logo search
UMKD_po_EP

Часть III проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза” наиболее прямо и непосредственно относится к области экономики.

Она призвана установить порядок принятия наднациональными органами Союза решений применительно ко всем основным сферам деятельности ЕС в соответствии с учетом всех целей Союза и на основе принципа делегирования8 (ст. III-1). Это совершенно новый принцип, впервые сформулированный в таком виде именно в проекте Конституции. Судя по его положению как первого в ряду немногих основополагающих принципов, именно в нем, т.е. в добровольном предоставлении государствами-членами Союзу полномочий, строго зафиксированных в созданной в результате договора Конституции, ранее находившихся в сфере их суверенитета, и заключена юридическая основа Европейского союза. Именно это и делает Союз уникальной надгосударственной организацией политической власти, обеспечивает его жизнеспособность и особые качества, отличающие его от международных организаций.

Этот раздел Конституции представляет собой то, что исследователи чаще всего называют “экономической конституцией Союза”9 или “конституционным достижением”10 Союза. Эта крупнейшая по объему и наиболее практико-экономическая часть Конституции состоит из семи неравных по размеру и значению разделов.

Раздел I содержит положения общего применения, включая принцип делегирования, запрет дискриминации всех форм и видов, защиту окружающей среды, прав потребителей, необходимость обеспечения социального и территориального сплочения Союза.

Столь же краткий раздел II призван обеспечить посредством принятия европейских законов запрет дискриминации по национальному и другим признакам, облегчить свободу передвижения и проживания граждан Союза, а также представлять необходимые для этого документы. Предусматривается принятие государствами-членами необходимых мер по дипломатической и консульской защите граждан Союза, в том числе и в государствах, не являющихся членами Союза.

Раздел III “Внутренняя политика и деятельность” объемом почти 100 страниц посвящен правовому регулированию фундамента экономической жизни Европейского союза.

Глава I регламентирует функционирование единого рынка Союза: свободу движения лиц, оказания услуг, ведения предпринимательской деятельности. В этой главе регламентируется свобода движения товаров, создание таможенного союза, говорится о свободе движения капитала и платежей, устанавливаются правила конкуренции.

Глава II этого раздела посвящена экономической и валютной политике, деятельности Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков.

Глава III называется “Политика в других специфических сферах”. В ней рассматриваются вопросы занятости, осуществления социальных прав граждан Союза в трудовой сфере и создания благоприятных условий труда (секция 1-2). Секция 3 посвящена обеспечению сближения уровня экономического и социального развития различных регионов Союза. Особое внимание уделяется регулированию развития сельскохозяйственной и рыболовной промышленности (секция 4).

Политике Союза в области охраны окружающей среды посвящена секция 5. Следующая за ней секция (6) ставит своей целью охрану прав потребителей. Седьмая секция посвящена организации согласованной работы транспорта в Союзе, а восьмая – деятельности трансъевропейских сетей.

Вопросы научных исследований, технологического развития и изучения космоса рассматриваются в девятой секции, а становящиеся все более актуальными вопросы энергетики – в десятой секции III части Конституции.

Глава IV “Пространство свободы, безопасности и справедливости” регулирует комплекс мер по проверкам на границах, предоставлению убежища и иммиграции, а также вопросы правового сотрудничества в вопросах гражданского и уголовного права. Сюда же отнесены вопросы правового сотрудничества с Европолом и создания на базе Евроюста полноценной Европейской прокуратуры. Эта взаимосвязанная группа конституционных положений призвана обеспечить законность и справедливость в функционировании урегулированной новой Конституцией экономике Европейского союза, а также слаженную работу правоохранительных органов.

В главу V выделены “области, в которых Союз может принимать координационные, дополнительные или поддерживающие действия”. Это как бы новая уникальная и характерная только для права Европейского союза сфера совместной компетенции государств-членов и Союза. К этим областям относятся общественное здравоохранение, промышленность, культура, образование, профессионально-техническое обучение, вопросы молодежи и спорта, система защиты населения от природных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, а также сотрудничество административных органов стран-участниц в необходимых случаях.

Специальным разделом регулируются вопросы сотрудничества со странами – бывшими колониями государств-членов, что ставит их в весьма благоприятное положение.

Отдельным разделом (V) выделены вопросы внешних отношений Европейского союза, наделенного, по новой Конституции, широкой международной правосубъектностью (провозглашена в ст. 6 юридическим лицом). Действовать от лица Союза на международной арене будет Совет министров, Комиссия и предусмотренное новой Конституцией новое должностное лицо – союзный министр иностранных дел.

В соответствии с проектом Конституции общая внешняя политика и политика безопасности не выделяются в специальную (вторую) опору, а рассматриваются как составная часть общей конституционной структуры, что создает правовые и организационные условия для ее укрепления. При этом вся внешнеполитическая деятельность Союза будет осуществляться в соответствии с принципами “демократии, господства права, универсальности и неделимости прав человека и основных свобод, уважения человеческого достоинства, равенства и солидарности и соблюдения международного права на основе принципов, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций” (ст. III-193).

Отдельной секцией (ст. III-210–214) выделяется общая политика в области безопасности и обороны. Это неизбежный и чрезвычайно важный компонент, необходимый (вместе с единой валютой евро и экономической независимостью) для самоидентификации Европейского союза и способности его прочно занять свое достойное место в быстро меняющейся геополитической и экономической обстановке в современном мире. В вопросах обороны важную роль может сыграть планируемое в соответствии с проектом Конституции создание Европейского Агентства по вооружениям, исследованиям и военному потенциалу.

Наряду с таможенным союзом Конституция выделяет “Общую коммерческую политику”, проводимую в соответствии с принципами и задачами внешней деятельности Союза (ст. III-216–217).

Конституция специально регулирует вопросы экономического, финансового и технического сотрудничества с третьими странами (ст. III-221–222) и оказания гуманитарной помощи (ст. III-223).

Довольно подробно регламентируются в ней вопросы заключения Евросоюзом международных соглашений (ст. III-225–228) с международными организациями и третьими странами (ст. III-229–230).

Громадное значение для эффективности работы Конституции на практике имеет конституционный механизм управления ею соответствующими органами и взаимоотношения между ними в этом процессе.

Этот механизм во всем его структурном своеобразии и оригинальности (взять хотя бы совершенно уникальную и постоянно развивающуюся систему разделения властей) изложен в разделе “Функционирование Союза”.

В проекте Конституции в принципе инкорпорированы основные положения существующих учредительных договоров Сообществ и Союза, обеспечивающие деятельность институтов, консультативных и иных органов и агентств, обеспечивающих руководство и координацию всей деятельности Европейского союза. Расположенные в этом разделе финансовые положения регулируют принятие пятилетних финансовых ориентиров (планов), вопросы формирования и исполнения бюджета.

Учитывая экономическую неоднородность, особенно новых, государств-членов, их реальные возможности и опыт сотрудничества в Союзе, специальная глава III посвящена так называемому “продвинутому сотрудничеству”. Заложенная в нем далеко идущая цель состоит в том, чтобы на вполне демократической основе обеспечить при необходимости возможность для группы более развитых государств Союза реализовывать наиболее “продвинутые” цели и проекты, прежде всего в экономической области, независимо от других, еще не достигших достаточного уровня развития и способности к взаимодействию партнеров.

Последняя и самая небольшая по объему Часть IV проекта “Общие и заключительные положения” включает в себя правила вступления в силу Конституции, порядок ее пересмотра и отмены ранее действовавших учредительных договоров, а также положения об официальных языках, число которых возрастет до 20.

Чтобы облегчить текст и структуру Конституции, многие переходные и специальные положения планируется изложить в прилагаемых к ней протоколах. Таковыми станут многие из ныне действующих протоколов к учредительным договорам и некоторые новые: например, Протокол об Уставе Европейской системы Центральных банков и Европейском Центральном банке, о статуте Суда, о критериях сближения, о применении принципов субсидиарности и пропорциональности, о роли национальных парламентов в Европейском союзе и т.д. Весьма объемный Договор о Евратоме также предлагается поместить в виде прилагаемого к Конституции протокола.

Таким образом, принятие новой Конституции для Европы принесет следующие основные изменения в сферу конституционного права Европейского союза:

1. Укрепится легитимность Европейского союза, продолжающего свою эволюцию в федеративное государствоподобное образование, должен вырасти его авторитет и уровень самоидентификации.

2. Вместо трех ныне действующих учредительных договоров будет действовать цельный конституционный документ, обладающий организационным единством, а с ликвидацией громоздкой системы трех “опор” Европейский союз превратится в более монолитную уникальную надгосударственную организацию политической власти.

3. Произойдут дальнейшая отладка, консолидация и демократизация всей системы институтов и органов Союза, а также совершенствование принципов его деятельности в рамках оригинальной и постоянно совершенствующейся системы разделения властей.

4. Будет произведена унификация системы правовых актов, определяющих то, как реально будет работать на практике Конституция Европейского союза и строиться его согласованная внутренняя, внешняя политика и политика безопасности.

5. Для России может иметь большое значение положение ст. I-56 о том, что “Союз развивает с соседними ему государствами привилегированные отношения с целью создания пространства процветания и добрососедства, основанного на ценностях Союза и характеризуемого тесными и мирными отношениями, базирующимися на сотрудничестве”, для чего могут заключаться специальные соглашения.

Проект Конституции для Европы, являясь результатом деятельности Европейского союза, призван одновременно стать действенным инструментом его неуклонного самосовершенствования и саморазвития.

Становление Конституции Европейского союза свидетельствует о появлении принципиально новой тенденции к конституционализации надгосударственного права на большей части Европейского континента.

Ее принятие и эффективная работа может стимулировать ускорение аналогичных процессов в других крупных интеграционных объединениях в разных регионах мира.

Это, в свою очередь, подтвердит гипотезу о возможности возникновения в отдаленном будущем надгосударственного конституционного права и вообще права всей нашей цивилизации.

В этот проект Конституции для Европы могут войти еще какие-либо поправки, необходимые для достижения консенсуса, ее принятие может растянуться во времени (ее одобрение ожидается в 2004 г.), но уже сам факт его появления требует переосмысления ряда фундаментальных основ теории международного, конституционного и, особенно, права Европейского союза и должен стимулировать конструктивную научную дискуссию в юридическом сообществе.

Лидеры 27 стран-членов Евросоюза подписали в португальской столице документ, который войдет в историю как Лиссабонский договор.

Этот документ, изначально называвшийся Договором о реформах, призван заменить собой проект Европейской конституции после его провала на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.

Планировалось, что в 2008 году договор будет ратифицирован всеми 27 участниками ЕС и вступит в действие в 2009 году.

Однако по состоянию на 2008 год договор одобрили 18 из 27 стран ЕС: Венгрия - 18 декабря 2007 года; Словения - 29 января 2008 года; Мальта - 29 января 2008 года; Румыния - 6 февраля 2008 года; Франция - 7 февраля 2008 года; Болгария - 21 марта 2008 года; Словакия - 10 апреля 2008 года; Польша - 11 апреля 2008 года; Дания - 24 апреля 2008 года; Австрия - 28 апреля 2008 года; Латвия - 8 мая 2008 года; Литва - 8 мая 2008 года; Португалия - 9 мая 2008 года; Германия - 23 мая 2008 года; Люксембург - 29 мая 2008 года; Финляндия - 11 июня 2008 года; Эстония - 11 июня 2008 года; Греция - 11 июня 2008 года.

12 июня 2008 года Лиссабонский договор отказалась ратифицировать Ирландия, в которой был проведен референдум о принятии договора.

3 октября 2009 г. Ирландия ратифицировала договор.

Новый договор и проект конституции: сходства и различия

В новом договоре содержится ряд пунктов, которые были предложены и в европейской конституции. К примеру:

 Предложено ввести пост президент Евросоюза, который будет избираться на 2,5 года. Нововведение заменит существующую систему председательства в ЕС, при которой руководящие функции поочередно исполняются странами-участницами Союза в течение шести месяцев.

В ЕС появится новая должность главы внешней политики, которая соединит в себе полномочия верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности, которым сейчас является Хавьер Солана, и еврокомиссара по внешним сношениям - должность, занимаемая сейчас Бенитой Ферреро-Вальднер. Предполагается, что такой шаг придаст ЕС больше веса на международной арене.

С 2014 года предполагается сократить состав Еврокомиссии.

Договор предусматривает пересмотр системы голосования государств-членов ЕС в период 2014-2017 годы.

Еврокомиссия, Европарламент и Европейский суд будут наделены более широкими полномочиями.

Права вето по некоторым вопросам будет отменено.

Большинство европейских лидеров признают, что основные положения конституции остались в новом договоре.

Договор, но не конституция

При разработки конституции планировалось, что она заменит собой предыдущие европейские соглашения, в то время как Лиссабонский договор дополняет и уточняет существующие правовые акты - Маастрихтское соглашение и Римский договор, положивший начало процессу объединения Европы.

Кроме того, в Лиссабонское соглашение не вошли некоторые наиболее спорные моменты, содержавшиеся в конституции - такие как флаг и гимн EС.

Согласование договора: как скоро?

Проект конституции начали готовить в феврале 2002 года, и на это ушло два с половиной года, однако после того, как она не была поддержана на референдумах во Франции и в Нидерландах, стало понятно, что документ в таком виде принять не удастся.

Франция и Нидерланды заявили по итогам референдума, что не смогут принять условия конституции без внесения существенных изменений.

Великобритания также настаивала на подписании "уточняющего договора", который должен был бы утверждаться в парламенте страны, а не в ходе референдума.

Серьезная работа над новым договором началась в период председательства Германии с Евросоюзе в первой половине 2007 года; основные его положения были согласованы на Европейском саммите в июне.

Европейский Парламент

Европейский Парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. С 2009 года вводится новая система распределения мест в парламенте. Число членов ограничивается 750‑ю + 1 (председатель парламента); места распределяются по принципу "снижающейся пропорциональности": минимум шесть представителей от государства, максимум - 96. Эта система распределения мест вступит в силу в 2014 году.

Европейский Совет

Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств‑членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности.

Совет

Изменения касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 года, квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства‑члена Совета. Председательство в Совете будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств‑членов на протяжении 18 месяцев. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.

Европейская Комиссия

До 2014 года Комиссия будет состоять из одного представителя от каждого государства‑члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 года Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран‑членов ЕС, "в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения". Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами‑членами. Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета.

Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Высокий представитель будет осуществлять Общую внешнюю политики и политику безопасности Европейского Союза путем внесения предложений и фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне уже достигнутых договоренностей. Он будет возглавлять Cовет по международным отношениям. Высокий представитель одновременно также является одним из вице‑председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Компетенции Союза и национальных правительств

ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, определения действий для поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами‑членами, но без ущемления их компетенций в этих областях. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств‑членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах‑членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам‑членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодежи и спорт.

Политика обороны Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран‑членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства обязаны оказать помощь и поддержку "всеми возможными средствами".

Гражданская инициатива Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса.

Еврозона ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран‑членов еврозоны. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не сооветствует общим рамкам экономической политики ЕС.

Выход из Союза В Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Статья 35 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).