Правовой статус Европейского союза Цели и основные принципы деятельности ес
Пилить.
ЕС – объединение европейских государств, стремящихся к полит и соц-экон интеграции. Согласно договору о ЕС, Союз основывается на
-
Уважении человеческого достоинства
-
Свободе
-
Демократии
-
Равенстве
-
Вве закона
-
Уважении к правам человека, включая права нац меньшинств
Эти ценности признаются общими для государств-членов, в общественном устройстве которых преобладают
-
Плюрализм
-
Терпимость
-
Справедливость
-
Солидарность
-
Равноправие мужчин и женщин
Целью ЕС является
-
поддержание мира и благополучия его народа.
-
В полит сфере задачей Союза является установление единого пространства свободы, безопасности и справедливости без внутренних границ, в котором свобода передвижения сочетается с надежным контролем на внешних границах и мерами по контролю иммиграции и борьбы с преступностью
-
В экон сфере:
-
создание общего рынка, достижение сбалансированного экон роста и стабильности цен,
-
полной занятости, высокого уровня соц защиты, основанных на высоко конкурентной соц рыночной экономике и экономическом и валютном союзе государств-членов, использующих единую валюту
-
укрепление экон связей между государствами-членами
-
сохранение культурного разнообразия и культурного наследия Европы (субъективно, самооценка)
-
Охрана ОС,
-
борьба за соц справедливость
-
-
внешне полит сфера (межд отношения)
-
поддержание и распространение своих ценностей. Естественное положение для западных стран, но а если не разделяют, что тогда?! Арабские государства тоже должны их разделять?! Запад позиционирует себя как единственно возможную систему ценностей?! А если не разделяют – тогда мы идем к вам?!
-
защита интересов своих граждан.
-
Основываясь на нормах межд права и принципах устава ООН, ЕС стремится содействовать поддержанию мира, сбалансированному эконом развитию, свободной торговле, охране ОС, борьбе с бедностью и защите прав человека.
-
Юридическими основаниями деятельности ЕС является:
-
договор о Европейском союза
-
договор о функционировании европейского союза (бывш договор, учреждающий Европейское Сообщество – Римский договор)
Сохраняет свою силу договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии с учетом поправок, внесенных в него лиссабонским договором 2007 года.
Были себе не тужили 3 европейских сообщества с 1957. в 1992 создается Европейский Союз (Маастрихтский договор). В 1997 году создается новая система нормативного регулирования, в 2007 прекратил свою силу договор об угле и стали.
Основные направления деятельности ЕС:
-
Проведение совместной экономической, финансовой и соц политики.
-
Проведение совместной внешней политики и политики в вопросах безопасности
-
Взаимодействие государств-участников в сфере юстиции и охраны правопорядка.
ЕС от Сообществ тем и отличается, что Сообщества занимались только соц-экон вопросами (Европейское Экономическое Сообщество). Союз же – надстройка над Сообществами, соц-экон интеграция усложняется внутренне-политической и внешне-политически. Лиссабонский договор устранил понятие «опоры», но смысл от этого не меняется.
Вне ведения ЕС остаются масса суверенных вопросов: формирование ВС, структура нац суд системы… в этом о отличие ЕС от суверенного государства: последнее обязано регулировать общественную жизнь на своей территории, а ЕС регулирует лишь те отношения, кот переданы ему государствами-участниками.
Принципы, регулирующие деятельность ЕС, можно разделить на след группы:
-
Отношения с государствами-членами ЕС
-
Базовый принцип: союз может действовать только в пределах своих полномочий, переданных ему по учредительным договорам. Все иные полномочия сохраняются у государств-участников. Пока есть сие – федерацией ЕС не станет. А раз не федерация – то возможно и право выхода.
-
Субсидиарности. В сферах, не относящихся к исключительному ведению ЕС, Союз вправе действовать только в том случае, если желаемая цель не может быть достигнута в результате действия центральных или местных органов власти государства-участника.
-
Пропорциональности.
-
-
С гражданами ЕС. Все граждане государств-участников ЕС автоматически являются гражданами ЕС. В своей деятельности, согласно ст 9 Договора о ЕС, Союз должен соблюдать принцип равенства своих граждан, кот должны пользоваться равным вниманием со стороны институтов ЕС.
-
С государствами, не входящими в ЕС
Согласно ст 3 Договора о функционировании ЕС, он имеет исключительную компетенцию в следующих сферах:
-
таможенный союз. Собственной таможни у ЕС нет, на границе стоят нац органы, кот действует по нац законодательству. Единая таможенная зона => отд государство не может вести самост внешнеторговую политику.
-
установление правил по защите свободы конкуренции на общем рынке.
-
фин политика для государств-членов зоны Евро
-
проведение совестной торговой политики
-
охрана морских биоресурсов
В этих сферах обязательные решения принимает только ЕС, государства-участники в них вторгаться не вправе.
Согласно ст 4 Договора о функционировании ЕС, в сферу совместной компетенции ЕС и государств-участников входит:
-
регулирование общего рынка
-
соц политика
-
с\х и рыболовство
-
защита ОС
-
защита прав потребителей
-
транспорт
-
поддержание трансъевропейских коммуникаций и сетей
-
энергоснабжение
-
поддержание правопорядка и обеспечение безопасности.
8 из 9 имеют экономическое значение.
В случае противоречия приоритет имеет акт ЕС.
Кроме того, ЕС вправе наравне с государствами осуществлять необходимые меры в рамках общей политики в след сферах:
-
оказание помощи развивающимся государствам
-
проведение научных исследований и разработок
-
здравоохранение
-
культура
-
туризм
-
образование
-
спорт
-
гражданская оборона
-
взаимодействие адм органов
Согласно ст 10 Договора о Евросоюзе, его функционирование основывается на представительной демократии. Каждый гражданин Союза имеет право участвовать в действием жизни Союза. Решения должны приниматься настолько открыто и настолько близко к гражданам, насколько это возможно. Т.к. решающую роль в большинстве государств играет парламент, то он и все решает. В частности, назначает главу исп власти. Тем самым, выбирая Правительство, граждане нац государств выбирают и исп власть. В Союзе же основным органом является Комиссия, а избираемый Парламент на состав Комиссии не влияет. Тем самым ст. 10 Договора является в значительной степени декларативной. Да и возможно ли таким огромным образованием управлять демократически?!
Ст. 11 Договора о Евросоюзе обязывает институты, ведомства и агентства Союза давать возможность гражданам и общественным организациям публично выражать свое мнение по вопросам, относящимся к ведению Евросоюза, и поддерживать с ними открытый и регулярный диалог.
П. 4 этой же ст. 11 дает право 1 млн граждан Союза, представляющих разл государства, просить комиссию Союза разработать проект НПА по вопросам, относящимся к ведению Союза. В Парте любого государства депутаты имеют право на зак инициативу. Здесь же Парт такого права не имеют: все НПА принимает Комиссия.
Ст 12 Договора о Евросоюзе предоставляет доп права парламентам государств-участников, в частности, проекты НПА Союза должны направляться в парламенты государств-участников для соблюдения субсидиарности.
Применительно к отношениям с третьими государствами Лиссабонский договор особо выделяет сотрудничество с соседними государствами. Согласно ст.8 Договора о ЕС ЕС должен установить с ними особые отношения для того, чтобы создать зону процветания и добрососедства, основанную на ценностях ЕС и характеризуемую тесными и мирными отношениями, основанными на сотрудничестве. А если соседи не разделяют ценности ЕС?
- История развития Европейского Союза Создание Европейских Сообществ и их развитие до создания Евросоюза Создание первого сообщества
- Второе и третье сообщество
- Создание Евросоюза
- Развитие Евросоюза с 1992 года по нв
- Какой из вариантов развития ес представляется наиболее вероятным?
- 1. Федеративное государство
- 2. Укрепление и совершенствование существующих механизмов надгосударственных управления
- 3. Полный или частичный распад ес
- Правовой статус Европейского союза Цели и основные принципы деятельности ес
- Территория и население ес Территория
- Население
- Статус ес в межд праве и праве государств-членов
- Привилегии и иммунитеты ес
- Правовая система Европейского Союза Структура права Европейского Союза и его юр природа
- Источники права Евросоюза
- Соотношение между правом Европейского Союза, нац правом государств-участников и межд правом
- Правовой статус Европейского союза на территории рф2 Межд организация
- Независимое государство
- Обобщение
- Природа права ес3
- Руководящие органы ес Европейский Совет и Совет ес Европейский Совет
- Совет ес
- Европейская комиссия
- Европейский парламент, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов
- Парламент
- Комиссии
- Судебная система ес, счетная палата и омбудсмен.
- Суд система
- Счетная палата
- Омбудсмен
- Ецб и Европейская система центральных банков
- Правовые основы общего рынка стран-членов ес Свобода передвижения товаров. Таможенный союз.
- Свобода передвижения лиц. Свобода трудоустройства и предпринимательства.
- Статус предпринимателя
- Свобода перемещения
- Свобода перемещения капиталов и осуществление платежей
- Защита свободы конкуренции
- Против отд предприятий
- Против действий государств
- Дальнейшая судьба евро
- Совместная внешняя политика и политика безопасности ес