Укрепление регионального и глобального экономического сотрудничества в атр
Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой наиболее динамично развивающийся регион мира. В этом районе мира, и прежде всего в Северо-Восточной Азии, формируется новый центр мировой экономики и политики, который по своим масштабам производства и объемам финансовых, производственных, сырьевых, энергетических и информационных ресурсов значительно превышает Европейский Союз (ЕС). В этом регионе действуют и сталкиваются интересы крупнейших мировых держав - США, Китая, России, Японии, а также стран АСЕАН.
Главными локомотивами экономической жизни АТР являются экономики таких стран как США, Японии, Китая, Республики Корея, а также американские, японские и южнокорейские транснациональные корпорации. На АТЭС приходится свыше 60% мирового ВВП и экспорта, а размер ВВП на душу населения также на 40% выше среднемирового уровня. При рассмотрении субрегиональной экономической структуры АТР и сопоставлении экономических потенциалов СВА, Южной и Юго-Восточной Азии преимущество СВА выглядит подавляющим. Совокупный ВВП Японии, КНР, Республики Корея, Тайваня и Гонконга составляет более 6 трлн. ам. долл., ВВП ЕС - 8 трлн. ам. долл., США - 9 трлн. ам. долл., тогда как ВВП всех стран АСЕАН не превышает 1 трлн. ам. долл., а Южной Азии - менее 0,5 трлн. ам. долл. В этом регионе отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. В настоящее время взаимодействие и интеграция экономик вышеуказанных стран происходят на трех уровнях - на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на уровне субрегиональных группировок типа АСЕАН и на уровне двусторонних отношений между странами.
Интересы России как евразийской державы в АТР стратегически существенны и весьма разнообразны. Главным из них является использование экономических связей со странами региона, его огромных инвестиционных ресурсов и емкого рынка для ускорения экономического развития не только Сибири и Дальнего Востока, но и всей России в целом. Эти проблемы можно решить только путем усиления взаимодействия России со странами АТР и его региональными межгосударственными организациями как в экономической, так и в политической сфере. Россия как геополитически, так и экономически нуждается в усилении своих позиций в АТР. Однако односторонняя ориентация России на Запад в 90-е гг. привела к ослаблению, а то и потере экономических позиций России в Китае, Индии, Японии, Вьетнаме, Монголии, КНДР, странах АСЕАН. Как следствие этого, Россия слабо участвует в интеграционных процессах в АТР из-за недостатка экономической мощи, становится невыгодным партнером не только для стран с мощной экономикой - Япония, КНР, Республика Корея, для малых стран и территорий с высоким инвестиционным потенциалом и нехваткой энергоносителей - Гонконг, Тайвань, Сингапур, но и для бывших друзей СССР - Вьетнам, КНДР, Монголия. Как следствие этого, Россия теряет дополнительные возможности для развития торгово-экономических отношений в АТР, несет убытки и лишается рынков и важных источников инвестиций для экономического развития районов Сибири и Дальнего Востока.
Постепенное включение азиатской части России, и прежде всего Дальнего Востока и Сибири в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике. Поэтому азиатско-тихоокеанское направление должно стать основным направлением в стратегии взаимодействия Дальнего Востока с мировым хозяйством. Как отмечалось в аналитическом докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ “Стратегия развития России в АТР в XXI веке” на Байкальском Экономическом Форуме в Иркутске (сентябрь 2000 г.), “первостепенное значение имеет создание международной транспортной инфраструктуры и международной топливно-энергетической системы СВА, охватывающей Сибирь, Дальний Восток и наших соседей по региону.
На протяжении последних десятилетий Дальний Восток в экономическом плане был оторван не только от стран АТР, но и от своих ближайших соседей по Северо-Восточной Азии (СВА), включающей кроме российского Дальнего Востока Северо-Восток Китая (провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян), КНДР, Республику Корея и Японию. За прошедшее десятилетие произошел значительный скачок в уровне экономического развития стран СВА, в то время как дальневосточный регион России по ряду причин, прежде всего из-за недостаточных централизованных инвестиций в экономику региона, транспортной удаленности от центральных районов России, неразвитости социально-экономической сферы и слабой заселенности, оказался в положении отстающего.
Полноценное включение Дальнего Востока России в систему мирохозяйственных связей представляет собой обязательное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике и политике.
В настоящее время Россия фактически осталась за пределами процессов развития экономического сотрудничества как в АТР, так и в СВА. Экономическая нестабильность в стране не позволяет улучшить эту ситуацию без помощи центрального правительства и сотрудничества с иностранными инвесторами. Отсюда возникает необходимость интегрирования России в экономику СВА и АТР.
На наш взгляд, более рациональным выглядит включение России в двусторонние и многосторонние проекты с КНР, КНДР, Кореей и Японией. Существуют различные формы такой интеграции:
а) создание ОЭЗ на российско-китайской границе для объединения в территориально-экономические комплексы сопредельных районов двух стран (Хэйхэ-Благовещенск, Суйфэньхэ-Гродеково, Маньчжурия-Забайкальск и др.);
б) “Кольцо Японского моря” - Россия, Япония, КНР, КНДР, Республика Корея, связанного с экономической интеграцией стран, имеющих выход в Японское море;
в) Туманганский проект - Россия, КНР, КНДР, связанный с созданием интернациональной свободной экономической зоны в дельте реки Тумыньцзян (Туманган);
г) Проект интеграции Жёлтое море - Бохайский залив, в котором участвуют КНР, КНДР, Япония, Республика Корея.
В этом случае с помощью иностранных партнёров можно было бы провести реконструкцию предприятий на Дальнем Востоке, обеспечить инвестиции, привлечь дополнительную рабочую силу из европейской части России.
Отказ от участия в этих проектах ведёт к изоляции российского Дальнего Востока, так как инвестиции уйдут в интеграционные проекты, а лишённые инвестиций БАМ, Транссиб, порты Совгавань, Владивосток, Находка не смогут конкурировать с китайскими портами, которые будут связаны железной дорогой через Среднюю Азию и КНР - Дружба-Урумчи-Ляньюньган. И китайский рынок инвестиций станет ещё более привлекательным.
В случае включения России в инвестиционные проекты Россия получит средства на развитие инфраструктуры в ДВЭР (БАМ, Находка, Совгавань). Участие в Туманганском проекте станет своего рода гарантией для иностранных инвесторов, обеспечит контроль со стороны центра при оперативном управлении на местах, сможет стимулировать миграцию населения на Дальний Восток и обеспечить защиту отечественным и иностранным предпринимателям в приоритетных для региона отраслях и на предприятиях.
В настоящее время СВА - наиболее активно развивающийся регион. К 2010 году он по основным показателям должен обойти ЕЭС и Северную Америку, будут развиваться интеграционные модели на субрегиональном уровне. Сейчас центр плохо контролирует местную экономическую инициативу регионов, что подрывает суверенитет России и ведёт к её распаду.
Можно выделить следующие основные оптимальные условия для развития российского Дальнего Востока:
- интернациональный процесс хозяйственного освоения региона;
- включение в систему международных экономических связей;
- выработка российского варианта открытой политики;
- стимулирование миграции населения на Дальний Восток;
- создание благоприятного климата для внутренних и внешних инвестиций.
Одним из важнейших факторов, определяющих создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, является развитие межбанковского сотрудничества в АТР. В настоящее время российские банки в регионе слишком маломощны, и банковские активы не позволяют обеспечивать необходимые банковские гарантии для привлечения иностранных инвестиций для реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов на территории российского Дальнего Востока.
Однако стихийное вовлечение во внешнеэкономические связи субъектов федерации, предприятий и предпринимателей Сибири и Дальнего Востока в 90-е гг. показало, что их неконтролируемый выход на внешний рынок сопряжен с заметными издержками для экономики региона и всей страны в целом, а плохо подготовленная внешнеэкономическая открытость, помогая решать некоторые текущие проблемы, одновременно может стать серьезным вызовом долгосрочным интересам как региона, так и России в целом. В частности, реальной угрозой интересов как России, так районов Сибири и Дальнего Востока могут быть такие как экспортное истощение, подавление импортом национального производства, скупка акционированных предприятий иностранными инвесторами, углубление сырьевой структуры экономики регионов, экологический ущерб и многое другое. Полномасштабному использованию потенциала российского сотрудничества в настоящее время мешают: 1) отсутствие надежных механизмов банковских взаиморасчетов, страхования и кредитования торговых операций, гарантирования взаимных расчетов и репатриация прибыли; 2) неотлаженная система разбора споров в арбитраже; 3) сохраняющиеся в России бюрократические и криминальные препятствия на ввоз иностранного капитала в страну; 4) слабая развитость транспортных сетей.
В этих условиях речь может идти о выработке стратегии включения регионов в систему мирохозяйственных связей с учетом потребностей, возможностей и интересов самого региона и России в целом на базе анализа доминирующих тенденций в наиболее важных для нас сегментах мирового рынка и перспектив развития экономики и внешнеэкономических связей основных для России стран-партнеров. Наличие реалистичной, взвешенной стратегии развития внешнеэкономических связей районов Дальнего Востока и Сибири, подчиненной общероссийской стратегии, позволит заметно уменьшить потери от несогласованности действий российских экспортеров на внешних рынках, будет содействовать улучшению инвестиционного климата в регионе.
В настоящее время объем внешнеэкономических связей России со странами Северо-Восточной Азии - КНР, Японией, Республикой Корея невелик и заметно уступает объему внешнеэкономических связей со странами Запада. Основной причиной этого является незначительный объем взаимных инвестиций. Поэтому развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в Северо-Восточную Азию может в значительной степени решить как проблемы экономического развития районов Дальнего Востока и Сибири, так и привлечения иностранных инвестиций из стран Северо-Восточной Азии - КНР, Японии, Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей из России.
На наш взгляд, реализация крупномасштабных проектов по развитию инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Сибири позволит России в кратчайшие сроки подключиться к процессам экономической интеграции в АТР. В этих условиях речь может идти о выработке стратегии включения регионов в систему мирохозяйственных связей с учетом потребностей, возможностей и интересов самого региона и России в целом на базе анализа доминирующих тенденций в наиболее важных для нас сегментах мирового рынка и перспектив развития экономики и внешнеэкономических связей основных для России стран-партнеров.
В настоящее время наиболее важным явлением в экономике АТР в долгосрочном плане является организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), которая постепенно превращается в универсальную институциональную организацию в масштабах АТР. В отличие от многочисленных всемирных и региональных организаций, которые создавались, как правило, политиками, в формировании АТЭС самое активное участие принимали, прежде всего, бизнесмены, которые были заинтересованы в наличии сильной региональной организации для развития экономического сотрудничества в АТР еще за 20 лет до ее создания. Организация АТЭС была создана в ноябре 1989 г. на совещании министров иностранных дел и финансов 12 стран АТР. В настоящее время эта организация объединяет 21 страну, включая и Россию.
Для развития форума АТЭС как региональной организации очень важной была встреча в 1994 г. глав государств в Богоре (Индонезия), где все страны-участницы АТЭС пришли к соглашению о либерализации в сфере торговли и инвестиций до 2010 г. для развитых стран и до 2020 г. для развивающихся стран и о развитии торгово-экономического сотрудничества в регионе. На встрече в Осаке в 1995 г. была принята “Программа действий”, в которой были определены возможности по углубленному изучению возможностей сближения экономик в разных сферах, связанных с реализацией основной задачи по либерализации в сфере торговли и инвестиций. В дальнейшем в 1996 г. в Маниле (Филиппины) было принято согласованное решение о разработке представлений индивидуальных планов действий для либерализации торговли и инвестиционного режима для каждой страны.
В настоящее время для реализации Богорских соглашений 1994 г. в практической деятельности АТЭС на первый план выдвинуты четыре основных направления: 1) либерализация торгового и инвестиционного режима; 2) повышение качества людских ресурсов; 3) развитие малого и среднего бизнеса; 4) по мере развития “экономики знаний” усиливать работу в сфере информации и коммуникаций с учетом растущего разрыва в развитии инфраструктуры в области “электронных торгов” и информационных технологий. Все эти проблемы в высшей степени актуальны для России, особенно проблема создания инфраструктуры в области передачи информации. Очевидно, что без сотрудничества с другими странами в рамках АТЭС Россия вряд ли сможет решить эти проблемы и останется за бортом международного экономического сотрудничества в АТР. В этой ситуации Россия сделала правильный выбор, вступив в АТЭС осенью 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия).
Для включения России в систему международного разделения труда в АТР требуется резкое повышение координирующей роли центрального правительства, которое должно обеспечить государственное регулирование цен, определить взаимные обязательства между правительством и регионом, и по крайней мере, ликвидировать задолженность государственного бюджета перед районами Дальнего Востока и Крайнего Севера. При этом основными критериями финансирования из центра программ развития районов Дальнего Востока должно быть стимулирование развития основных общероссийских функций дальневосточного региона - транспорт, оборона страны, рыболовство, добыча полезных ископаемых, внешнеэкономические связи и привлечение иностранных инвестиций, способствующих решению приоритетных задач, стоящих перед Дальним Востоком. В данном случае, на наш взгляд, такими проектами могли бы быть развитие инфраструктуры портов Находка, Владивосток, Ванино, строительство газо- и нефтепроводов из Сибири и Якутии в Северо-Восточный и Северо-Западный Китай, создание транспортного коридора из Сибири в Северо-Западный Китай через Алтай, создание в Сибири и на Дальнем Востоке международных туристических и рекреационных центров (например, на озере Байкал, в Южном Приморье, на Алтае, на Камчатке и на Сахалине), завершение Байкало-Амурской и реконструкция Транссибирской железнодорожных магистралей, которые через активизацию своих производственных связей обеспечили бы экономическое возрождение большого количества предприятий региона и, соответственно, создание большого количества новых рабочих мест. Реализация хотя бы части этих инфраструктурных проектов может обеспечить растущий антикризисный спрос на товары и услуги не только в районах Дальнего Востока и Сибири, но и неминуемо отразится на экономической ситуации в России в целом. Кроме того, это позволит значительно улучшить инфраструктуру экономики в азиатской части России в целом и сделать более привлекательным инвестиционный климат для иностранных бизнесменов.
К приоритетным направлениям внешнеэкономической активности Дальнего Востока (по убывающей) можно отнести страны Восточной и Северо-Восточной Азии (Япония, Китай, две Кореи, Гонконг, Тайвань), США и Канаду, страны АСЕАН. По ряду направлений возможно взаимовыгодное сотрудничество с Австралией.
Выбор региона Восточной и Северо-Восточной Азии как основного внешнеэкономического партнера российского Дальнего Востока определяется следующими факторами: 1) наличие имеющихся существенных объемов внешней торговли и инвестиций в российскую экономику и определенной транспортной, правовой и институциональной структуры сотрудничества с Японией, КНР и Республикой Корея; 2) недостаток природных ресурсов в странах Восточной Азии (Япония, Корея, Тайвань), интерес которых к долгосрочному инвестиционному сотрудничеству с Сибирью и Дальним Востоком может быть подкреплен имеющимися у них крупными валютными резервами; 3) высокие темпы роста в регионе, открывающие дополнительные возможности не только для расширения экспортных поставок из Сибири и Дальнего Востока, но и для размещения на этой территории ресурсоемких производств из Японии и Кореи, а также для подключения Сибири и Дальнего Востока к крупномасштабной программе развития транспорта и энергетики в КНР; 4) возможность полноправного, взаимовыгодного участия в ряде интеграционных проектов в регионе, таких как Тумэньцзянский проект, “Кольцо Японского моря”, предусматривающих важную роль восточных районов России в качестве основного операционного центра для их реализации.
Сотрудничество с США и Канадой является приоритетным для ряда районов Дальнего Востока - Чукотка, Магаданская область, Камчатка и необходимо для Дальнего Востока в целом как реальный противовес чрезмерной ориентации внешнеэкономических связей региона на страны Северо-Восточной Азии. В свою очередь для США и Канады сотрудничество с восточной частью России дает возможность сделать экономическую политику в Азии более сбалансированной.
Теоретически модель включения Сибири и Дальнего Востока в систему мирохозяйственных связей в АТР должна удовлетворять следующим требованиям:
способствовать оздоровлению и развитию экономики региона, выявлению его преимуществ на российском и мировом рынках, укреплению финансового положения региона и на этой основе повышению его способности к саморазвитию;
содействовать нормальному выполнению регионом общегосударственных функций, в том числе в сфере обороны, транспорта, добычи природных ресурсов, внешнеэкономических связей, и на этой основе обеспечивать единство российского рынка и развитие экономических связей с другими регионами России;
помогать укреплению экономической, экологической и военной безопасности России, реализации стратегических целей азиатско-тихоокеанской политики России, активной интеграции российского бизнеса в экономику АТР, сохранению и упрочению взаимопонимания и сотрудничества со странами региона.
- Федеральное агентство по рыболовству
- Федеральное агентство по рыболовству
- 080102.65 "Мировая экономика",
- Содержание
- Введение
- Укрепление регионального и глобального экономического сотрудничества в атр
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Страны брик (бразилия, россия, индия, китай) – настоящее и будущее социально-экономического развития: опыт сравнительного анализа
- Экономические показатели стран брик в 1990-2020 гг.
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Китай как главный российский партнер для торгово-экономического сотрудничества в атр
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Сравнительная характеристика форм и методов реализации российской и китайской моделей реформ
- Сравнительный анализ основных направлений экономической реформы в кнр и России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Сибирь и дальний восток – возможности экономической интеграции в атр
- Динамика экспорта продукции регионов Дальнего Востока в 2000 и 2005 гг., млн. Долл. Сша
- Товарная структура экспорта дфо в 2005 году в фактически действовавших ценах, млн.Долл. Сша
- Географическая структура внешнеторгового оборота Дальнего Востока рф, %
- Иностранные инвестиции в экономику регионов Дальнего Востока, млн. Долл. Сша
- Географическая структура экспорта продукции промышленности Дальнего Востока в 2005 г., %
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Торгово-экономические отношения россии с республикой корея и кндр
- Инвестиционное сотрудничество между рф и рк, млн. Долл.
- Прямые инвестиции рк в рф по секторам экономики, тыс. Долл.
- Основные торговые партнеры кндр в 2006 г., млн. Долл.
- Внешняя торговля рф и кндр, млн. Долл.
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Российско-японские внешнеэкономические связи
- Динамика российско-японской торговли в 1998-2006 гг., млрд. Долл.
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Россия – асеан: проблемы и перспективы торгово-экономических отношений
- Механизм сотрудничества
- Торговля
- Важные документы по торгово-экономическому сотрудничеству
- Двусторонние связи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Туманганский проект: возможности и реальность
- Субъекты Туманганского проекта
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Заключение