logo search
UMKD_po_EP

Тема 15. Правовое регулирование взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу».

Сотрудничество Республики Казахстан и стран Европы. Закон Республики Казахстан от 26 мая 1997 г. О ратифицикации «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их Государствами - членами, с другой стороны, подписанное в Брюсселе 23 января 1995 года». Цели партнерства: обеспечить соответствующие условия для политического диалога между Сторонами, способствующие развитию политических отношений; содействовать торговле, инвестированию и гармоничным экономическим отношениям между Сторонами, способствуя тем самым их устойчивому экономическому развитию; создать основу для правового, экономического, социального, финансового, научного, технологического и культурного сотрудничества; поддерживать предпринимаемые Казахстаном усилия по укреплению в республике демократии и развитию ее экономики с целью завершения перехода к рыночной экономике.

Документ «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», принятый на саммите Евросоюза в июне 2007 года. Направления взаимодействия ЕС с Центральной Азией и Казахстаном.

Государственная программа «Путь в Европу» на 2009—2011 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан 29 августа 2008 года как основа для всестороннего сотрудничества между Казахстаном и европейскими странами.

Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта: совершенствование законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации, реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер.

Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Приоритеты Программы: продолжение работы по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕ и евразийских трансконтинентальных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в вопросах борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, организованной преступностью; восстановление Афганистана.

Сопоставление факторов, способствующих интеграции стран Европейского Союза, и причин объединения стран Содружества Независимых Государств: общее и особенное в интеграционных процессах.

Началом становления официальных отношений между Казахстаном и Европейским Союзом можно считать 1988г, когда после почти тридцатилетнего игнорирования Европейских сообществ в качестве субъектов международного права, МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Здесь можно добавить, что Советский Союз долгое время ошибочно считал, что интеграция в Западной Европе является искусственным процессом, что она невозможна естественным путем, поскольку противоречит сущности капитализма, и объясняя ее только давлением со стороны Вашингтона.

25 июня 1988г. была подписана совместная Декларация об установлении официальных отношений между ЕС и СЭВ. Вслед за этим первым шагом на пути взаимного признания, 18 декабря 1989г. было подписано Соглашение о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой.

В декабре 1991г. СССР распался. Республика Казахстан стала самостоятельным субъектом международного права, что потребовало от руководства страны определения основных приоритетов внешнеполитического курса. Сотрудничество с Европейским Союзом, одним из основных центров мировой политики, экономики и культуры, безусловно, стало одним из этих приоритетов. В 1992г. был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и ЕС. Первоначально отношения между сторонами складывались исключительно в рамках программы ТАСИС (ТАСIS – Technical Assistance to Commonwealth of Independent States – техническая помощь странам СНГ). Но уже в это время настоятельно выявилась потребность принципиально новой международно-правовой базы сотрудничества. Европейский Союз и Республика Казахстан начали переговоры о заключении всеобъемлющего международного договора, который должен был сменить Соглашение 1989г. Эти переговоры, длившиеся достаточно продолжительное время, привели 20.05.1994г. к парафированию, а затем 23.01.1995г. к подписанию в Брюсселе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, Европейскими сообществами и их государствами-членами (СПС). Следует отметить, что еще до подписания данного документа, стороны четко осознавали, что в силу целого ряда причин, ратификация Соглашения затянется на годы. К этим причинам относилось, как и то, что данное Соглашение должно было быть ратифицировано помимо ЕС еще и каждым его государством-членом (а в 1995г. в связи со вступлением в ЕС Австрии, Швеции и Финляндии их стало 15), так и с определенной политической дестабилизацией, наступившей в Казахстане в 1995г. в связи с роспуском Парламента. Так, например, Европарламент выступил с резкой нотой, что он отказывается рассматривать вопрос о ратификации Соглашения вплоть до восстановления парламентской демократии в Казахстане. Лишь после проведения в декабре 1995г. парламентских выборов и восстановления парламентаризма в Республике Казахстан, в странах ЕС возобновилась работа по ратификации СПС.

Но так как время настоятельно диктовало потребность в правовой основе взаимоотношений, в Брюсселе 5.12.1995г. был подписан Временный Договор между ЕС и РК о торговле и связанных с ней вопросов. Целью данного Договора было стремление как можно быстрее обеспечить реализацию положений СПС, относящихся к торговле и связанных с ней вопросами (преамбула Договора).

В целом, работа по ратификации СПС завершилась лишь к 1999г. и данное Соглашение вступило в силу 1 июля 1999г. С этого момента Соглашение 1989г. и Временный договор 1995г. утратили свою силу.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве представляет из себя объемный документ, содержащий обстоятельно разработанные, детализированные статьи. В данное Соглашение сведены воедино несколько блоков, многие из которых по своей значимости вполне могли бы быть предметом отдельных международных договоров. Вообще Соглашение состоит из преамбулы и 100 статей, разбитых на девять разделов. В разделе I “Общие принципы” провозглашаются те основополагающие идеалы, на которых должны строиться взаимоотношения сторон: уважение демократии, принципов международного права и прав человека (ст. 2 СПС). Раздел II определяет основные принципы и задачи политического диалога. Раздел III “Торговля товарами” устанавливает возможно самый важный принцип взаимоотношений в международной купле-продаже товаров, а именно: режим наибольшего благоприятствования (ст. 8 СПС). Раздел IV называется “Положения, влияющие на предпринимательскую деятельность и инвестирование”. Данный раздел состоит из 6 глав: 1. Условия труда; 2. Условия, касающиеся учреждения и деятельности компаний; 3. Трансграничное предоставление услуг между Республикой Казахстан и Сообществом; 4. Общие положения; 5. Текущие платежи и капиталы; 6. Защита интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности. В следующем Разделе V “Сотрудничество в законодательной области” Республика Казахстан обязалась стремиться к осуществлению того, чтобы ее законодательство постепенно стало совместимым с законодательством Сообществ (ст. 43 СПС). В Разделе VI “Экономическое сотрудничество” стороны обязались развивать экономическое сотрудничество, направленное на содействие процессу экономической реформы, восстановление и устойчивое развитие Республики Казахстан (ст. 44 СПС). Раздел VII “Культурное сотрудничество” обязывает стороны способствовать культурному сотрудничеству, его поощрению и облегчению (ст.71 СПС). Раздел VIII “Финансовое сотрудничество” регулирует получение временной финансовой помощи со стороны Сообщества, предоставляемой в форме безвозмездной технической помощи в рамках программы ТАСИС (ст. 72, 73 СПС). Самое главное в заключительном Разделе IX “Институционные, общие и заключительные положения” состоит в том, что в целях обеспечения контроля за соблюдением и осуществлением данного Соглашения учреждаются Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества (ст. 76-79, 81-83 СПС).

Кроме того, Соглашение сопровождается дополнительными документами. В их числе Протокол о взаимном содействии между административными органами в таможенных вопросах, 3 приложения, и Заключительный акт, состоящий из 5 совместных деклараций и односторонней декларации Франции.

Если попытаться определить правовую природу отношений, развивающихся между ЕС и Республикой Казахстан, то исходя из самого названия Соглашения видно, что в ее основе заложен принцип партнерства. Данный принцип получил довольно широкое распространение в 90-х гг. XX века, не в последнюю очередь в связи с распадом бывшего социалистического блока. Данный принцип явно отражает намерение повысить уровень существующих отношений. Но объективности ради, надо признать, что от партнерства еще весьма далеко до ассоциированного членства, не говоря уже о прямом вхождении в Европейский Союз. Статья 1 СПС следующим образом определяет цели партнерства между Казахстаном и ЕС:

обеспечение соответствующих условий для политического диалога, способствующих развитию политических отношений;

содействие торговле, инвестированию и гармоничным экономическим отношениям, способствуя тем самым устойчивому экономическому развитию;

создание основы для правового, экономического, социального, финансового, культурного сотрудничества и технологического сотрудничества в сфере мирных научных исследований;

поддерживание предпринимаемых Казахстаном усилий по укреплению демократии и завершения перехода к рыночной экономики.

Важнейшим элементом партнерства, основой внешней и внутренней политики сторон, а также основой данного Соглашения стороны считают уважение демократии, принципов международного права и прав человека, определяемых, в частности, в Уставе ООН, Заключительном Хельсинкском Акте 1975г. и в Парижской Хартии для Новой Европы 1990г., а также принципов рыночной экономики, включая сформулированные в документах Боннской конвенции ОБСЕ (ст. 2 СПС).

Данное Соглашение заключено на первоначальный срок в десять лет, после которого оно будет автоматически возобновляться год за годом, до тех пор пока одна из сторон не представит другой стороне письменного извещения о расторжении Соглашения за шесть месяцев до его истечения (ст. 92 СПС). Это не означает, что в Соглашение не могут быть внесены поправки и изменения за это время. Как раз наоборот, Соглашение может развиваться в любом направлении, особенно в зависимости от успеха Казахстана на пути к демократии и рыночной экономики. (80)

СПС представляет из себя соглашение, отражающее полный спектр отношений между Республикой Казахстан и ЕС, прежде всего в области политического и экономического сотрудничества. Практическая значимость Соглашения заключается в следующих важнейших положениях:

между РК и ЕС ежегодно должны проводиться встречи на уровне министров и парламентариев для обсуждения политических и экономических вопросов;

юридическим и физическим лицам из стран-членов Евросоюза, осуществляющим инвестиции в РК, будет обеспечен режим не хуже, чем каким бы то ни было юридическим и физическим лицам из Республики Казахстан или другой страны. И, наоборот, - любым казахстанским юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции на рынках ЕС, будет предоставлен не менее благоприятный режим работы, чем тот, в котором работают европейские юридические и физические лица;

отменяются торговые квоты и вводится режим наибольшего благоприятствования на границах;

физические лица из РК и/или ЕС, законно работающие по найму, будут работать на равных правах с местным населением;

ни правительства государств-членов ЕС, ни правительство РК не смогут блокировать осуществление текущих платежей за товары и услуги, и не смогут воспрепятствовать движению капитала из ЕС в Казахстан и наоборот;

владельцы интеллектуальной собственности могут расчитывать на обеспечение защиты своих прав в равной степени как на территории под юрисдикцией Евросоюза, так и под юрисдикцией РК.

Соглашение не только представляет собой правовую основу для развития отношений между РК и Евросоюзом, но и открывает возможность ЕС оказывать содействие Республике Казахстан в углублении процесса демократизации в стране. К тому же оно ставит перед собой цель привести нормативно-правовую базу Республики Казахстан в большее соответствие с правовыми нормами Европейского Союза, а также содействовать развитию торговли и инвестиций.

Таким образом, в «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их Государствами - членами, с другой стороны, подписаннм в Брюсселе 23 января 1995 года», ратифицированном Республикой Казахстан 26 мая 1997 г., отмечены такие общие принципы деятельности сторон, как «уважение демократии, принципов международного права и прав человека, определенных, в частности, в Уставе Организации Объединенных Наций, Хельсинском Заключительном Акте и Парижской Хартии для Новой Европы».

 30 апреля 2004 г. в г. Брюсселе был подписан и 28 июня 2005 года ратифицирован Казахстаном «Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве устанавливающему партнерство между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, принимая во внимание вступление Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Латвийской Республики, Литовской Республики, Венгерской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики в Европейский Союз». В этом документы Сотороны договорились, что Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия становятся Сторонами Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве, устанавливающего партнерство между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанного в Брюсселе 23 января 1995 года и соответствующим образом примут к сведению и одобрят тем же путем, что и другие государства-члены Сообщества, тексты Соглашения и документов, приложенных к нему. Учитывая недавние институциональные изменения в Европейском Союзе, Стороны соглашаются, что, по истечении срока действия Договора об основании Европейского Объединения по углю и стали, существующие положения в Соглашении, относящиеся к Европейскому Объединению по углю и стали, будут рассматриваться как относящиеся к Европейскому Сообществу, которое унаследовало все права и обязательства Европейского Объединения по углю и стали. Данный Протокол будет являться неотъемлемой частью Соглашения.

29 августа Президентом Республики Казахстан подписан Указ об утверждении Государственной программы «Путь в Европу» на 2009—2011 годы, призванной заложить новые основы для всестороннего сотрудничества между Казахстаном и европейскими странами.

Программа разработана в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года. В нем говорилось о необходимости разработки специальной программы, которая будет способствовать развитию сотрудничества с Европой, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию законов и подготовке повестки дня председательствования в ОБСЕ.

Сегодня Казахстан заинтересован в более глубоком сотрудничестве с государствами Европы, которое позволит нам на основе исторически сложившихся связей расширить технологическое, энергетическое, транспортное и торгово-экономическое взаимодействие, а также приобщиться к европейскому опыту интеграции и институционально-правовых реформ.

Со своей стороны страны Европейского союза также уделяют большое внимание взаимодействию с государствами Центральной Азии и, в особенности, с Казахстаном. Их соответствующая консолидированная позиция отражена в документе под названием «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», который был принят в июне 2007 года на саммите ЕС.

Главная цель принятой программы — выход нашей страны на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами, который будет выражаться в значительном увеличении товарооборота с европейскими странами, разработке совместных планов по развитию транспортных сетей, приведении технических регламентов и стандартов в соответствие с требованиями стран ЕС, совершенствовании казахстанского законодательства с учетом европейских норм и т. д.

Для достижения указанной цели предусматривается решение нескольких задач. Первая из них касается развития и углубления сотрудничества Казахстана и стран Европы по таким направлениям, как технологии, энергетика, транспорт, техническое регулирование и метрология, малый и средний бизнес. Особое внимание уделяется расширению сотрудничества в области качества жизни, предусматривающее сближение казахстанских условий жизни с европейскими стандартами. Планируется системная работа по улучшению состояния окружающей среды, охраны водных ресурсов, предупреждения климатических изменений, сохранения биоразнообразия и т. д. Кроме того, будет повышаться качество медицинских услуг, предоставляемых населению. Они будут приводиться в соответствие с европейскими стандартами за счет внедрения информационных технологий, улучшения качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышения доступности и качества лекарств, внедрения стандартов питания, развития системы кадровых ресурсов. Также предусматривается развитие сотрудничества в сфере образования, социальной поддержке, занятости и трудовой миграции.

Вторая задача направлена на совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта. Основной упор будет сделан на дальнейшее развитие казахстанской модели государственного устройства, внедрение эффективных систем управления государственной службой и кадровыми ресурсами, либерализацию политической жизни страны. В частности, это найдет свою реализацию на основе совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации, реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер.

Третья задача предусматривает подготовку к председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Для этого в программе четко определено несколько приоритетов: продолжение работы по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕ и евразийских трансконтинентальных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в вопросах борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, организованной преступностью; восстановление Афганистана. В целом успешная реализация Государственной программы «Путь в Европу», рассчитанной на 2009—2011 годы, позволит в значительной степени повысить конкурентоспособность казахстанской экономики, будет способствовать росту благосостояния граждан и обеспечению устойчивого развития страны.

1

2

3