logo
право ЕС - конспект

Совет ес

Совет ЕС собирается 2 раза в течении 6 месяцев. Председатель вправе собрать внеочередное заседание.

Состоит из членов правительств государств-участников на уровне министров. Например, при обсуждении экономических вопросов – министр финансов, при вопросах о квотах на ввоз с\х продукции – министры сельского хозяйства. Они собираются на свои заседания в различных конфигурациях в зависимости от обсуждаемых вопросов. В Лиссабонском договоре таких комбинаций 2: Совет по внешней политике и Совет по общим вопросам. Общий СПИСОК таких советов утверждается Евросоветом. Возможен вариант, когда одновременно заседают несколько советом по разным профилям и все они принимают юридически важные решения.

Заседания Совета созывает и руководит ими Председатель Совета. Эту должность в теч 6 месяцев (1 января – 30 июня, 1 июля – 31 дек) занимают по очереди представители правительств государств-участников (1 страна в 13 лет). Порядок очередности определяется Евросоветом. Подготовку заседаний Совета осуществляют комитет постоянных представителей правительств государств-участников и секретариат во главе с Генсекретарем. Местом пребывания этих органов является Брюссель.

Главными задачами Совета является:

По общему правилу, решение Совета принимается квалифицированным большинством. В специально установленных учредительными договорами случаях – единогласно. Отказ, по общему правилу, от принципа единогласия, есть отступление от привычных в межд организациях отношений, когда государство не может быть подчинено ничему без его согласия => аргумент в пользу нац права как природы ЕС, а не международного права.

Формула голосования в Совете.

До 31 окт 2014 года действует правило голосования, установленное Договором в Ницце 2001 года.

В соотв с ними каждое государство имеет определенное число голосов в зависимости от численности населения данного государства (но не пропорционально: это защищает самые мелкие государства). Наиболее число голосов имеют Германия, Франция, Великобритания и Италия – по 29. Наименьшее число – Мальта – 3 голоса. Эстония и Латвия – по 4 голоса.

Квалифицированное большинство составляет 255 голосов, причем ЗА должны голосовать не менее 14 государств.

Это все действует, если решение принимается по предложению комиссии. В иных случаях ЗА должно быть 255 голосов и 2\3 государств-членов (18, на настоящий момент).

С 01 окт 2014 начинает деятельность новая формула голосования, установленная в Лиссабонском договоре. Так как в прошлой формуле лоббируются интересы малых государств, она очевидно не справедлива. Пора предложить что-то новую формулу.

В соотв с ней, для принятия решения ЗА должны проголосовать не менее 55 % государств-членов (15, при нынешней численности), представляющие государства с населением не менее 65% от общей численности жителей ЕС. Блокирующее меньшинство составляет 4 государства-участника.

Данное правило применяются в том случае, если голосование проводится по предложению Комиссии. В иных случаях квалифицированное большинство составляет 55% от общего числа государств-участников с населением, превышающем 72% общей численности населения ЕС.

С период с 01 ноя 2014 года по 21 марта 2017 любой из членов Совета вправе просить о том, чтобы при принятии решения квалифицированным большинством применялись правила, установленные договором в Ницце. Это уступка несогласным с новой системой подсчёта голосов государствам (Польша).

Заседания Совета проводятся или на территории государства-председателя, или в Брюсселе. Эти заседания должны быть разделены на 2 части: