67. Лицензии
Предметом лицензионной торговли являются патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологических, коммерческих знаний, на использование товарных знаков.
Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают США и страны Западной Европы.
Международные лицензионные сделки получили распространение в наукоемких отраслях, таких как химия, электротехника, машиностроение.
Международные операции по торговле патентами и лицензиями представляют собой реализацию изобретенной передовой технологии, технологических знаний, опыта. В качестве товара выступает продукт интеллектуального труда в форме патента, товарного знака, промышленного образца и т.д. В основе лежит охрана изобретений при помощи патентного законодательства, которое предоставляет патентовладельцу исключительное право на использование изобретения.
Патент на изобретение — это свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю. Патент дает владельцу титул собственности на изобретение, исключительное право на его использование, предоставляет патентообладателю возможность использовать изобретение по своему усмотрению.
Патентообладатель может передать свое право на патент другому лицу на определенных условиях: безвозмездно или за определенную плату.
Заключение патентного соглашения. Если патентообладатель сохраняет право собственности, то воспользоваться им посторонние лица могут в определенное время, иа определенной территории, за определенное вознаграждение.
Патентной лицензией называется разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) па промышленное или коммерческое использование изобретения, пользующееся патентной защитой в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение.
Объектом лицензионного соглашения могут быть лицензии на использование патентного изобретения или технического процесса, а также ноу-хау товарного знака.
Ноу-хау — это технические знания и практический опыт управления, которые представляют коммерческую ценность в производстве или профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой (коммерческие секреты, технологические процессы, информация прочего характера, недоступная широкой общественности).
Одним из основных признаков ноу-хау является конфиденциальность, секретность. Со временем ноу-хау теряет это свойство и становится доступным широкому кругу лиц.
К составным элементам ноу-хау относятся руководства к исполнению, формулы, рецептуры и пр.
Предметом международных лицензионных соглашений может быть товарный знак.
Товарный знак — это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, проставляемое на товаре или его упаковке. Товарный знак может быть изобразительным или словесным.
Виды лицензий. По характеру и объему прав, предоставляемых лицензиату в практике международной лицензионной торговли, различают три вида лицензий: простая, исключительная и полная.
При продаже простой лицензии лицензиар разрешает лицензиату на определенных условиях использовать изобретение или секрет производства, оставляя при этом за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи но аналогичным условиям лицензий любым другим фирмам или лицам.
При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату монопольное (исключительное)
право иа использование объекта соглашения в пределах оговоренных в нем условий и иа определенной географической территории) указанной в соглашении.
Лицензиар отказывается от самостоятельного использования данного изобретения или товарного знака и от продажи аналогичных лицензий третьим лицам на тех же условиях и иа той же территории, однако это не лишает лицензиара права на самостоятельное использование и выдачу лицензий другим лицам на отличных условиях и вне оговоренной территории.
При продаже полной лицензии лицензиату предоставляется исключительное право на ее использование в течение всего срока соглашения. На этот период лицензиар лишается права на самостоятельное использование или секрета производства, или товарного знака, как самостоятельно, так !| И путем выдачи лицензий другим лицам.
- 1.Понятие международных коммерческих операций
- 2.Основные виды международных коммерческих операций
- 3. Международные операции по обмену товарами
- 4. Международные операции по обмену услугами
- 5. Международные операции по обмену результатами интеллектуальной деятельностью.
- 6. Основные методы осуществления международных коммерческих операций
- 7. Понятие международной сделки купли-продажи.
- 8. Оформление сделок купли-продажи товаров.
- 9. Особенности международной торговли сырьевой и готовой продукцией
- 10 Внешнеторговый контракт купли продажи
- 11. Содержание статьи «предмет контракта»
- 12. Содержание статьи «Качество»
- 13. Содержание статьи «базисные условия поставки»
- 14. Содержание статьи «цена и общая сумма контракта»
- 15 Содержание статьи «упаковка и маркировка товаров»
- 16. Содержание статьи «сдача-приемка товара по количеству и качеству»
- 17 Содержание статьи «сроки поставки»
- 18 Содержание статьи «условия платежа»
- 19 Содержание статьи «обязанности сторон»
- 20 Содержание статьи «гарантии качества и комплектности поставки»
- 21 Содержание статьи «ответственность за нарушение контракта. Санкции
- 22 Содержание статьи «Основания освобождения от ответственности. Форс-мажор.»
- 23 Содержание статьи «страхование товаров»
- 24 Содержание статьи «Арбитраж»
- 25 Язык контракта
- 26 Вступление контракта в силу.
- 27 Изменение и дополнение контракта
- 28 Юридические адреса сторон
- 29 Парафирование контракта
- 30 Организация и техника проведения внешнеторговых переговоров
- 40 Товаросопроводительные документы
- 41 Инкотермс-2010
- 42. 1 Группа терминов инкотермс-2010
- 43. 2 Группа терминов инкотермс 2010
- 44. 3 Группа терминов инкотермс 2010
- 45. 4 Группа терминов инкотермс 2010
- 49 Чартерный документ
- 51 Тактика и техника ведения внешнеторговых переговоров
- 52 Этапы проведения международных торгов
- 53 Основные центры мировой аукционной торговли
- 54. Валютно-финансовые условия внешнеторгового контракта купли-продажи товара.
- 55. Национальные стили ведения внешнеторговых переговоров
- 56 Транспортные условия внешнеторгового контракта купли продажи товаров
- 57 Пременимое право во внешнеторговом контракте купли-продажи товаров.
- 58. Парафирование внешнеторгового контракта купли-продажи товаров.
- 59 Отраслевые международные выставки и ярмарки.
- 60 Отраслевые особенности международного лизинга
- 61. Договор консигнации
- 62. Лизинговый договор
- 63. Протокольные аспекты
- 64 Договор купли-продажи
- 65 Бартерный договор.
- 66 Международный биржи
- 67. Лицензии