logo search
право ЕС - конспект

Правовой статус Европейского союза Цели и основные принципы деятельности ес

Пилить.

ЕС – объединение европейских государств, стремящихся к полит и соц-экон интеграции. Согласно договору о ЕС, Союз основывается на

Эти ценности признаются общими для государств-членов, в общественном устройстве которых преобладают

Целью ЕС является

Юридическими основаниями деятельности ЕС является:

  1. договор о Европейском союза

  2. договор о функционировании европейского союза (бывш договор, учреждающий Европейское Сообщество – Римский договор)

Сохраняет свою силу договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии с учетом поправок, внесенных в него лиссабонским договором 2007 года.

Были себе не тужили 3 европейских сообщества с 1957. в 1992 создается Европейский Союз (Маастрихтский договор). В 1997 году создается новая система нормативного регулирования, в 2007 прекратил свою силу договор об угле и стали.

Основные направления деятельности ЕС:

  1. Проведение совместной экономической, финансовой и соц политики.

  2. Проведение совместной внешней политики и политики в вопросах безопасности

  3. Взаимодействие государств-участников в сфере юстиции и охраны правопорядка.

ЕС от Сообществ тем и отличается, что Сообщества занимались только соц-экон вопросами (Европейское Экономическое Сообщество). Союз же – надстройка над Сообществами, соц-экон интеграция усложняется внутренне-политической и внешне-политически. Лиссабонский договор устранил понятие «опоры», но смысл от этого не меняется.

Вне ведения ЕС остаются масса суверенных вопросов: формирование ВС, структура нац суд системы… в этом о отличие ЕС от суверенного государства: последнее обязано регулировать общественную жизнь на своей территории, а ЕС регулирует лишь те отношения, кот переданы ему государствами-участниками.

Принципы, регулирующие деятельность ЕС, можно разделить на след группы:

  1. Отношения с государствами-членами ЕС

    1. Базовый принцип: союз может действовать только в пределах своих полномочий, переданных ему по учредительным договорам. Все иные полномочия сохраняются у государств-участников. Пока есть сие – федерацией ЕС не станет. А раз не федерация – то возможно и право выхода.

    2. Субсидиарности. В сферах, не относящихся к исключительному ведению ЕС, Союз вправе действовать только в том случае, если желаемая цель не может быть достигнута в результате действия центральных или местных органов власти государства-участника.

    3. Пропорциональности.

  2. С гражданами ЕС. Все граждане государств-участников ЕС автоматически являются гражданами ЕС. В своей деятельности, согласно ст 9 Договора о ЕС, Союз должен соблюдать принцип равенства своих граждан, кот должны пользоваться равным вниманием со стороны институтов ЕС.

  3. С государствами, не входящими в ЕС

Согласно ст 3 Договора о функционировании ЕС, он имеет исключительную компетенцию в следующих сферах:

В этих сферах обязательные решения принимает только ЕС, государства-участники в них вторгаться не вправе.

Согласно ст 4 Договора о функционировании ЕС, в сферу совместной компетенции ЕС и государств-участников входит:

8 из 9 имеют экономическое значение.

В случае противоречия приоритет имеет акт ЕС.

Кроме того, ЕС вправе наравне с государствами осуществлять необходимые меры в рамках общей политики в след сферах:

Согласно ст 10 Договора о Евросоюзе, его функционирование основывается на представительной демократии. Каждый гражданин Союза имеет право участвовать в действием жизни Союза. Решения должны приниматься настолько открыто и настолько близко к гражданам, насколько это возможно. Т.к. решающую роль в большинстве государств играет парламент, то он и все решает. В частности, назначает главу исп власти. Тем самым, выбирая Правительство, граждане нац государств выбирают и исп власть. В Союзе же основным органом является Комиссия, а избираемый Парламент на состав Комиссии не влияет. Тем самым ст. 10 Договора является в значительной степени декларативной. Да и возможно ли таким огромным образованием управлять демократически?!

Ст. 11 Договора о Евросоюзе обязывает институты, ведомства и агентства Союза давать возможность гражданам и общественным организациям публично выражать свое мнение по вопросам, относящимся к ведению Евросоюза, и поддерживать с ними открытый и регулярный диалог.

П. 4 этой же ст. 11 дает право 1 млн граждан Союза, представляющих разл государства, просить комиссию Союза разработать проект НПА по вопросам, относящимся к ведению Союза. В Парте любого государства депутаты имеют право на зак инициативу. Здесь же Парт такого права не имеют: все НПА принимает Комиссия.

Ст 12 Договора о Евросоюзе предоставляет доп права парламентам государств-участников, в частности, проекты НПА Союза должны направляться в парламенты государств-участников для соблюдения субсидиарности.

Применительно к отношениям с третьими государствами Лиссабонский договор особо выделяет сотрудничество с соседними государствами. Согласно ст.8 Договора о ЕС ЕС должен установить с ними особые отношения для того, чтобы создать зону процветания и добрососедства, основанную на ценностях ЕС и характеризуемую тесными и мирными отношениями, основанными на сотрудничестве. А если соседи не разделяют ценности ЕС?