logo
21-30

25. Механизм межотраслевой конкуренции в теории стоимости. Строение капитала и его роль в установлении нормы прибыли.

Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.

Опираясь на монополию в той или иной сфере производства и обращения, крупнейшие фирмы получают возможность оказывать влияние на движение рыночных цен. Методы монопольного ценообразования и рыночная стратегия меняются вместе с развитием хозяйственной и организационной форм монополистической фирмы.

Большую выгоду приносит повышение монопольной цены, в пределах закона стоимости. К. Маркс показал, что уровень монопольной цены определяется потребностью и платёжеспособным спросом покупателей. Если бы товар, на который установлена монопольная цена, входил в число необходимых предметов потребления рабочего, то монопольная цена уплачивалась бы путем вычета из реальной заработной платы и из прибыли других капиталистов. Границы, в пределах которых монопольная цена может нарушить нормальное регулирование товарных цен, были бы твердо определены и поддавались бы точному учету.

Самые мощные капиталистические монополии не в состоянии длительное время удерживать цены, приносящие сверхприбыль. В любую отрасль проникает капитал, контролируемый другими финансовыми группировками. Быстро развивающееся производство товаров-заменителей приводит к обострению внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, сдерживающей дальнейшее повышение монопольной цены или ведущей к её понижению.

Оттеснив конкурентов и укрепив свои позиции, монополистические фирмы вновь могут прибегнуть к повышению цены.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4