1.1. Основные понятия
Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Он характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация.
В настоящее время существуют два общих понятия: информационные ресурсы и ресурсы знаний.
Понятие "информационные ресурсы" появилось более 30 лет назад и прочно вошло в мировую и российскую практику информационной работы; его содержание отражено в российском законодательстве [4].
Для того чтобы уточнить содержание этих понятий, рассмотрим следующие определения.
Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Теория познания утверждает, что человек познает реальный мир через объекты, свойства и отношения. В каждом виде деятельности человека существует свой набор объектов и свойств, которые составляют предметную область данного вида деятельности.
Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационная система — организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные процессы — процессы сбора, обработки, Накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Сегодня широко употребляется термин "информационные и телекоммуникационные технологии", под которым понимаются технологии реализации информационных процессов и процессов обмена информацией с помощью телекоммуникаций.
Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), образует информационные ресурсы.
Из определения понятия "информационные ресурсы" следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и выдачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документированная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др.
В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний", "управление знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.
Информационные ресурсы и ресурсы знаний делятся на государственные и негосударственные. По отношению к государственным информационным ресурсам государство выполняв! функции управления в полном объеме. В отношении негосударственных информационных ресурсов государственное управление осуществляется в основном правовыми методами и включает регулирование по следующим вопросам:
владение и распоряжение;
формирование;
использование;
защита и сохранность информации;
права граждан по вопросам создания и использования информационных ресурсов;
государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Информация служит основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности, способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие почти во всех сферах производства.
Пользователи могут быть разделены на следующие группы:
специалисты промышленных предприятий, фирм и предприятий торговли;
специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
работники государственных учреждений;
работники общественных организаций;
индивидуальные пользователи.
- Предисловие
- Экономика знаний. Рынок информации и знаний и его роль в управлении экономикой и в развитии общества
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Роль информации в развитии общества
- Управление информационными ресурсами на предприятии,фирме
- Состояние мирового рынка информации
- 2.1. Этапы развития мирового рынка информации
- Мировой рынок информационных услуг
- Мировые информационные ресурсы (Мишуняев)
- Информационная корпорация Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационный бизнес
- Основные функции информационного бизнеса