logo search
MEO-RF

Место и показатели России в рейтингах Global Competitiveness Report и Doing Business.

Global Competitiveness report.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете.

Экономический кризис нанес ощутимый удар по позициям России в рейтинге ВЭФ еще в прошлом году, когда страна опустилась с 51 на 63 место, потеряв сразу 12 позиций. В нынешнем списке Россия осталась, как и в прошлом году, на 63 строчке рейтинга. В докладе отмечается, что такому равновесию способствовали «незначительное ухудшение макроэкономической стабильности в некоторой мере было сбалансировано улучшениями в других сферах, особенно сфере инфраструктуры, здравоохранения и образования, а также в технологическом уровне». В то же время у экспертов вызывает опасения, что «конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия». В связи с этим, конкурентоспособность России в ключевой сфере — «Эффективность рынка товаров и услуг» — продолжает ухудшаться. По этому показателю страна занимает 123 строчку из 139 возможных. В числе наиболее серьезных негативных факторов эксперты особо отметили слабость государственных институтов (118 место), низкий уровень стандартов корпоративного управления (119) и недостаточные гарантии защиты прав собственности (126), причем за минувший год эти показатели ухудшились. Кроме того, Россия оказалась в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка (125 место), устойчивость банков (129), инфляция (125), бремя государственного регулирования (128). Любопытно, что в последние годы, несмотря на многочисленные декларации российских властей, государство лишь наращивает свою долю в экономике. Согласно подсчетам правительства России, в 2009 году доля государства в российской экономике составила 45-50%, что в полтора раза больше среднемирового показателя. Ныне каждый второй занятый в российской экономике работает в государственном секторе. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование, отмечается в докладе.

Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (47) и Азербайджан (57). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Латвия (70 место), Казахстан (72), Украина (89), Грузия (93), Молдова (94), Армения (98), Таджикистан (116) и Киргизия (121). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Россия заняла последнее место, оказавшись позади Китая (27 место), Индии (51) и Бразилии (58). В докладе подчеркивается, что Китай продолжает лидировать среди крупных развивающихся экономик. За минувший год страна улучшила свою позицию в рейтинге на два пункта, в то время как позиции Индии и Бразилии остались неизменными.

Всемирный банк подготовил отчет Doing Business 2012, в котором проанализированы перемены в деловом климате 183 стран, произошедшие в 2010 и 2011 году. В рэнкинге стран с лучшими условиями для ведения бизнеса Россия поднялась на четыре ступеньки: с 124 места (Doing Business 2011) на 120-е. Особых поводов для гордости это нам не дает, поскольку по этому показателю Россия все еще отстает от бывших советских республик: Казахстана (47 место), Армении (55), Азербайджана (66), Беларуси (69 место, а казалось бы), Киргизии (70), Молдовы (81). Опережают нас и многие так называемые «банановые республики».

Что конкретно улучшилось в России в 2010 и 2011 году? Во-первых, стало дешевле подключить предприятие к сетям электроснабжения (изменились тарифы на подключение). Во-вторых, упростилась процедура передачи объектов недвижимости (не нужно получать кадастровый паспорт на земельные участки). В-третьих, стало легче вести внешнеэкономическую деятельность (нужно меньше документов для экспортно-импортных сделок, снижены расходы). В четвертых, стало проще добиваться исполнения контрактных обязательств благодаря внедрению электронной системы судебного делопроизводства. Единственный негативный фактор, отмеченный авторами отчета — повышение налогов, а именно ЕСН.