logo search
БИЛЕТЫ МЭО 2011 г

50.«Международный рынок транспортных услуг».

В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое и составляет предмет международной транспортной операции. Процесс доставки товара в международной торговле включает:

а) перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;

б) перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны;

в) транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с транзитом или перевозками по морским путям.

Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, перевозимых грузов, а также региональных особенностей. Международные сообщения могут быть прямые (бесперегрузочные), смешанные (с использованием двух и более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).

Международные транспортные услуги включают не только перевозочную деятельность, но и целый ряд операций (доставка груза до ближайшего грузового терминала — порта, железнодорожного узла и т.д.; погрузка, перегрузка, выгрузка перевозимых товаров или багажа; временное хранение в промежуточных пунктах, переоформление документов, а иногда и страхование).

В международном транспортном процессе принимают участие фирма-грузовладелец и фирмы-перевозчики, которые заключают между собой договор перевозки.

Кроме грузовладельцев в транспортных операциях участвуют фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), с которыми заключается договор обслуживания, и фирмы-экспедиторы (в некоторых странах экспедиторы называются фрахтовыми агентами, комиссионерами, брокерами и т.д.).

Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок сложились в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень сильно влияют на указанные процессы.

Транспортная сеть расширяется, но неравномерно по различным видам транспорта. Доля транспорта в общемировом ВВП и особенно в ВВП развитых стран сокращается, то же самое относится и к величине транспортной составляющей в цене товара.

Международные перевозки и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.

Международные перевозки регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные (около 100) межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН: Международная морская организация и Международная организация по гражданской авиации с участием России, правила ЮНКТАД-МПТ, которые регулируют документацию смешанных перевозок.

Транспортные услуги различаются в зависимости от вида транспорта, предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж), транспортной характеристики товара, периодичности перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные, насыпные, наливные и генеральные (готовая продукция).

Главное направление в развитии мировой транспортной системы — синхронизация работы разных видов транспорта, их совместное функционирование в смешанных перевозках. Особенно интенсивно растут перевозки товаров в контейнерах и генеральных грузов в целом. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе и на территории России.

В международных перевозках лидирует морской транспорт, хотя темпы его развития замедлились. Каждое торговое судно ходит под определенным государственным флагом и приписано к тому или иному порту. Широко распространена практика, когда флаг, под которым ходит корабль, не соответствует гражданству его владельца. Большинство же судов ходит под чужими флагами, особенно под флагами стран открытого судового регистра, иначе называемых удобными, или дешевыми флагами (42 % всех судов, или 58 % мирового тоннажа). «Удобные» флаги позволяют судовладельцам минимизировать затраты по налогам, оплате труда и другим параметрам  

Режим удобного флага позволяют судовладельцам-нерезидентам:

- быстро перерегистрировать суда в морском реестре другой страны;

- осуществлять параллельную регистрацию;

- минимизировать разнообразные затраты..

Официально к странам открытого судового регистра относят Либерию, Панаму, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов.

По тоннажу крупнейшие владельцы судов — Греция, Япония, Норвегия, США и Гонконг. В десятку лидеров среди владельцев входят также Китай, Корея, Великобритания, Германия и Швеция. По тоннажу Россия находится на 13-м месте в мире (2,1 %).

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (от англ, tramp — бродяга). Линейное судоходство организуется на устойчивых географических направлениях с регулярным заходом в порты по расписанию. Тарифы на линейные перевозки устанавливаются наподобие цен на мировых рынках товаров. Перевозка грузов оформляется коносаментом, т.е. документом, в котором подтверждается принятие товара для перевозки у грузовладельца и обязательство перевозчика доставить товар по назначению. При трамповом судоходстве капитан или владелец судна сам ищет груз и свободно перемещается в зависимости от спроса на тоннаж и предложения грузов.

Наем судна называется фрахтованием, а договор фрахтования, заключаемый между морским перевозчиком и грузовладельцем, — чартером.

Статистика:

По тоннажу в мировых перевозках (без трубопроводного) на 2008 год лидирует Китай – 11030 млрд тонно-километров (против 4432 млрд в 2000 г.), затем идет США примерно 5750 (против 5368 млрд в 2000 году), Россия – 3597 млрд (против 2467 млрд в 2000).

По данным 2005 года (ибо долбанный ООН не публиковал дальше зараза такая!) на ж/д приходилось 14,3%, на авто – 10,2%, на внутренний водный – 2,9%, на морской – 60,5%, на трубопроводный – 11,5%, на воздушный – 0,2%. Учитывая то, что по тем же данным ООН за 1980 год сильной динамики не наблюдалось, и, более того, в силу рентабельности морского пути, делаем выводы о не сильных изменениях в структуре на сегодняшний день.

Так как морские пути являются самыми распространенными на международном рынке транспортных услуг, то рассмотрим этот сегмент подробнее:

По данным ЮНКТАД за 2011 год лидерами в сфере морской перевозки с 2006 года является Греция 16,2% рынка услуг, Япония 15,8%, Германия 9,17%, Китай 8,63%, Южная Корея 3,79%, США 3,71%. А 35 стран лидеров занимают 96% всего рынка. Количество грузовых кораблей с декабря 2000 по декабрь 2010 возросло с 2697 до 7821, а максимальная отметка 11 657.

Структура перевозок по морю на 2010 год: сырье 21,2%, продукты питания 11,5%, сухогрузы 67,3%