logo
шпоры по мировой экономике

15. Теория сЛиндера. Теория цикла жизни продукта.

Теория представительного спроса Линдера (1961 год). Он положил в основу анализа объем обмена однородными товарами между странами с сопоставимым уровнем развития, поставив под сомнение теорию Хекшера-Олина. Его теория базировалась на трех принципах:

1. условия производства зависят от условий спроса, чем больше спрос, тем выше эффективность производства.

2. условия отечественного производства зависят преимущественно от внутреннего спроса, который является необходимым, но недостаточным условием экспортирования товаров.

3. внешний рынок – это продолжение внутреннего, а международный обмен – продолжение межрегионального.

Вывод Линдера: чем ближе страны друг к другу по уровню развития, тем в большей мере спектр экспорта идентичен спектру импорта. Обмен между одинаковыми по уровню развития странами осуществляется, прежде всего, по однородным и взаимозаменяемым товарам.

В середине 60-х гг. американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.