logo
право ЕС - конспект

Население

Гражданами Евросоюза автоматически являются все граждане государств-участников. Порядок приобретения и утраты гражданства определяется законодательством соотв государств.

Гражданство Союза было введено Маастрихтским договором 1992.

Граждане Союза, в дополнение к своим правам граждан соотв государств, имеют возможности:

  1. свободно перемещаться по всей территории Союза и свободно выбирать свое место жительства с ограничениями, устанавливаемыми правом Союза.

  2. Каждый граждан Союза, проживающий на территории других государств-участников, имеет активное и пассивное избирательное право на выборах в мун органы власти и Европарламент наравне с гражданами этого государства. Одно их самых реальных прав. Т.е. мэром маленького приграничного французского городка может стать немец, вообще по-немецки не говорящий.

  3. Граждан Союза, оказавшийся в государстве, где отсутствует дип представительство его страны, имеет право на дип и консульскую защиту со стороны дип и консульских представителей других государств-членов наравне с их гражданами.

  4. Каждый граждан Союза, вне зависимости от места жительства, имеет право обращаться в Европарламент, в Суд Евросоюза и к омбудсмену.

Помимо нац законодательства, основные права и свободы граждан Союза сформулированы в Хартии о фундаментальных правах Евросоюза от 07 дек 2000 года, которая имеет равную силу с учредительными договорами. Кроме того, в соотв с Лиссабонским договором, Евросоюз как таковой должен присоединиться к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Согласно ст 6 Договора о Союзе, сформулированные в ней права и права, вытекающие из конституционных традиций, общих для государств-участников, должны составлять общие принципы права Европейского Союза.

Согласно ст 49 Договора о Союзе, членом Союза может быть любое европейское государство, разделяющее ценности Европейского Союза. Где же границы Европы?! Примем их географически, это единственная объективно существующая линия. Но 3 государства одновременно находится в Европе и Азии (РФ, Турция, Казахстан). Однако есть еще и неформальная граница, которая проходит по западной границе России.

В 1993 году государства-члены Союза сформулировали т.н. Копенгагенские критерии для вступления в Евросоюз. В соотв с ними, государства-кандидаты должны:

Процедура вступления закреплена в ст 49. Государство-кандидат направляет свою заявку в Совет, кот должен единогласно одобрить эту заявку после консультации с Комиссией и получив согласие Европарламента. При этом решение Парта должно быть принято абс большинством от списочного состава.

Условия вступления в Евросоюз регулируется спец договором между государствами-членами и вступающими государствами. Этот договор должен быть ратифицирован всеми государствами-участниками.

Государства, кот не является членами Союза, можно разделить по их отношению к Союзу на группы:

  1. Государства, кот могут вступить в Европейский Союз, но не желают сделать этого: Норвегия и Швейцария)

  2. Государства, кот ведут переговоры о вступлении, и, вероятно, вступят: Хорватия и Исландия

  3. Государства, кот желали бы вступить в Евросоюз, но Союз не согласен их принимать. Турция с 1963 года пытается вступить, стремительно развивается. Во многом смущает религиозный вопрос, как и с Ирландией. Хотя формально предложение внести в Конституцию ЕС пункт о христианском характере государств-членов было отвергнуто. В 2000-х с подачи США (которой Турция обещала, но не предоставила территорию для вторжения в Ирак) начались переговоры о вступлении Турции в Союз. В рамках переговоров Союз указывает кандидату, что он должен изменить для вступления. Турция эти условия принимает, меняет свое законодательство под европейские требования. Например, из УК была изъята статья об освобождении ответственности за убийство не послушавшей мужчину женщины, порочащей честь семьи. Однако европейские шантажисты предъявляли все новые и новые требования. Однако облом случился ВНЕЗАПНО: Турция отказалась признать суверенитет другого государства-члена Союза: Кипр.

Процедура выхода из ЕС установлена ст 50 договора об Евросоюзе. В соотв с ней государство, желающее выйти из Союза, должно уведомить об этом Европейский Совет. Далее между Европейским Союзом и этим государством начинаются переговоры с целью подготовить текст соглашения, в кот должны быть урегулированы условия выхода из Союза. Это соглашение от имени Союза заключает Совет, принявший решение квалифицированным большинством голосов и получивший одобрение Европарламента.

Государство перестает быть членом Союза либо по вступлении данного соглашения в силу, либо через 2 года после направления уведомления (например, при отсутствии одобрения соглашении Парламентом) о желании выйти из Союза. Срок в 2 года может быть продлен по согласию сторон. Механизм, тем самым, определён достаточно четко, затянуть его по своей воле Союз не может (автоматический срок в 2 года). Наличие права выхода означает наличие суверенитета государств-членов.

На сегодня существует прецедент полу-выхода Гренландии, перешедший в статус ассоциированного члена из-за квот на вылов рыбы в экономической зоне Гренландии Европейскими сообществами.