Глава 12
Языческий пантеон князя Владимира.
Владимир Святославович создал тщательно продуманный пантеон богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, А Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мякошь, И принесли им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились бесам…».
Стоящий во главе всех богов Перун – бог дружинников – знаменовал военную мощь молодого государства. Языческая триада Стрибог - Дажьбог – Мякошь была сформирована киевскими жрецами как соответствие христианским Богу Отцу, Христу и Богородице. Этим сопоставлением языческого и христианского пантеонов киевские волхвы стремились показать византийцам, что исконная вера славян не уступает христианству. Очевидно, что авторам этой концепции не мог быть еще молодой князь Владимир Святославович, такие взгляды могли сформироваться только в среде высшего языческого жречества. Наконец в пантеон были включены Хорс и Семаргл.
В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего мира был сочтен слишком «диким» и простонародным, чтобы равнять его с княжескими богами и показывать иноземцам.
С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна - к нему, даже поверженному, Владимир проявил уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт из 12-ти дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения, когда покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен как умерший человек.
В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днем почитания Ильи. Велеса заменил. Велеса заменил Николай Угодник – один из наиболее почитаемых на Руси святых, а так же св. Георгий. Культ Рожениц слился с Богородичным, образ Дажьбога - с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвященных Макоши. Что же касается низших божеств, то отношение к ним со временем становилось все более отрицательным, постепенно в народном сознании они превращались в бесов или просто в зловредных существ.
- Зд 1.Российские исторические школы и их представители
- Содержание
- 1. Сущность формационного подхода к историческому процессу, его достоинства и недостатки
- 2. Сущность цивилизационного подхода к историческому процессу, его достоинства и недостатки
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Языки народов России и сопредельных государств
- Варварские королевства
- 1) Покорили бургундов
- 1) Рост крупного землевладения за счет сокращения королевских земель;
- 1) Захват земель саксов и превращение их в своих крепостных;
- 2) Карл стремился пройти к Балтийскому морю, которое в. К. VII-н.IX в.В. Имело большое торговое значение (скрещение скандинавской, славянской и арабской торговли)
- 1. Характер империи Карла Великого.
- 2 С другой стороны:
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13 Календарь.
- Глава 14
- Оглавление.
- Глава 13 48
- Глава 14 50
- Введение.
- Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607 гг. )
- Соляной бунт.
- Ход восстания
- Восстание Степана Разина (1670-1671 гг. )
- Ход восстания.
- Восстание Кондратия Афанасьевича Булавина (1707 - начало 1709 гг. )
- Ход восстания
- Восстание Емельяна Пугачева (1773-1775 гг. )
- Участники крестьянской войны
- Ход восстания
- Второй этап крестьянской войны.
- Заключение
- Список литературы.
- 2. Отмена местничества
- 3. Приказы
- 4. Местное управление
- 5. Законы, суд
- 6. Вооруженные силы
- Глава I. Основные факторы русско-крымских взаимоотношений во второй половине XV-начале XVII в.
- Глава II. Основные этапы развития русско-крымских отношений.
- 1. Россия и Крым в конце XV-начале XVII в.
- 2. Русско-крымские отношения во второй половине XVI века.
- 3. Участие крымских татар в Смуте начала XVII века.
- Глава III. Крымское ханство в системе международных отношений XVI-XVII вв.
- Введение
- 1.Культура периода петровских реформ
- Заключение
- Библиографический список
- 1. Борьба за власть
- 2. Причины дворцовых переворотов
- Фаворитизм XVIII в
- Культура России XIX века
- 1.Детство и юношество Егора
- 2.В годы Первой мировой войны и революций
- 3.В межвоенные годы
- 4.Халхин-Гол
- 5. Г. К. Жуков в годы Великой Отечественной войны
- 5.1 Накануне Великой Отечественной войны
- 5.2 В начале войны
- 5.3 В Ленинграде
- 5.4 Битва за Москву
- 6.Полоса неудач
- 7.Сталинградская битва
- 8. Курская дуга
- 9.Парад победы
- 10.Обвинения Жукову
- 10.1 Отставка Жукова
- 1. Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм, абстракционизм).
- 2. Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли.
- 3. Особенности культурного процесса в России в конце хх века.
- Заключение
- Список литературы
- Роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта
- Ссср/Россия и палестинская проблема: история вопроса
- Современное состояние конфликта и предложения рф по выходу из тупика