logo
МИР заочники - лекции -контрольная / 1 лекция

Предисловие

Роль информации в развитии общества всегда была значительной, а прорыв, совершенный в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, позволил объединить компьютеры, находящиеся в различных точках мира, в единую Сеть. В результате общество приступило к созданию единого мирового информационного пространства, или мировых информационных ресурсов. Важнейшими элементами электронной части мирового информационного пространства являются профессиональные базы, деловые ресурсы Интернета и электронные библиотеки. В настоящее время предприятия и фирмы получают из мировых информационных ресурсов до 80% необходимой информации. Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности — обязательное требование, предъявляемое к специалисту в развитых странах.

Работа с мировыми информационными ресурсами предусматривает владение компьютерной и информационной грамотностью. В российских вузах традиционно большее внимание уделяется компьютерной грамотности, т. е. умению работать с компьютером и прикладными программами, а за рубежом основной акцент сделан на овладение информационной грамотностью.

Анализ требований практики в области информационной грамотности и результаты исследований методики подготовки специалистов по нформационной грамотности в ведущих университетах США (Гарвардский, Массачусетсский, Калифорнийский и др.) выявили знания и навыки, которыми должен владеть современный высококвалифицированный специалист. Человек, владеющий этими навыками, должен уметь:

• определять информационные потребности для решения конкретной задачи;

В данном учебнике предпринята попытка охватить важнейшие вопросы, связанные с работой на мировом рынке информации. Более детально представлены такие секторы информационного рынка, как сектор биржевой и финансовой информации, статистической информации, сектор информации о фирмах, товарах, ценах; сектор правовой информации. Освещаются проблемы управления информацией, которое осуществляет государство, и управления информацией на предприятии (фирме) в интересах совершенствования экономической деятельности.

При исследовании мирового рынка знаний более глубокий анализ проведен по российскому рынку знаний: библиотечной сети, электронным библиотекам, системе научно-технической

информации.

Специальная глава посвящена использованию мирового рынка информации и знаний в российской системе образования.

Ряд вопросов излагается в систематизированном виде впервые, например состояние мирового рынка информации. Намечены перспективы развития мирового рынка информатизации и

знаний.

Все семь глав учебника заканчиваются выводами и контрольными вопросами, имеются тестовые задания для самостоятельной проверки знаний. В приложении представлен список деловых ресурсов Интернета, характеризующих мировой и российский рынки информации.

Благодаря обширному статистическому материалу, методическому подходу к его изложению авторы надеются, что данное издание будет не только служить учебником для студентов, но и окажется полезным для специалистов в области информационного обеспечения различных видов деятельности.

Данное издание подготовлено с учетом результатов научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре сетевой экономики и мировых информационных ресурсов Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а также десятилетнего опыта преподавания соответствующих дисциплин.