1.2. Международное производство
Углубление специализации составляет материальную основу развития международного производства и транснационализации отраслей в современной мировой экономике. Для характеристики различных аспектов этого процесса используются такие понятия, как фрагментация, делокализация, многоступенчатое производство и др1. Предприятия расширяют свое производство за пределы национальной экономики в целях получения положительной отдачи от масштаба деятельности, снижения издержек за счет использования более дешевых ресурсов, размещенных в других странах, и т. д. Этому способствует значительное сокращение транспортных и информационных издержек, характерное для глобализации.
Предприятие, размещающее свои производственные операции за рубежом, по своей природе многонационально. Деятельность многонациональных предприятий (multinational enterprise — MNE) ведет к дальнейшему углублению международного разделения труда и росту международного производства. Международное производство — это производство, осуществляемое многонациональными предприятиями, их зарубежными филиалами. Оно характеризуется высокими темпами роста. Валовая продукция иностранных филиалов за период 1982—2003 гг. выросла в 5,8 раза, объем продаж — 6,5 раз, численность работников — 2,8 раза (см. прил. 1). Если в начале 1990-х гг. насчитывалось 37 тыс. ТНК и 170 тыс. зарубежных филиалов (при этом 33,5 тыс. родительских компаний размещались в развитых странах), то к 2004 г. число ТНК возросло до 70 тыс., а их зарубежных подразделений — до 690тыс.
Транснационализация производства, т. е. размещение производственных операций предприятий за рубежом и расширение их производственных линий в масштабе мировой экономики, меняет границы предприятий. Для измерения транснациональной деятельности компаний широко используется индекс транснациональности (ИТ) (Transnationality Index), который был разработан ЮНКТАД для крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) и впервые использован в Докладе о мировых инвестициях за 1995 г. Он рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: доли зарубежных активов компании в ее совокупных активах, доли работников, занятых в зарубежных филиалах в общей численности, доли продаж за рубежом в совокупных продажах. Кроме индекса транснациональности для характеристики степени транснационализации деятельности ТНК используются еще два показателя: индекс размаха сети (ИРС) (Network Spread Index — NSI) и индекс интернационализации (Internationalization Index).
1 В современной литературе используется целый ряд понятий, обозначающий этот процесс: фрагментация(fragmentation), интернационализация(internationalization), делокализация(delocalization), многоступенчатое производство(multistage production), дезинтеграция(disintegration), внутрипроизводственная специализация(intra-product specialization) и т.д.
ИРС определенной компании определяется как отношение числа стран, в которых фактически размешены ее зарубежные подразделения, к потенциально возможному числу принимающих стран, т. е. к совокупной численности всех рынков, на которых данная компания может вести свои операции. В 2002 г. для 100 крупнейших нефинансовых корпорации мира этот показатель составлял 17,9 %, при этом для отдельных компаний он был значительно выше, например для Ford Motor Company (49,2 %), Nestle (47,18 %), Siemens (40 %). Индекс интернационализации компании рассчитывается как отношение числа ее зарубежных подразделений к общему количеству подразделений. Для 100 крупнейших компаний в 2002 г. в среднем он составил 65,5 %, при этом наибольшие показатели были характерны для ТНК из небольших стран, например швейцарских компаний Nestle (93,7 %) и ABB (93,2 %), финской Nokia (94 %).
Международные производственные сети получили наибольшее распространение в промышленности. Международное производство в секторе услуг пока еще находится на начальной стадии формирования, и степень транснационализации сектора услуг и работающих в нем ТНК ниже, чем, например, в обрабатывающей промышленности (20 против 40 %).
Стремление компаний создавать производственные подразделения за рубежом объясняется рядом общеэкономических и специфических преимуществ и выгод, которые они в результате этого получают. Можно выделить три группы таких преимуществ:
преимущества, связанные с собственностью;
выгоды интернализации;
выгоды от размещения.
Преимущества, основанные на отношениях собственности, проявляются в двух направлениях. Во-первых, это общеэкономические преимущества, связанные с собственностью на нематериальные («неосязаемые») активы, такие как инновации продукта, производственный менеджмент, организационная и маркетинговая системы, инновационный потенциал, «банк» опыта человеческих ресурсов, финансы, ноу-хау и т. д. Во-вторых, это преимущества единого управления, которые можно разделить на два вида. Прежде всего, это выгоды, которые фирма получает в связи со своим размером или рыночным положением, например экономия на масштабе производства, монопольная власть, ресурсный потенциал и его использование. Они проявляются в следующих формах:
эксклюзивный или привилегированный доступ к трудовым, природным, финансовым и информационным ресурсам;
возможность получить эти ресурсы привилегированным образом, например, за счет своего размера или монопольной власти;
эксклюзивный или привилегированный доступ к товарным рынкам;
доступ к ресурсам родительской компании с минимальными издержками;
экономия не только за счет организации совместного производства, но и совместных закупок, маркетинга, финансов и т. д.
Эти выгоды носят общеэкономический характер; так как они типичны для любой компании, расширяющей свою производственную деятельность, будь то в пределах национальной экономики или за ее пределами. Компании, расширяющие свои производственные операции за пределы национальной экономики, наряду с общеэкономическими имеют еще и специфические выгоды, обусловленные деятельностью за рубежом. Выход производственной деятельности за пределы национальной экономики дает компании больше возможностей:
более благоприятный доступ к международным рынкам и более совершенное знание о них, например об информационном и финансовом рынках, рынке труда и т. д.;
возможность извлекать выгоду из различий в рынках и наделенности факторами производства;
возможность диверсифицировать или сокращать риски, например, действуя в различных валютных зонах или различных политических сценариях, и т. д.
Еще одним источником преимуществ, характерных для международного производства, служит интернализация. Это сочетание двух или более родственных видов производства в рамках одной фирмы в противоположность распределению этих видов деятельности отдельно по разным фирмам с последующей их координацией посредством рынка. Компании, стремящиеся к максимизации прибыли, интернализируют, т. е. делают внутренними для фирмы, операции тогда, когда производство определенных компонентов продукта внутри фирмы оказывается дешевле, чем их приобретение на рынке у других производителей. Интернализация позволяет компании защититься от провалов рынка либо использовать их в своих интересах в следующих направлениях:
устранять издержки поиска партнеров и ведения переговоров;
устранять издержки по защите прав собственности;
преодолевать неопределенность, связанную с покупкой факторов производства в отношении их происхождения и цены, что очень важно, например, для технологий;
защищать качество промежуточных или конечных продуктов;
получать возможность использовать методы конкурентной или антиконкурентной стратегии (перекрестное субсидирование, хищническое ценообразование, опережения и запаздывания, внутрифирменное ценообразование и др.);
контролировать производство и условия продажи факторов производства (включая технологии);
контролировать рыночные каналы (в том числе те, которые могут быть использованы конкурентами) и т. д.
Специфический аспект интернализации, типичный для международного производства, заключается в том, что создание производственных подразделений за рубежом вместо поставок продукции посредством экспорта позволяет фирме избегать государственного регулирования, например квот, пошлин, ценового контроля, налогов, либо, наоборот, использовать его в своих интересах.
Третья группа преимуществ международного производства, получаемых в результате размещения производственных подразделений в разных странах, связана с особенностями политических, экономических, рыночных и других условий в стране базирования многонациональной компании или в принимающей стране. К ним относятся:
особенности международного распределения естественных и приобретенных ресурсов и их рынков;
цены на факторы производства (труд, сырье и материалы, энергия, компоненты и полуфабрикаты), их качество и производительность;
издержки международной транспортировки и коммуникаций;
стимулы и препятствия в инвестировании;
искусственные барьеры в торговле товарами (например, ограничения импорта);
обеспеченность инфраструктурами (коммерческой, правовой, транспортной и коммуникационной, образовательной);
психологическая дистанция, создаваемая языковыми, культурными, деловыми различиями, особенностями традиций и обычаев;
экономия на централизации производства, маркетинга, исследований и разработок;
экономическая система и политика правительства, институциональная структура для размещения ресурсов.
Отличительная особенность современного международного производства заключается в том, что в процессе транснационализации участвуют не только крупные корпорации, но и малый и средний бизнес. Однако главным субъектом этого процесса остаются транснациональные корпорации. Транснациональная корпорация (ТНК) — это предприятие, которое состоит из родительской (материнской) компании и зарубежных подразделений. Родительская компания контролирует активы в компаниях, размещенных за пределами страны ее базирования, владея частью их акционерного капитала, которая составляет не менее 10 % обычных акций и голосов, что позволяет осуществлять контроль над активами.
Деятельность ТНК опирается на прямое инвестирование зарубежных подразделений; предприятие, основанное на прямом инвестировании, определяется как подразделение, которое непосредственно или косвенно находится в собственности прямого инвестора. Это может быть дочернее предприятие или филиал (subsidiary), ассоциированное предприятие (associate), отделение (branch). Дочерняя компания — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания владеет более 50 % собственности и имеет право назначать или устранять от должности большую часть членов административного, наблюдательного или исполнительного органа. Ассоциированное предприятие — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания-инвестор владеет от 10 до 50 % собственности Отделение — это некорпорированное предприятие, которое находится в полной или совместной собственности родительской компании, и представляет собой следующие формы:
временное представительство родительской компании-инвестора;
некорпорированное партнерство или совместное предприятие инвестора с третьей стороной;
землю или недвижимое оборудование и объекты, находящиеся в непосредственной собственности родительской компании;
движимое оборудование, например корабли, самолеты, газо- и нефтедобывающее оборудование, используемое в принимающей стране не менее одного года.
В условиях глобализации меняются не только границы предприятий, но и контрактные отношения между ними. Предприятия осуществляют международное расширение производства, создавая новые связи с предприятиями, действующими в глобальной экономике. Формируются международные производственные сети (international production networks) на основе таких форм отношений, как внешний подряд1, субподряд, стратегический альянс и др.
Современные многонациональные предприятия размещают за рубежом не только производственные операции, но и другие направления своей хозяйственной деятельности, которые вносят свой вклад в создание продукта и формирование его ценности (исследования и разработки, маркетинг и послепродажное обслуживание), формируя тем самым глобальные цепочки создания ценности (global value chains).
1 Внешний подряд(от англ. outsourcing) – вынесение производственной деятельности, которая ранее осуществлялась внутри фирмы или предприятия, за ее пределы, а также производство ресурсов для производственного процесса или его части в другом месте, как правило за пределами страны.
В современной мировой экономике международная специализация производства перешла на новый уровень развития. Процесс производства все больше разделяется на последовательные виды деятельности, которые осуществляются различными предприятиями, формирующими взаимосвязанные международные производственные сети и глобальные цепочки создания ценности. Рост глобализации экономики ведет к кому, что разделение труда в мировом хозяйстве все больше осуществляется между предприятиями.
- Высшее экономическое образование
- Раздел 1 мировое хозяйство
- Глава 1. Международное разделение труда и мировое хозяйство
- 1.1. Международное разделение труда и его факторы
- Баланс мирового хозяйства в условиях самодостаточности стран и отсутствия специализации
- Баланс мирового хозяйства в условиях полной специализации стран
- 1.2. Международное производство
- 1.3. Показатели международной специализации
- Концентрация экспорта некоторых стран мира в 2002 г.
- 1.4. Становление и рост мирового хозяйства
- Изменение отраслевой структуры занятости, %
- 1.5. Теории мирового хозяйства
- Доля хлопка в экспорте отдельных стран, %
- Глава 2. Показатели мирового хозяйства
- 2.1. Основные показатели мировой экономики
- Крупнейшие страны мира по уровню валового национального дохода в 2002 г.
- 2.2. Система национальных счетов
- Использованный ввп Германии в 2003г., млрд.Евро
- Ввп Германии по доходам в 2003 г., млрд. Евро
- 2.3. Методы получения сопоставимых данных
- Http: //www.Gks. Ru.
- Глава 3. Глобализация экономики
- Глава 4. Региональная экономическая интеграция
- 4.1. Причины и формы региональной экономической интеграции
- Расширение Европейского союза в 1973 – 2004г.,%
- Глава 5. Классификация стран
- Раздел 2 ресурсы мирового хозяйства
- Глава 6. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- Глава 7. Демографическое развитие мира
- Глава 8. Накопление капитала в мировом хозяйстве
- 8.1 .Сбережения и инвестиции в мировом хозяйстве
- Норма сбережения в 2002 г., % *
- Глава 9. Научно-технический
- Раздел 3 воспроизводство мирового хозяйства
- Глава 10. Отраслевая структура мировой экономики
- 10.1. Международные классификации продуктов и видов экономической деятельности
- 1 В настоящее время— Всемирная таможенная организация
- Раздел 2 Пищевые продукты, напитки и табак; текстильные изделия,
- Раздел 4 Металлические изделия, машины и оборудование Отдел 48 Медицинские принадлежности, сложные и оптические инструменты, часы
- Раздел 8 Деловые и производственные услуги Отдел 82 Юридические и учетные услуги
- 2004-2005. P. 868.
- Структура мирового экспорта услуг
- Внутренний кредит частному сектору в 1990 и 2002 гг., % от ввп
- Глава 11. Экономические циклы в мировом хозяйстве
- Глава 12. Экономическое и социальное развитие
- Население мира, проживающее за чертой бедности