logo
МИР заочники - лекции -контрольная / 1 лекция

Основные функции информационного бизнеса

            Основными функциями информационного бизнеса в широком понимании являются: управление финансами и ведение учета; подготовка кадров; материально-техническое обеспечение; производство; маркетинг.

        Современные направления развития информационного бизнеса наблюдаются и в странах СНГ, хотя здесь отсутствуют достаточные условия его совершенствования.

        Во-первых, из-за экономического кризиса предприятия и организации, оказывающие информационно-вычислительные услуги, теряют своих заказчиков, закрываются или переходят к торговой или дистрибьюторской деятельности. В то же время многие предприятия и организации, испытывая информационный “голод”, не в состоянии поддерживать информационное обслуживание на достаточно высоком уровне, что приводит к сворачиванию информационных потребностей. Предприятия, не используя внешние источники информации и услуги, занимаются "информационной самодеятельностью".

        Во-вторых, не все пользователи осознают важность информации в рыночных условиях. Ввод в экономику элементов рыночного хозяйствования вызвал усиленный поиск информации, характеризующей цену товаров и продуктов, которая используется сейчас главным образом при проведении импортных операций, а не экспортных. Таким образом, специалисты, занимающиеся информационным бизнесом, не обеспечиваются данными о ценах на зарубежных рынках, так как в странах СНГ отсутствуют надежные средства и методы доступа к информации зарубежных партнеров.

        В-третьих, открытая экономика требует всесторонней информации для создания совместных предприятий с иностранными партнерами.

        В-четвертых, потребности в фактографической информации и первоисточниках увеличиваются, а потребности в аналитических исследованиях и материалах уменьшаются.

        Перечисляя недостатки в области информационного бизнеса, нельзя не сказать и о существенных достижениях. Переход к рыночным отношениям создает предпосылки для применения современных форм и методов информационного анализа. Например, в настоящее время существует мощный источник рыночной информации - биржи. Брокеры, как информационные работники одного из видов рынка, обеспечивают пользователей необходимыми данными о предложении, спросе и ценах. Одновременно усиливается информационный обмен с зарубежными и отечественными производителями. В этих условиях информация должна предоставлять сведения о пользователях, их финансовом состоянии; рынках; конъюнктуре; конкурентах; поставщиках; производственных программах и др. Эти данные особенно полезны для развития мелкого и среднего бизнеса, которому уделяется все большее внимание, поскольку при развивающемся рынке именно он испытывает большую потребность в подобных сведениях.

        В настоящее время в России появилась возможность делать бизнес, используя Интернет, уменьшая значения расстояний и тем самым уменьшая неопределенность развития российской экономики.

        В современной мировой практике к одному из аспектов информационного бизнеса можно отнести электронную коммерцию. Электронная коммерция - это уже реальность, быстро распространяется. К настоящему моменту множество электронных сделок уже заключено в закрытых сообществах. Однако рост сети Интернет привел к огромному уровню участия в электронной коммерции поставщиков и потребителей далеко за границами этих сообществ.

        Часть, касающаяся предложения, состоит из технологий (включающих специальную инфраструктуру программного и аппаратного обеспечения, общие службы, специальные приложения), правовой структуры и стандартов. Часть, касающаяся спроса, удобно разграничить на три категории: бизнес-потребитель, бизнес-бизнес, бизнес- администрация.

        Бизнес-потребители используют множественные "высокопропускные каналы информации" для электронных покупок.

        Бизнес-бизнес. Одна из основных технологий, поддерживающих данный вид взаимодействия, является технологией обмена электронными данными (EDI - Electronic Data Interchange). EDI включает в себя обмен стандартизованной, структурированной информацией между организациями, допускающими прямую связь между своими компьютерными системами и ограничивающими вовлечение людей и повторный ввод информации.

        Бизнес-администрация. Правительство играет ведущую роль в стимулировании рынка электронной коммерции. В Европе был достигнут значительный прогресс в отдельных направлениях, в основном в области таможни, налогообложения, сбора статистики и общественных закупок, имея целью установление трансъевропейских сетей и систем, направленных непосредственно на частный сектор. Усилия были также сделаны на государственном уровне, например, в Швеции поставили цель, чтобы к 1999 г. по крайней мере 90% общественных закупок происходили электронным образом. В Соединенных Штатах к концу 1997 г. 70% общественных закупок на федеральном уровне проводились электронным способом.

        Достаточно широкое определение понятия электронной коммерции часто приводит к совместимым оценкам размеров потенциального рынка. В связи с этим может быть полезной общая статистика по электронным продажам на примере США (значения указаны в миллиардах долларов и исключены заказы по почте):

Прогноз объема продаж через различные каналы сбыта

Каналы сбыта

1994 г.

2000 г.

Телевидение / кабельное телевидение

45

400

Сделки между компаниями

140

450

Интернет

<0.2*

600

Другие электронные службы

60

200

Доля от общей коммерции

4,5 %

16,2 %

* IFTF Special report SR-569 Источник: Сommerce Dept., Killen & Associates (опубликовано в раб.: Business Week, June 12, 1995. - Р. 70)

        Количество компаний, занимающихся электронной коммерцией в мире, в 1996 г. составило 111000, а в 2000 г. увеличится до 435000 (данные Volpe, Welty & Co.); при этом суммарный оборот Интернет вырастет с 9,5 до 196 млрд. долл. (данные Forrester Research, Inc.). Розничные продажи через Интернет за этот период вырастут с 500 млн. долл. до 7 млрд., при этом более половины покупок будет оплачено с помощью новых средств платежей - цифровых денег. Еще важнее показатели, касающиеся сектора расчетов между компаниями, или операций business-to-business, - соответственно 600 млн. и 66 млрд. долл.

        Таким образом, прогнозируется не только значительное увеличение числа компаний, делающих бизнес в Интернет, и их общего оборота, но и резкое увеличение среднего дохода, приходящегося на одну компанию.

        Можно привести несколько примеров общих деловых стратегий, основанных на электронной коммерции:

  • электронное присутствие на рынке: содействие продажам, интерактивные продажи, электронная торговля;

  • обеспечение эффективного взаимодействия с потребителем;

  • обеспечение сети поставок;

  • контролируемый продавцом склад.

        Электронная коммерция также может задействовать стратегии специфичных секторов, как, например, банковский учет с НДС.

        Основными выгодами реализации электронной коммерции являются: уменьшение затрат на рекламу; уменьшение расходов на доставку, главным образом для товаров, которые могут быть получены электронным способом; сокращение затрат на дизайн и производство рекламы; улучшенный анализ рынка и стратегическое планирование; большие возможности для маркетингового исследования "ниш" на рынке; одинаковый доступ к рынку (как для огромных корпораций, так и для небольших фирм); доступ к новым рынкам сбыта; вовлечение заказчиков в разработку и внедрение новых продуктов и услуг. Исследование рынка, как, например, информация по конкретным рынкам сбыта и странам (возможности рынка, сфера делопроизводства, существующее регулирование по конкретным продуктам и услугам), обзоры и автоматическая подготовка статистических данных по рынку могут быть предоставлены в электронном виде и будут способствовать значительному улучшению понимания текущей ситуации на рынке.

        Контакты между компаниями могут быть существенно облегчены посредством электронных деловых каталогов и улучшенными общегосударственными и региональными информационными телеконференциями. Взаимодействие между компаниями и заказчиками может поддерживаться самыми разнообразными способами, включая электронные рекламу и виртуальные магазины. Компании могут предоставлять подробнейшую информацию по своим продуктам и услугам, включая техническую спецификацию изделий, руководство по использованию, а также ответы на наиболее часто возникающие вопросы, - путем снабжения программ указателями и поисковыми возможностями.

        На протяжении последних лет усилия по улучшению эффективности бизнеса приносят значительные результаты, "размывая" границы между компаниями и заказчиками, вступающими в деловые отношения. Отличным примером можно считать возникновение "виртуального предприятия", где каждая из участвующих в проекте компаний играет собственную роль в сети тесно взаимодействующих компаний, а в целом достигается цель удовлетворения конкретного спроса на рынке.