logo search
МЭиВЭД-2_0

§ 1. Спрос и предложение в международной торговле.

Мировой рынок функционирует в соответствии с теми же закономерностями, что и национальный. Мировой рынок – сфера, где формируются спрос и предложение в международном масштабе. Результатом их взаимодействия является мировая цена и фактический объем покупок и продаж.

См. подробнее: Киреев А. Международная экономика. В 2-х ч. Часть первая. - Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М., Международные отношения. 1997. – С. 16 - 19.

Мировые цены – множественность применяемых на мировом рынке цен, складывающихся под воздействием различных коммерческих и торгово– политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на одни и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. Собственно мировыми ценами признаются цены, по которым производятся крупные экспортно-импортные операции, в наибольшей степени характеризующие состояние мировой торговли конкретным товаром. Например, мировые цены на машины и оборудование – это преимущественно цены европейских, американских и японских производителей. На уголь – импортные цены западноевропейских портов. На нефть, олово, алюминий – цены Лондонской биржи цветных металлов. Можно выделить следующие виды цен:

- цены по обычным коммерческим сделкам;

- цены по клиринговым соглашениям;

- цены по программам государственной помощи;

- цены трансфертные (внутрифирменные);

- цены по неторговым операциям.

По признаку зависимости от сферы товарного обращения различают следующие виды цен:

- свободные отпускные цены

- оптовые цены на промышленную продукцию

- закупочные цены

- свободные розничные цены

- тарифы грузового и пассажирского транспорта

- тарифы на платные услуги населению

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.