logo search
МЭ

51.Интеграционные процессы в Азии и странах снг

В 80-е гг. мир оказался свидетелем высоких темпов экономического роста стран АСЕАН - Индонезии, Филиппин, Таиланда, Малайзии и Брунея, которые стали называть "азиатскими драконами". В конце 80-х гг. на путь бурного экономического развития встал Вьетнам. И конечно же Китай. С середины 80-х гг. экономисты и политики в этой стране ищут пути сокращения темпов роста народного хозяйства. Однако и в 1993 г., как отмечалось на ХIV съезде Коммунистической партии Китая, прирост промышленного производства составил 21%, а всего валового национального продукта - более 9%.Высокие достижения китайской экономики, обеспечившие резкое улучшение жизни более чем миллиардного населения, оказывают огромное влияние на все страны Азии, и не только на них. В докладе Всемирного банка, озаглавленном. "Восточноазиатское чудо" (1993 г.) говорится, что Восточная Азия стала "средоточием технологической цивилизаций" - великого исторического сдвига в истории человечества, который, видимо, определит облик мира в начале XXI в. Там же говорится, что в последние 30 лет восточноазиатские страны развивались в 2 раза быстрее, чем страны Латинской Америки. Уже в 1993 г совокупный продукт Японии, "четырёх тигров", четырех драконов и Китая существенно превзошел совокупный продукт США. Особенно стремительно развивался у "тигров" и "драконов" экспорт: их доля в мировой торговле готовыми изделиями возросла с 1965 по 1990 г, с 9 до 25%. Восточноазиатские страны весьма эффективно использовали плоды своего экономического роста для снятия социальной напряжённости, а. следовательно, для обеспечения политической стабильности. Именно политическая нестабильность в большинстве случаев ставит крест на планах осуществления кардинальных реформ.

Распад Советского Союза, необходимость работы в новых, непривычных ранее условиях, разрыв экономических связей, падение жизненного уровня населения, слабость государственной власти вызвало поиск руководством бывших советских республик новых основополагающих принципов функционирования своих государств.

После получения независимости страны СНГ, при наличии разности видения перспектив и возможностей, строят рыночную экономику и демократические государства. Создание новых государств сопровождалось усилением внимания государства к национальной идеи. Конституции стран Содружества провозглашают идею национальной государственности. Национальная идея как основа государственности получила закрепление в преамбуле многих конституций стран СНГ. Выдвижение национальной идеи явилось важнейшим направлением в формировании общественно-политического сознания народа и мобилизации усилий, направленных на укрепление государственности. Национальная идея способствовала преодолению мировоззренческой разобщенности граждан и кризиса гражданского самосознания. В процессе жизнедеятельности страны СНГ прошли сложный путь само индетификации, определения целей, прерогатив развития. В настоящее время страны СНГ проделали огромный путь по реформированию своих государственных систем. В них были приняты конституции, которые создали предпосылки для перехода к демократическому обществу и правовому государству, основанному на разделении властей. В одних странах Содружества они принимались путем референдума. Это можно было наблюдать в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, России. В других странах СНГ конституции принимались парламентским путем. К этим странам относятся Киргизия, Туркменистан, Украина, Узбекистан. Интеграция в СНГ осуществляется и должна осуществляться постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной концепции экономического развития.

Вместе с тем параллельно с процессом идентификации происходило выяснение своего места в мире, определения союзников и партнеров. Страны СНГ пришли к твердой позиции о необходимости существования Содружества Независимых государств и о необходимости дальнейшей более тесной интеграции. Можно утверждать, что страны СНГ движутся к декларируемым ими целям построения правового государства, и в это будет способствовать их дальнейшей интеграции.

Необходимость сотрудничества странами СНГ признавалась и декларировалась с момента создания СНГ. Но в начальный период существования Содружества масштабные проекты по интеграции в рамках СНГ оставались на бумаге. Длительное время в официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за действительное. Нередко договоренности об углублении сотрудничества сопровождались противоречащими им действиями.