15. Теория сЛиндера. Теория цикла жизни продукта.
Теория представительного спроса Линдера (1961 год). Он положил в основу анализа объем обмена однородными товарами между странами с сопоставимым уровнем развития, поставив под сомнение теорию Хекшера-Олина. Его теория базировалась на трех принципах:
1. условия производства зависят от условий спроса, чем больше спрос, тем выше эффективность производства.
2. условия отечественного производства зависят преимущественно от внутреннего спроса, который является необходимым, но недостаточным условием экспортирования товаров.
3. внешний рынок – это продолжение внутреннего, а международный обмен – продолжение межрегионального.
Вывод Линдера: чем ближе страны друг к другу по уровню развития, тем в большей мере спектр экспорта идентичен спектру импорта. Обмен между одинаковыми по уровню развития странами осуществляется, прежде всего, по однородным и взаимозаменяемым товарам.
В середине 60-х гг. американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.
На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.
По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.
- 1)Мировое хозяйство. Этапы развития.
- 2. Классификация стран
- 3. Международное разделение труда и интернационализация производства.
- 4. Международная специализация и кооперация производства
- 5. Транснациональные корпорации и их виды.
- 6. Современная мирохозяйственная система
- 7. Основные международные организации.
- 8. Международные социальные, трудовые и общественные организации (мот, Лига наций, оон, группа 77)
- 9. Оон ее цели и структура.
- 10. Международные организации в системе регулирования мировой торговли (вто, юнктад, мтп)
- 11. Гатт и её принципы. Вто. Перспективы вступления рф.
- 12. Международные валютно- финансовые организации (вб, мвф, Парижский и Лондонский клуб кредиторов и др.)
- 13. Идея «свободной торговли» Смита – Рикардо.
- 14. Неоклассическая концепция Хекшера – Олина.
- 15. Теория сЛиндера. Теория цикла жизни продукта.
- 16. Свободная торговля и протекционизм.
- 17. Таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин.
- 18. Механизм функционирования тарифных барьеров. Последствия их введения для различных субъектов рынка
- 19. Парадокс Мецлера
- 20. Нетарифные меры регулирования внешней торговли.
- 21. Механизм функционирования нетарифных барьеров. Последствия их введения для различных субъектов рынка.
- 22. Современный мировой рынок – состояние и тенденции развития. Формы и виды международной торговли.
- 23. Россия в мировой торговле
- 24. Свободные экономические зоны. Их виды и цели.
- 25. Оффшорные зоны. Механизмы функционирования оффшорной компании.
- 26. Свободные экономические зоны. Их виды и цели создания.
- 27. Международное движение капитала и факторы на него влияющие.
- 28. Формы движения капитала на международном рынке.
- 29. Последствия международного движения капитала.
- 30. Тенденции движения капитала. Регулирование миграции капитала
- 31. Формы и виды миграций рабочей силы. Ее последствия. Теории миграции рабочей силы.
- 32. Центры притяжения рабочей силы
- 33. Государственное регулирование миграции рабочей силы.
- 34. Валюта и ее типы.
- 35. Валютный курс и его виды. Способы государственного регулирования валютных курсов.
- 36. Эволюция международной валютно-финансовой системы.
- 40. Экономический рост и социальный прогресс.
- 41. Развитые страны в мировом хозяйстве.
- 42. Внутренние рынки развитых стран
- 43.Экономическая политика развитых стран.
- 44.Развивающиеся страны в мировой экономике.
- 45. Место России в мировой экономике.
- 46. Глобализация: её плюсы и минусы