logo
21-30

Олигополия:

Совершенная конкуренция и монополия – это два крайних случая рыночных структур, редко встречающихся на практике. Более распространенными являются рыночные модели несовершенной конкуренции, на которых действуют два и более продавцов, каждый из которых определенным образом контролирует цены. Такими промежуточными моделями являются олигополия и монополистическая конкуренция.

Олигополией называется рыночная структура, на которой действует несколько соперничающих фирм. Производимый фирмами-олигополистами продукт может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Вход в отрасль весьма труден, информация об олигополстическом рынке практически не доступна.

Принципиальное отличие олигополии от других рыночных структур (совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции) заключается в том, что любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска сказывается на спросе на продукт других и соответственно на их прибылях. Этого нет при совершенной конкуренции, когда фирма просто приспосабливает свой выпуск к рыночной цене, остающейся вне зависимости от ее производства. В условиях монополии такая проблема не возникает вообще, поскольку конкуренты отсутствуют по определению. При монополистической конкуренции конкуренты есть, но их настолько много, что решение одной фирмы (например, о снижении цены) слабо затрагивает интересы остальных, так как сбыт каждой из них снижается незначительно.

Таким образом, фундаментальной характеристикой олигополии является осознание фирмами своей взаимозависимости. При олигополии каждая фирма в состоянии определить своих соперников  и учитывать их поведение при принятии собственных решений.

Подобно монополиям олигополии являются ценоискателями. Это означает, что фирма не приспосабливается к рыночной цене как к заданной, а способна воздействовать на нее, а значит, и на положение других фирм.

Существуют следующие основные формы олигополистической конкуренции за счет:

В поведении олигополии возможен отказ от соперничества и сговор в той или иной форме (единая политика цен, продаж и т.д.).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4