26. Конкуренция совершенная и несовершенная. Индекс Херфиндаля—Хиршмана.
Конкуренция представляет собой вид экономического соперничестваза обладание ограниченного вида ресурсов (большей доли). Конкуренция может быть как совершенной, так и несовершенной. Конкурентное соперничество является тем фактором, который двигает большинством предприятий в направлении повышения работоспособности и финансовой эффективности.
Совершенная конкуренция
Явление совершенной конкуренции подразумевает под собой состояние экономической системы, когда взаимное влияния обеих сторон на экономику ничтожны до такой степени, что их можно не брать в счёт. Характеристика совершенной конкуренции подразумевает наличие нескольких черт:
Большое число покупателей продавцов. Это могут быть разнообразные мелкие фирмы, предприятия, доля которых во всеобщей экономической системе менее 1% (за любой период). Другое название для такого рынка – автоматизированный;
Мобильность ресурсов для производства и беспрепятственный вход агента (продавца) в соответствующую профильную отрасль;
Отсутствие различных торговых марок. Подразумевается строгая однородность и гомогенность выпускаемой продукции;
Отсутствие возможности повлиять на механизмы ценообразование. Это касается как продавцов, так и потребителей;
Каждый из участников рыночных отношений имеет исчерпывающую информацию о настоящем положении дел на рынке. Иными словами, речь идёт о прозрачности экономической системы;
Наличие ситуации, когда и продавцы, и покупатели встречаются на рынке в одно и тоже время. Иными словами, присутствие рынка наличного товара;
Совершенная конкуренция подразумевает под собой отсутствие, каких бы то ни было издержек и комиссий за покупку/продажу потребителем/производителем. Этот аспект исключает наличие биржевых организаций, дилеров, брокерских контр и так далее;
Такое популярное «оружие», как сбивание цен, в условиях совершенной конкуренции, не допустимо;
Нет никого приоритета по отношению к пространственному, личностному или же временному факторам.
Совершенную конкуренцию, нередко называют «чистой», поскольку она лишены любых границ и монопольных настроений, ориентирована на статическую модель равновесия с заранее установленными ценовыми параметрами и объёмами ресурсов. Характеризуя совершенную конкуренцию, необходимо учесть как положительные, таки отрицательные её черты. Среди положительных черт, выделяют:
Эффективность распределения ресурсов. При этом совершенная конкуренция благоприятствует созданию не хаотичной системы товаров и услуг, а строго соответствующей структуре совокупного спроса (желаниям покупателей);
Существует способность восстановления эффективности использования ресурсов в то время, когда она изменяется. В условиях современной экономики, такие ситуации случаются крайне часто.
Среди недостатков совершенной конкуренции следует выделить следующие:
Преобладание малых предприятий на рынке приводит к тому, что они не способны должным образом использовать наиболее благоприятную технику. Экономия в плане объёмов, эффективна лишь при наличии крупных предприятий и фирм;
Наличие совершенной конкуренции полностью нивелирует стремления к прогрессу и научно-техническому развитию. В такой ситуации, финансы мелких предприятий не позволяют развивать научную мысль.
Несовершенная конкуренция
Рынки, на которых не выдерживаются условия, указанные выше, относятся к классу с несовершенной экономикой. В этой ситуации, производители товаров и услуг имеют возможность изменять политику ценообразования и влиять на неё. Несовершенная конкуренция порождает три основных вида рынков, которые имеют свои собственные отличия.
Однако среди характерных особенностей, которые объединяют их, являются следующие:
Чем выше производительность число выпускаемой продукции, тем ниже цена на неё;
Максимальный профит кампании становиться меньше стоимости единицы продукции;
Возможность установки цен на продукцию и товары, которая будет выше, нежели средние или максимальные показатели издержек;
Расцвет ценовой дискриминации. Это явление подразумевает различные цены на один и тот же вид товаров или услуг для различных групп населения.
- Монополия. В данном случае, в экономической системе присутствует единственный представитель отрасли (производитель), аналогов которому нет. Как правило, это касается уникального продукта (услуги), аналогов которым нет. Из этого вытекает абсолютная власть производителя и возможность влияния на установление стоимости. В условии монополии, равенство между предельным профитом и предельными издержками возникает только при более высоких ценах, по сравнению с совершенной системой конкуренции.
- Олигополия. Данная форма несовершенной конкуренции подразумевает существование нескольких более-менее крупных представителей класса производителей, которые контролируют отрасль. выпускаемая продукция фирм может быть как различной, так и схожей. В случае олигополии вход на рынок ограничен патентами, лицензиями и прочими юридическими тонкостями со стороны государства.
- Монополистическая конкуренция. Данный вариант несовершенной конкуренции отмечается в большинстве случаев. Характерным примером тому могут служить фирмы по производству обуви, мебели, одежды и так далее. Монополистическая конкуренция подразумевает несколько десятков или сотен фирм в отрасли, доля каждой из которых не превышает 5 процентов. Отсутствие сговора между фирмами не нивелирует определённого значения в ценообразовании каждой из фирм. Это объясняется схожими видами товаров, однако, различным качеством.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 21. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
- 22. Общие, средние и предельные издержки
- 23. Совокупный, средний и предельный доход фирмы
- 24. Условие максимизации прибыли
- 25. Механизм межотраслевой конкуренции в теории стоимости. Строение капитала и его роль в установлении нормы прибыли.
- Строение капитала:
- 1. Техническое строение
- 2. Стоимостное строение
- 3. Органическое строение
- 26. Конкуренция совершенная и несовершенная. Индекс Херфиндаля—Хиршмана.
- Индекс Херфиндаля
- Алгоритм расчета индекса Херфиндаля—Хиршмана
- 27. Экономическая природа монополий, монополистическая конкуренция и олигополия.
- Монополистическая конкуренция:
- Олигополия:
- 28.Собственность в системе экономических отношений
- 29. Предпринимательство как способ экономической реализации собственности.
- 30. Макроэкономическая динамика рыночного хозяйства и ее основные показатели
- Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» - основа развития макроэкономической теории