1.2. Роль информации в развитии общества
Невозможно переоценить роль информации в развитии общества. Значительные изменения в общественной жизни произошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появилась возможность массового использования персональных компьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в электронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затраты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием электронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создава-лись технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).
Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. Перечислим их.
Информационно-телекоммуникационные технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни людей, взаимодействии государственных структур и населения.
Существо изменений в экономической и социальной сфе рах заключается в максимальном использовании знаний и пере довых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.
Хартия подтверждает приверженность принципу — все лю ди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.
Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать раз рыв, существующий между странами, в области информации изнаний.
Отмечая необходимость не только содействия внедрению современных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сферах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобальному информационному обществу по следующим направлениям:
Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки конкуренции и использования инноваций.
Улучшение планирования экономики на базе использова ния новых информационных технологий.
Обеспечение доступа на базе рыночных отношений к сете вым технологиям.
Развитие людских ресурсов на базе образования и непрерывного обучения.
Подготовка специалистов в области информационных технологий для различных областей экономики.
Активное внедрение и использование информационных технологий в государственном секторе.
7. Обеспечение доступности информации государственных структур для всех граждан с использованием информационных технологий.
Развитые страны мира прилагают большие усилия для внедрения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подготовлен "План создания информационного общества - национальная цель к 2000 году".
В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".
В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовы-ваться программа "Электронная Европа — информационное общество для каждого".
В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".
После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Японии был принят Основной закон о формировании информационного общества. В интересах реализации этого закона подготовлена программа "Электронная Япония". В программе предполагалось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии занимает второе место в мире после США. Страна с населением 127 млн чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.
В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, составило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн шт. [50].
За последние годы программы подобной направленности были приняты большинством развитых стран мира.
Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уделяют особое внимание внедрению современных информационных технологий в экономику и социальное развитие. В табл. 1.1 приведены данные о числе персональных компьютеров и числе подключений к Интернету в 2000 г. по странам, подписавшим Окинавскую хартию.
С целью внедрения современных информационных технологий в России 28 января 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
Цель программы — создание условий для развития демократии, повышение эффективности развития экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Задачи программы:
совершенствование законодательства и системы государст венного регулирования в сфере информационных и коммуника ционных технологий;
обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информаци-онных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использо вания информационных и коммуникационных технологий;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;
развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;
содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;
развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;
разработка и создание системы электронной торговли;
формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.
Ожидаемые результаты:
повышение эффективности государственного управления и развития экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;
создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационныхи коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;
активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;
повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;
повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий;1
• развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.
Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.
Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы.
Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме, работающих на коммерческой основе.
Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям
владение и распоряжение информационными ресурсами;
формирование информационных ресурсов;
использование информационных ресурсов, предоставлениеих в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам;
защита и сохранность ресурсов;
защита прав граждан в области создания и использованияресурсов, содержащих персональные данные;
защита от распространения вредоносной информации;
государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.
Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций — с помощью нормативных правовых актов.
Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с послед, изм. и доп.). В соответствии с этим Законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также путем иных, установленных законом способов.
Государственные информационные ресурсы
Государственные информационные ресурсы — это такие ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.
Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
федеральные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;• информационные ресурсы субъектов Российской Феде рации.
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
государственное управление;
обеспечение прав и безопасности граждан;
• поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.
Среди государственных информационных ресурсов следует выделить основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер:
библиотечную сеть России (Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ ( в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ);
Архивный фонд Российской Федерации (постановлениеПравительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 Положение о Федеральном архивном агентстве);
государственную систему статистики (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики");
государственную систему научно-технической информации(постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Обутверждении Положения о государственной системе научно-тех нической информации").
Помимо крупных государственных информационных систем важное значение имеют созданные и находящиеся в разработке кадастры, реестры и другие информационные системы.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение этих регистров постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 возложено на Федеральную налоговую службу.
В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
• полное и сокращенное наименование;
организационно-правовая форма;
адрес (место нахождения);
способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
сведения об учредителях;
подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
сведения о правопреемстве (при реорганизации);
дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;
способ прекращения деятельности юридического лица;
размер уставного капитала, указанного в учредительных документах коммерческой организации;
фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговоморгане;
коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя;
сведения о банковских счетах юридического лица.
В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о самом индивидуальном предпринимателе, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего его право проживать временно или постоянно на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица, сведения о лицензиях, полученных физическим лицом, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и ряд других сведений.
Содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть представлены исключительно органам государственной власти.
Помимо указанного выше реестра ведутся реестры налогоплательщиков, фермерских хозяйств, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный кадастр, водный кадастр, государственный регистр коммерческих организаций с иностранным участием и ряд других.
- Предисловие
- Экономика знаний. Рынок информации и знаний и его роль в управлении экономикой и в развитии общества
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Роль информации в развитии общества
- Управление информационными ресурсами на предприятии,фирме
- Состояние мирового рынка информации
- 2.1. Этапы развития мирового рынка информации
- Мировой рынок информационных услуг
- Мировые информационные ресурсы (Мишуняев)
- Информационная корпорация Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационный бизнес
- Основные функции информационного бизнеса