logo
21-30

26. Конкуренция совершенная и несовершенная. Индекс Херфиндаля—Хиршмана.

Конкуренция представляет собой вид экономического соперничестваза обладание ограниченного вида ресурсов (большей доли). Конкуренция может быть как совершенной, так и несовершенной. Конкурентное соперничество является тем фактором, который двигает большинством предприятий в направлении повышения работоспособности и финансовой эффективности.

Совершенная конкуренция

Явление совершенной конкуренции подразумевает под собой состояние экономической системы, когда взаимное влияния обеих сторон на экономику ничтожны до такой степени, что их можно не брать в счёт. Характеристика совершенной конкуренции подразумевает наличие нескольких черт:

  1. Большое число покупателей продавцов. Это могут быть разнообразные мелкие фирмы, предприятия, доля которых во всеобщей экономической системе менее 1% (за любой период). Другое название для такого рынка – автоматизированный;

  2. Мобильность ресурсов для производства и беспрепятственный вход агента (продавца) в соответствующую профильную отрасль;

  3. Отсутствие различных торговых марок. Подразумевается строгая однородность и гомогенность выпускаемой продукции;

  4. Отсутствие возможности повлиять на механизмы ценообразование. Это касается как продавцов, так и потребителей;

  5. Каждый из участников рыночных отношений имеет исчерпывающую информацию о настоящем положении дел на рынке. Иными словами, речь идёт о прозрачности экономической системы;

  6.   Наличие ситуации, когда и продавцы, и покупатели встречаются на рынке в одно и тоже время. Иными словами, присутствие рынка наличного товара;

  7. Совершенная конкуренция подразумевает под собой отсутствие, каких бы то ни было издержек и комиссий за покупку/продажу потребителем/производителем. Этот аспект исключает наличие биржевых организаций, дилеров, брокерских контр и так далее;

  8. Такое популярное «оружие», как сбивание цен, в условиях совершенной конкуренции, не допустимо;

  9. Нет никого приоритета по отношению к пространственному, личностному или же временному факторам.

Совершенную конкуренцию, нередко называют «чистой», поскольку она лишены любых границ и монопольных настроений, ориентирована на статическую модель равновесия с заранее установленными ценовыми параметрами и объёмами ресурсов. Характеризуя совершенную конкуренцию, необходимо учесть как положительные, таки отрицательные её черты. Среди положительных черт, выделяют:

  1. Эффективность распределения ресурсов. При этом совершенная конкуренция благоприятствует созданию не хаотичной системы товаров и услуг, а строго соответствующей структуре совокупного спроса (желаниям покупателей);

  2. Существует способность восстановления эффективности использования ресурсов в то время, когда она изменяется. В условиях современной экономики, такие ситуации случаются крайне часто.

Среди недостатков совершенной конкуренции следует выделить следующие:

  1. Преобладание малых предприятий на рынке приводит к тому, что они не способны должным образом использовать наиболее благоприятную технику. Экономия в плане объёмов, эффективна лишь при наличии крупных предприятий и фирм;

  2. Наличие совершенной конкуренции полностью нивелирует стремления к прогрессу и научно-техническому развитию. В такой ситуации, финансы мелких предприятий не позволяют развивать научную мысль.

Несовершенная конкуренция

Рынки, на которых не выдерживаются условия, указанные выше, относятся к классу с несовершенной экономикой. В этой ситуации, производители товаров и услуг имеют возможность изменять политику ценообразования и влиять на неё. Несовершенная конкуренция порождает три основных вида рынков, которые имеют свои собственные отличия.

Однако среди характерных особенностей, которые объединяют их, являются следующие:

  1. Чем выше производительность число выпускаемой продукции, тем ниже цена на неё;

  2. Максимальный профит кампании становиться меньше стоимости единицы продукции;

  3. Возможность установки цен на продукцию и товары, которая будет выше, нежели средние или максимальные показатели издержек;

  4. Расцвет ценовой дискриминации. Это явление подразумевает различные цены на один и тот же вид товаров или услуг для различных групп населения.

Монополия. В данном случае, в экономической системе присутствует единственный представитель отрасли (производитель), аналогов которому нет. Как правило, это касается уникального продукта (услуги), аналогов которым нет. Из этого вытекает абсолютная власть производителя и возможность влияния на установление стоимости. В условии монополии, равенство между предельным профитом и предельными издержками возникает только при более высоких ценах, по сравнению с совершенной системой конкуренции.

Олигополия. Данная форма несовершенной конкуренции подразумевает существование нескольких более-менее крупных представителей класса производителей, которые контролируют отрасль. выпускаемая продукция фирм может быть как различной, так и схожей. В случае олигополии вход на рынок ограничен патентами, лицензиями и прочими юридическими тонкостями со стороны государства.

Монополистическая конкуренция. Данный вариант несовершенной конкуренции отмечается в  большинстве случаев. Характерным примером тому могут служить фирмы по производству обуви, мебели, одежды и так далее. Монополистическая конкуренция подразумевает несколько десятков или сотен фирм в отрасли, доля каждой из которых не превышает 5 процентов. Отсутствие сговора между фирмами не нивелирует определённого значения в ценообразовании каждой из фирм. Это объясняется схожими видами товаров, однако, различным качеством.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4