экспорта услуг
| 2003 г., млрд. долл. | Доля, % | Среднегодовые изменения, % | |||||
1990 г. | 2001 г. | 1990— 2001 гг. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||
Коммерческие | 1 795 | 100,0 | 100,0 | 6 | 0 | 7 | 13 | |
услуги,всего |
|
|
|
|
|
|
| |
Транспортные | 405 | 28,5 | 22,6 | 4 | -1 | 5 | 13 | |
услуги |
|
|
|
|
|
|
| |
Поездки | 525 | 33,8 | 29,2 | 5 | - 2 | 4 | 10 | |
Другие коммер- | 865 | 37,6 | 48,2 | 8 | 1 | 10 | 15 | |
ческие услуги |
|
|
|
|
|
|
|
Источник: International Trade Statistics 2002. WTO. P. 106; International Trade Statistics 2004. WTO. P. 5.
Транспортные услуги, включая все виды перевозок (грузовые и пассажирские) всеми видами транспорта (водный, воздушный, наземный и т. д.).
Поездки (деловые и личные), включая потребление товаров и услуг лицом, находящимся за рубежом менее одного года (например, обучение или лечение за рубежом, деловые поездки, культурный туризм, посещение родственников и друзей, религиозные путешествия).
Услуги связи (телекоммуникационные, почтовые, курьерские).
Строительные услуги.
Страховые услуги (страхование грузов, жизни и пр.).
Финансовые услуги (посреднические услуги и управление активами).
Компьютерные и информационные услуги (например, услуги новостных агентств, обеспечение периодических изданий по подписке и т. д.).
Роялти и лицензии (платежи и доходы по нефинансовым активам и права собственности, такие как патенты, копирайт, торговая марка, франчайзинг).
Другие деловые услуги, включающие торговые и относящиеся к торговле услуги, услуги по операционному лизингу (аренда оборудования), профессиональные и технические услуги (например, консультирование по вопросам права, менеджмента, аудита, общественных связей, рекламе, исследованию рынка), исследования и разработки (НИОКР), архитектурные, инженерные услуги.
Персональные, культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные и связанные с ними услуги, другие культурные и рекреационные услуги).
Государственные услуги, включающие все операции правительственных учреждений (посольств, консульств, военных представительств, международных организаций) по товарам и услугам, которые они совершают с резидентами той экономики, в которой размещены, а также с другими экономиками.
В целях регулирования международной торговли услугами Всемирная торговая организация в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) использует классификацию, которая включает только коммерческие услуги, выделяя 12 групп услуг.
Деловые услуги.
Услуги связи.
Строительство и связанные с ним инженерные услуги.
Торговые услуги.
Образовательные услуги.
Услуги, связанные с окружающей средой.
Финансовые услуги.
Услуги по охране здоровья и социальные услуги.
Туризм и услуги, относящиеся к поездкам.
Рекреационные, культурные и спортивные услуги.
Транспортные услуги.
Другие услуги.
Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности подходит к классификации услуг со стороны их предложения и выделяет следующие отрасли, производящие услуги.
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Гостиницы и рестораны.
Транспорт, складское хозяйство и связь.
Финансовое посредничество.
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление деловых услуг.
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.
Образование.
Здравоохранение и социальная работа.
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Частные домохозяйства с наемным обслуживанием.
Экстерриториальные организации и учреждения.
Интересно то, что строительство в отраслевой классификации
МСОК в отличие от классификаций ВТО и МВФ, носящих продуктовый характер, относится к промышленному производству, так как в результате этой деятельности создается материально-вещественный продукт, собственность на который передается заказчику.
В развитых странах значительная часть совокупной добавленной стоимости экономики создается в отраслях, оказывающих финансовые, страховые услуги, операции с недвижимостью и деловые услуги (см. прил. 36). Например, в Люксембурге в 2002 г. на эти отрасли приходилось 55,5 % добавленной стоимости, в большинстве стран ОЭСР — около 30 %. В группе отраслей, включающей оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы, в странах ОЭСР создается 10—20 % добавленной стоимости; на транспорт, хранение и связь приходится 5—10 %, государственное управление и оборону— 3—14 %, образование, здравоохранение и социальную работу — от 10 до 23 % добавленной стоимости. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы имеют большие масштабы в странах с хорошо развитой индустрией туризма, например в Греции, Португалии и Испании.
В развитых странах сектор услуг обеспечивает занятость для значительной части населения (см. прил. 37). В 2002 г. в странах ОЭСР в оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе было занято от 15 до 28 % рабочей силы. Сфера образования, здравоохранения и социальной работы обеспечивала от 15 до 40 %, государственного управления и обороны — от З до 10 %, отрасли, оказывающие финансовые, страховые и деловые услуги, операции с недвижимостью — от 4 до 28 %, транспорт, складское хозяйство и коммуникации — от 3 до 8 % всей занятости.
Транспортные услуги. Большое значение в мировом хозяйстве имеет транспорт — отрасль, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Различают наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный) и другие виды транспорта. Транспорт играет важную роль в мировом хозяйстве и мировой торговле. В 2002 г. мировой экспорт транспортных услуг составил 350 млрд. долл., т. е. более 22 % всего экспорта коммерческих услуг. Однако наблюдается некоторое снижение доли этой отрасли в мировой торговле услугами, в 1995 г. она составляла 26 %. Основными импортерами и экспортерами транспортных услуг являются развитые страны. В 2003 г. в экспорте транспортных услуг доля США составляла 16,0 %, Испании -7,9 %, Франции — 7,0 %, Италии — 5,9 %, Германии — 4,4 %. Основными импортерами также являются развитые страны: доля Германии в мировом импорте транспортных услуг составляет 12,8 %, США — 12,0 %, Великобритании — 9,8 %, Японии — 5,8 %, Франции — 4,8 %. Наибольшую долю в экспорте коммерческих услуг транспортные услуги составляют в Японии (37 %), а в импорте — в Африке (37,7%).
Традиционным и наиболее распространенным средством международных перевозок грузов считается морской транспорт. В последние 50 лет произошло значительное снижение издержек в океанических перевозках (в 4—5 раз) благодаря техническому прогрессу в средствах транспорта. Торговые пароходы, рассчитанные на перевозку 5—8 тыс. т груза, были заменены грузоперевозчиками емкостью 100—150 тыс. т, приспособленными для контейнерных перевозок. Существенным достижением выступает также замена нефтяных танкеров водоизмещением 10 тыс. т супертанкерами водоизмещением 500 тыс. т без какого-либо существенного увеличения их размеров. Для большинства стран морской транспорт — самое важное средство транспортировки во внешней торговле. В 2002 г. им было перевезено около 6 млрд. т груза. В развивающихся странах на этот вид транспорта приходится около 50 % экспорта, а в развитых — более 40 %. В таких странах, как Бразилия, Чили, Колумбия, Перу, на него приходится 95 % грузов в весовом выражении и 75 % — в стоимостном.
Тарифы на морские перевозки имеют тенденцию к снижению. Особенно это заметно в Западном полушарии, в то время как в Азии тарифы остаются довольно высокими. Маршруты в западном направлении обычно дешевле, чем в восточном. Это объясняется торговыми дисбалансами, товарной структурой экспорта, степенью использования контейнеров, средней удаленностью импортирующей страны, размером платежей в терминалах, эффективностью морских портов, определяемой развитостью инфраструктур и структурой рынка портовых услуг. Качественная инфраструктура значительно облегчает портовые операции (погрузочно-разгрузочные работы, хранение, загрузку топлива и воды, срочный ремонт), сокращает время доставки и улучшает качество портовых услуг.
239
В наземном транспорте, включающем автодорожный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, несмотря на заметное снижение, издержки остаются выше, чем в морском транспорте. Например, перевозка стандартного контейнера автомобильным транспортом в 7 раз дороже, чем морским, поэтому многие страны, не имеющие выхода к морю, несут более высокие транспортные издержки в международной торговле. Однако наземный транспорт по сравнению с морским имеет такое важное преимущество, как своевременность доставки груза.
Главную роль в наземном транспорте играют автодорожные услуги. На их долю приходится 60 % международных перевозок наземным транспортом. В автодорожных перевозках большое значение имеет состояние дорог, объясняющее заметный разрыв в издержках между развивающимися и развитыми странами.
Наиболее сильное влияние на мировое хозяйство, способствующее его глобализации, оказало развитие грузовых авиаперевозок, значительно расширившее возможности международной торговли. Например, в США в 1965 г. грузовые авиаперевозки составляли всего 7 %, а в 2001 г. — уже 23 % всех перевозок. В периоде 1970 по 1996 г. их среднегодовой прирост составлял 10 %, в то время как морских перевозок — 2,6 %. Воздушный транспорт особенно важен для двух категорий товаров: скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов и деталей, узлов и полуфабрикатов, поставляемых в рамках международных производственных цепей. Например, в 1995 г. в торговле США наиболее важными авиагрузами (по весу) были части машин (10 %), электроника (13 %), высокотехнологичные инструменты (4,6 %), срезанные цветы (4 %) и рыба (4 %).
Использование авиатранспорта позволило перевозить на дальние расстояния скоропортящиеся товары, а также применять современные методы производственного менеджмента в международном бизнесе. Например, доставка «точно в срок» применяется различными подразделениями многонациональных предприятий благодаря использованию авиации для перевозки грузов. Затраты на авиаперевозки различаются в разных странах. Например, грузовые тарифы в Китае на 70 % дешевле, чем в Японии, а в Германии и США — на 25 и 45 % соответственно. Самые высокие тарифы характерны для Африки — по некоторым данным, они составляют до 50 % стоимости всего африканского экспорта в США.
Транспортная инфраструктура и транспортные издержки1 играют важнейшую роль в потоках международной торговли. Они могут оказывать заметное влияние, как на объем торговли, так и на ее географическую и товарную структуру. Например, на товарную структуру торговли повлияло относительное удешевление воздушного транспорта. Международный обмен товарами, чувствительными ко времени доставки, растет более высокими темпами, чем другими товарами. Заметное снижение тарифов на авиаперевозки оказало влияние и на международное производство, способствуя росту вертикальной специализации, где доставка «точно в срок» имеет решающее значение в рамках международных производственных сетей; в 1970—1990 гг. рост мировой торговли наполовину состоял из роста торговли товарами, производимыми этими сетями.
Прогресс в средствах транспорта, развитие транспортной инфраструктуры, характеризуемой количественными и качественными показателями автомобильных и железных дорог, морских портов и авиапортов, составляют важную предпосылку роста эффективности связей между национальными экономиками. В условиях либерализации международной торговли и снижения торговых ограничений транспортные издержки могут оказаться более сильным барьером, чем импортные пошлины.
1 Транспортные издержки в международной торговле обычно измеряются как отношение цены СИФ к цене ФОБ. Они включают затраты перевозчика (фрахт), страхование груза, а также плату за транзит.
Во многих развивающихся странах транспортные издержки выше, чем таможенные тарифы. Например, в Африке к югу от Сахары транспортные издержки в 5 раз превышают пошлины.
Таблица 10.6
Доля фрахтовых затрат в стоимости импорта в 2001 г., %
Регионы | 2001 г. |
Все страны мира | 6,1 |
Развитые страны | 5,1 |
Развивающиеся страны | 8,7 |
Африка | 12,7 |
Латинская Америка | 8,6 |
Азия | 8,4 |
Тихоокеанский регион | 11,7 |
Источник: World Trade Report 2004. — WTO. P. 115.
Межстрановые различия в транспортных издержках объясняются целым рядом причин. Сильное влияние на транспортные издержки оказывает географические положение, определяющее доступность морских перевозок. Удаленные от моря страны имеют транспортные издержки в среднем на 50 % выше, чем страны, имеющие выход к морю. Аналогичное влияние оказывает расстояние между основными рынками: его удвоение ведет к росту транспортных издержек на 20 %. Кроме того, большое значение имеет масштаб торговых дисбалансов, а также тип экспортируемых и импортируемых продуктов. Наиболее высокие издержки у товаров с низким соотношением стоимости и веса. Как правило, перевозка таких товаров, как сельскохозяйственная продукция, продукция добывающей промышленности, обходится дороже, чем перевозка промышленных товаров. На уровень транспортных издержек оказывают влияние также факторы, непосредственно связанные с развитием транспорта: степень использования контейнеров, тарифы на определенные маршруты, качество транспортной инфраструктуры, эффективность вспомогательных и дополнительных услуг.
Телекоммуникационные услуги. Индустрия телекоммуникаций включает стационарную телефонию, мобильную телефонию, Интернет и другие сопутствующие услуги. Она предоставляет услуги, позволяющие эффективно осуществлять поиск, сбор и обмен информацией, которая в современном мировом хозяйстве считается ключевым ресурсом для любой экономической деятельности. Телекоммуникационные услуги могут осуществляться на основе проводных технологий (стационарная телефония), а также беспроводных технологий (услуги мобильной и спутниковой связи). В последние десятилетия в телекоммуникациях наблюдается бурный технологический прогресс, который нашел свое воплощение в Интернете, позволяющем эффективно использовать мировые информационные ресурсы.
Во многих странах наибольшую долю на рынке телекоммуникационных услуг занимает стационарная телефония, однако происходит динамичный рост мобильной связи. В 2001 г. в странах ОЭСР доходы от предоставления этих услуг составили 33 % всех доходов отрасли. В некоторых странах они уже приносят большую часть доходов, например в Японии (58 %), Республике Корея (60 %). Важную роль мобильная телефония играет в некоторых развивающихся странах, где использование стационарных телефонов затруднено, например, в Зимбабве и Свазиленде доходы отрасли от предоставления услуг мобильной телефонии превышают 60 % всех доходов телекомуникационных услуг. Преимущество мобильной телефонии по сравнению со стационарной заключается в том, что она требует значительно меньших инвестиций в производственную инфраструктуру.
Технические достижения в области телекоммуникаций привели к значительном у сокращению затрат в этой отрасли, что позволяет многим развивающимся странам сократить «цифровой разрыв», адаптируя коммуникационные технологии с относительно низкими издержками. Однако по важнейшим показателям, таким как число стационарных телефонных линий, мобильных линий и пунктов доступа в Интернет, «цифровой разрыв» между развитыми и развивающимися странами остается значительным.
Снижению издержек в отрасли способствует рост конкуренции в результате реформ, направленных на ее дерегулирование. До недавнего времени во многих странах сохранялась государственная монополия в стационарной телефонии. К концу 2002 г. практически все страны ОЭСР, за исключением Турции, устранили ее. Аналогичные тенденции наблюдаются и во многих развивающихся странах. В самой отрасли наблюдается рост конкуренции за счет вертикальной дезинтеграции, а также увеличения конкуренции со стороны других отраслей, которые используют свои возможности. Для оказания услуг телефонии, например провайдеров кабельного телевидения, поставщиков электроэнергии, а также железнодорожных компаний.
Современные телекоммуникации многократно расширяют возможности в области связи, ведут к формированию «сетевого общества», позволяют существенно расширить взаимодействие между отдельными субъектами как в социальной, так и в экономической областях. В настоящее время происходят изменения в хозяйственной деятельности и структуре экономики, обусловленные развитием информационных и коммуникационных технологий. Мировая экономика становится в значительной степени зависимой от этого сектора. Это имеет важные последствия для развития технологий в других областях, например биотехнологий и в создании новых материалов, способствующих ускорению экономического развития. Рост использования информационных технологий ведет к быстрому расширению ассортимента товаров и услуг, к изменениям в поведении и взаимодействии потребителей и производителей продукции.
Финансовые услуги. Финансовая отрасль включает несколько категорий услуг: банковские, страховые услуги, операции с ценными бумагами, управление финансовыми активами, предоставление финансовой информации. Традиционно финансовые институты специализируются на предоставлении тех или иных услуг, однако для современной экономики характерна диверсификация их деятельности. Например, коммерческие банки не только привлекают вклады и предоставляют ссуды, но и осуществляют операции с ценными бумагами, занимаются управлением финансовых активов и предоставлением финансовой информации.
В условиях глобализации мировое хозяйство характеризуется высоким уровнем дерегулирования финансовых рынков, что способствует транснационализации этой отрасли. В международной торговле финансовыми услугами наиболее распространена форма коммерческого присутствия, означающего поставку услуг посредством открытия филиала в стране-импортере. Это ведет к росту роли иностранных банков во многих странах, особенно в развивающихся, а также странах с переходной экономикой. Например, в 2000 г. в странах Центральной и Восточной Европы половина банков имели иностранное происхождение. На их долю приходилось около 2/3 всех банковских активов. Этот процесс характеризуется таким показателем, как коэффициент проникновения иностранных банков. Он рассчитывается как отношение активов иностранных банков (включая филиалы и представительства) к совокупной стоимости банковских активов страны. В некоторых развивающихся странах (Ботсване, Гвинее-Бисау, Лесото, Тонга) он достигает 100 % (см. прил. 35).
В 1950—1970-е гг. во многих странах мира сохранялось жесткое государственное регулирование финансового сектора, которое распространялось на процентные ставки, объемы кредитования, доступ на рынки, а также услуги, оказываемые клиентам. Однако многие банки США в 1960-е гг., стремясь избежать регулирования, стали использовать оффшоринг для наиболее регулируемых банковских операций, что привело к значительному росту рыночной доли оффшорных финансовых центров. В 1980—1990-е гг. развитые страны, а также страны с развивающимся рынком в связи с изменением рыночных условий предприняли либерализацию и дерегулирование финансовых рынков, что повлекло за собой рост финансовой нестабильности. Многие страны, прежде всего латиноамериканские и азиатские, пережили финансовый кризис.
В современном мировом хозяйстве усиливается роль международного регулирования сектора финансовых услуг. Правительства многих стран, их центральные банки, а также международные организации, такие как МВФ, Всемирный банк, Базельский комитет по банковскому надзору, осуществляют международное сотрудничество в целях поддержания устойчивой мировой финансовой системы. В 1999 г. по инициативе стран «Большой семерки» был создан Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum — FSF). Он включает руководителей национальных финансовых властей, центральных банков, международных финансовых институтов. Главная цель заключается в обеспечении международной финансовой стабильности посредством обмена информацией и сотрудничества в надзоре над финансовыми процессами, включая оффшорные финансовые центры.
В мировом хозяйстве сохраняются заметные различия между странами в сфере финансовых услуг. Одним из показателей, характеризующим этот сектор экономики, выступает внутренний кредит, предоставленный частному сектору. Он включает все финансовые ресурсы, имеющие кредитную природу (ссуды, покупка недолевых ценных бумаг, торговые кредиты и т. д.). В целях сопоставления и сравнения различных стран, групп стран и регионов используется относительный показатель: отношение внутреннего кредита частному сектору к ВВП. В периоде 1990 по 2002 г. этот показатель в мировом хозяйстве увеличился с 97,5 до 118,1 % (табл. 10.7). В развитых странах наблюдается высокий уровень кредитования частного сектора. В Японии этот показатель составляет 175,3 %, Швейцарии — 159 %, США, Великобритании, Нидерландах, Португалии, Гонконге, Дании — более 140 %. В развивающихся странах он, наоборот, имеет низкие значения. Например, в Демократической Республике Конго он составляет 0,7 %, Гвинее-Бисау — 3,0 %, Анголе — 4,6 % Исключением является Китай, где в 2002 г. отношение внутреннего кредита к ВВП составило 136,5 % по сравнению с 87,7 % в 1990 г. Низкие значения этого показателя характерны для стран с переходной экономикой. Например, в 2002 г. в Чешской Республике он составил 33,4 %, Венгрии — 35,3 %, Болгарии — 18,4 %, России — 17,6 %.
- Высшее экономическое образование
- Раздел 1 мировое хозяйство
- Глава 1. Международное разделение труда и мировое хозяйство
- 1.1. Международное разделение труда и его факторы
- Баланс мирового хозяйства в условиях самодостаточности стран и отсутствия специализации
- Баланс мирового хозяйства в условиях полной специализации стран
- 1.2. Международное производство
- 1.3. Показатели международной специализации
- Концентрация экспорта некоторых стран мира в 2002 г.
- 1.4. Становление и рост мирового хозяйства
- Изменение отраслевой структуры занятости, %
- 1.5. Теории мирового хозяйства
- Доля хлопка в экспорте отдельных стран, %
- Глава 2. Показатели мирового хозяйства
- 2.1. Основные показатели мировой экономики
- Крупнейшие страны мира по уровню валового национального дохода в 2002 г.
- 2.2. Система национальных счетов
- Использованный ввп Германии в 2003г., млрд.Евро
- Ввп Германии по доходам в 2003 г., млрд. Евро
- 2.3. Методы получения сопоставимых данных
- Http: //www.Gks. Ru.
- Глава 3. Глобализация экономики
- Глава 4. Региональная экономическая интеграция
- 4.1. Причины и формы региональной экономической интеграции
- Расширение Европейского союза в 1973 – 2004г.,%
- Глава 5. Классификация стран
- Раздел 2 ресурсы мирового хозяйства
- Глава 6. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- Глава 7. Демографическое развитие мира
- Глава 8. Накопление капитала в мировом хозяйстве
- 8.1 .Сбережения и инвестиции в мировом хозяйстве
- Норма сбережения в 2002 г., % *
- Глава 9. Научно-технический
- Раздел 3 воспроизводство мирового хозяйства
- Глава 10. Отраслевая структура мировой экономики
- 10.1. Международные классификации продуктов и видов экономической деятельности
- 1 В настоящее время— Всемирная таможенная организация
- Раздел 2 Пищевые продукты, напитки и табак; текстильные изделия,
- Раздел 4 Металлические изделия, машины и оборудование Отдел 48 Медицинские принадлежности, сложные и оптические инструменты, часы
- Раздел 8 Деловые и производственные услуги Отдел 82 Юридические и учетные услуги
- 2004-2005. P. 868.
- Структура мирового экспорта услуг
- Внутренний кредит частному сектору в 1990 и 2002 гг., % от ввп
- Глава 11. Экономические циклы в мировом хозяйстве
- Глава 12. Экономическое и социальное развитие
- Население мира, проживающее за чертой бедности