logo
Гурова 2008 - Мировая экономика / мировая экономика2008

1.3. Показатели международной специализации

Областью специализации страны в международном разделении труда выступает та отрасль, продукцию которой она производит для удовлетворения своих собственных потребностей, а также для удовлетворения потребностей других стран. Определенное пред­ставление о специализации страны дает товарная структура ее экс­порта. Экспорт — это те товары и услуги, которые произведены в данной стране, но вывезены для потребления в другие страны. То­варная структура экспорта страны характеризует долю определен­ных товаров в совокупном объеме ее экспорта. Например, первое место в товарной структуре российского экспорта занимает мине­ральное топливо, т. е. нефть и природный газ, составляющие более половины его стоимости, второе — металлы и изделия из них, на третьем месте — станки и оборудование (см. прил. 3). Однако та­кой подход не учитывает того, как соотносится товарная структура экспорта страны и структура мировой торговли, что может вести к некоторым неверным выводам. Например, несмотря на то, что стан­ки и оборудование занимают значимое место в структуре россий­ского экспорта, тем не менее, эта продукция не является предметом специализации России в международной торговле. Для более точного учета международной специализации страны используется индекс выявленного сравнительного преимущества (revealed comparative advantage index — RCA), разработанный в 1965 г. известным венгерским экономистом Белой Балашем. В до­кументах международных организаций и научных публикациях этот показатель получил широкое распространение как измери­тель специализации страны в международной торговле. Он срав­нивает долю определенного продукта в экспорте страны с его до­лей в мировом экспорте.


Его можно определить двумя способами:

RCAij=, или RCAij=,

где RCAij — выявленное сравнительное преимущество страны i в экспор­те товара j,

Xij - экспорт товара j из страны i;

Xwj мировой экспорт товара j;

Хij - совокупный экспорт из страны I;

Хwt - совокупный мировой экспорт.


Если индекс больше единицы, то это означает, что данный про­дукт служит объектом специализации данной страны в международ­ной торговле; если он имеет значение менее единицы, то данный то­вар нельзя рассматривать как объект ее специализации. Индекс специализации на основе формулы Балаша широко используется в исследовательской и информационной областях, в частности Меж­дународным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (см. прил. 2).

Другой измеритель выявленного сравнительного преимуще­ства, предложенный Нивеном в 1995 г., сравнивает долю товара в экспорте страны с его долей в импорте. Он рассчитывается по формуле

где Хi - экспорт товара i;

Mi - импорт товара i;

∑Xk — экспорт страны к;

Mk — импорт страны к.

Данный показатель может изменяться в пределах от 100 до —100. Максимального (100) и минимального значения (— 100) он достигает теоретически в модели для двух товаров в условиях полной спе­циализации. В реальных условиях он редко превышает 10. Более высокое значение показателя указывает на более глубокую специа­лизацию страны в международной торговле. В условиях сбаланси­рованной торговли, когда экспорт и импорт товара уравниваются, показатель будет стремиться к нулю. Он характеризует также интен­сивность внутриотраслевой торговли: чем сильнее двусторонний обмен товарами, тем ближе значение показателя к нулю.

Для количественной характеристики международной специа­лизации можно также использовать территориальный коэффици­ент специализации (location quotient), показывающий, в какой мере определенная отрасль производства представлена в регионе по сравнению с ее долей во всей экономике. Он рассчитывается по формуле

где t территориальный коэффициент специализации;

Eir—доля отрасли i в регионе r,

Ejn — доля отрасли во всей экономике.

Если показатель равен единице, то это значит, что отрасль i оди­наково представлена и в национальной, и в мировой экономике; если он превосходит единицу, то страна в определенной степени специализируется в данной отрасли.

Этот подход можно использовать и в целях характеристики международной специализации производства, для выявления тех секторов и отраслей, в которых страна производит продукцию сверх своих потребностей. Например, в 2003 г. сельское хозяйство составляло 4 % мирового ВВП, при этом в странах с низким уров­нем доходов — 25 %, в странах со средним уровнем доходов — 11%, а в странах с высоким уровнем доходов — 2 % (см. прил. 7). Ис­пользуя территориальный коэффициент специализации, мы прихо­дим к выводу о том, что в мировой экономике сельское хозяйство служит областью специализации стран с низким и средним уров­нями доходов, так как территориальный коэффициент специали­зации составляет 6,25 и 2,75 соответственно, в то время как для стран с высоким уровнем дохода эта сфера не является областью специализации (значение коэффициента составляет 0,5).

Сфера услуг в 2003 г. в мировом ВВП имела долю 68 %, в странах с низким уровнем доходов она составила 50 % их ВВП, в странах со средним уровнем доходов — 51 %, а в странах с высоким дохо­дом — 71 %. Следовательно, производство услуг в целом по груп­пам стран с низким и средним уровнями доходов не относится к области их специализации в мировом хозяйстве, хотя отдельные страны данной группы могут специализироваться в этой области. Например, в Бразилии доля услуг составляет 73 %, Мексике — 70 % ВВП. Производство услуг — область специализации для большин­ства стран с высоким доходом на душу населения. Например, услу­ги в ВВП Гонконга составляют 88 %, США — 75 %, Велико­британии — 73 %, Франции — 72 %, Германии — 69 %.

С одной стороны, международное разделение труда позволяет более эффективно использовать ресурсы мирового хозяйства, но, с другой стороны, углубление специализации может вести к моно­специализации страны и необходимости осуществлять диверси­фикацию ее экономики. Моноспециализация — это однообразие, а диверсификация — разнообразие отраслей, характерное для эконо­мики отдельных регионов и стран. Моноспециализация может ве­сти к значительной зависимости экономики страны и благососто­яния ее населения от одного или нескольких продуктов, особенно если это продукты, спрос на которые на мировых рынках сокраща­ется в связи с научно-техническим прогрессом и вытеснением но­выми, более прогрессивными продуктами и если ценообразование отличается нестабильностью и большой зависимостью от рыноч­ной конъюнктуры. Диверсификация, как правило, обеспечивает значительно большие возможности для занятости населения и сни­жения рисков, связанных с нестабильностью мирового хозяйства.

Чем большую долю тот или иной продукт составляет в экспорте страны, тем менее диверсифицированную товарную структуру он имеет. Количественную характеристику этой закономерности дает индекс концентрации экспорта, разработанный на основе индекса Херфиндаля-Хиршманна для того, чтобы оценить степень рыноч­ной концентрации страны в международной торговле. Индекс рас­считывается по формуле

где Hj— индекс концентрации экспорта страны j;

Xi — экспорт продукта i;

239

Х=∑Xi — экспорт страны;

i=1

239 — число укрупненных категорий товаров по Международной стандартной торговой классификации.

Таблица 1.3