Тема 3. Институты Европейского Союза. Вспомогательные и консультативные органы Европейского Союза
Понятия «институт» и «орган» в праве ЕС. Система институтов ЕС. Элементы разделения властей в организационном механизме ЕС.
Совет Европейского Союза. Место в системе органов ЕС. Состав и порядок формирования. Порядок работы и принятия решений. Полномочия Совета в сфере законодательной и исполнительной власти, по формированию органов и должностных лиц ЕС. Внешнеполитические и иные полномочия Совета. Ответственность Совета ЕС.
Европейский совет - высший орган политической координации в рамках Союза. Состав и порядок формирования Европейского совета. Порядок созыва и проведения заседаний. Структура и полномочия Европейского совета. Заключения Европейского совета и порядок их реализации в жизнь.
Европейский парламент. Место и роль Европейского парламента в системе институтов ЕС. Порядок формирования и полномочия Европейского парламента. Европейский парламент как орган представительства народов стран ЕС. Участие парламента в законодательном процессе и его особенности. Принятие бюджета Союза и утверждение отчета о его исполнении. Участие парламента в формировании Европейской комиссии и контроль за ее деятельностью. Статус депутата Европарламента. Институт ответственности и правовые последствия выражения недоверия Европейской комиссии со стороны парламента.
Европейская комиссия. Место и роль Комиссии в системе институтов ЕС. Порядок формирования, функционирования, структура и состав Комиссии. Полномочия Комиссии. Комиссия – орган управления делами Союза, орган, ответственный за реализацию договоров о Сообществе и Союзе. Комиссия как орган законодательной инициативы. Полномочия по контролю за соблюдением права ЕС и привлечению к ответственности нарушителей. Политическая ответственность Комиссии.
Европейская счетная палата - орган финансового контроля ЕС. Состав и порядок формирования Счетной палаты. Правовой статус аудиторов Счетной палаты.
Причины и цели создания консультативных органов Европейского Союза, особенности их правового статуса. Основные и вспомогательные консультативные органы. Правовое положение Экономического и социального комитета и Комитета регионов.
Европейский союз включает три структурных компонента, каждый со своим автономным правопорядком. В научной литературе и нередко в официальных документах эти компоненты именуются «опоры Союза» (.
Первая опора — Европейские сообщества, созданные в 1950-е гг. и сохранившиеся после учреждения Союза. На сегодняшний день их два — Европейское сообщество (ЕС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Старейшее из них — ЕОУС — прекратило существование 24 июля 2002 г., т.к. его учредительный договор был заключен сроком на 50 лет и не пролонгировался (имущество и компетенция ЕОУС перешли к ЕС).
Следовательно, Европейский союз как целое имеет в качестве первой опоры две другие организации, каждая из которых обладает собственным учредительным договором (Договор о ЕС и Договор о Евратоме 1957 г.).
Вторая опора — общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), наследница созданного в 1970 г. Европейского политического сотрудничества
Третья опора — сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) — в рамках которой союз координирует мероприятия государств-членов в области борьбы с преступностью1.
Хотя союз и разделен на три части («опоры»), он имеет единые руководящие органы (институты), единое гражданство и единый состав государств-членов. Каждая страна, вступающая в Союз, автоматически становится членом Европейских Сообществ, а также участницей двух других опор.
Деление Союза на опоры должно исчезнуть после вступления в силу его Конституции.
Европейский Союз изначально был основан на верховенстве закона и демократии. Поэтому его особенность в том, что союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. То есть, историческое разнообразие стран, регионов и культур должно быть сохранено. Эта цель четко зафиксирована в положениях договора «О Европейском Союзе».
Принцип субсидиарности играет первостепенную роль в этой политике. Следуя этому принципу, Европейский Союз берет на себя решение только тех задач, которые он может урегулировать лучше, чем национальные и местные органы власти государств-членов. Также данный принцип был обозначен договором в качестве высшего требования, которым должно руководствоваться сообщество в достижении целей.
За весьма краткий по историческим меркам отрезок времени (50 лет) Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.1
На современном этапе развития Европейский Союз уже базируется на иных целях и задачах, которых планируется достигнуть и решить. Если раньше объединение стран Европы в единый союз носило характер сотрудничества и выражалось в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «государство» (или надгосударственное образование).
Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь некоторые из ее основных результатов:
- в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты «евро», издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т. д.);
- в политической области: функционирование весьма эффективной системы «европейских» органов власти.
Институционная система Союза отличается от всех классических международных организаций тем, что государства-члены делегируют часть своего суверенитета в пользу институтов Союза, представляющих одновременно национальные и союзные интересы и связанных между собой отношениями взаимодополняемости, на которых построен процесс принятия решений. (53) Статья 3 Маастрихтского договора гласит, в Европейском Союзе действует “единая институционная структура, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения его целей, с соблюдением и опорой на достигнутый в Сообществе уровень интеграции”.
Статья 7 данного Договора дает перечень основных институтов Европейского Союза: Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Европейская Комиссия, Суд европейских сообществ, а также Палата аудиторов.
Статья 3 Договора о ЕС от 7 февраля 1992 г. с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997 г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001 г: Союз располагает единым институционным механизмом, который обеспечивает согласованность и преемственность мероприятий, осуществляемых для достижения его целей, при соблюдении и дальнейшем развитии достижений Сообщества.
Союз, в частности, заботится о согласованном характере всей своей внешнеполитической деятельности, осуществляемой в рамках его политики в сфере внешних сношений, политики безопасности, экономической политики и политики развития. Совет и Комиссия несут ответственность за обеспечение такой согласованности и сотрудничают друг с другом с этой целью. Они обеспечивают, каждый в рамках своих полномочий, осуществление этих направлений политики.
- Казахский гуманитарно-юридический университет Высшая школа Международного права и международных отношений
- Учебная программа дисциплины
- 2. Преподаватель:
- 3.1 Пререквизиты дисциплины
- 3.2 Постреквизиты дисциплины
- 4. Цели и задачи курса
- Цели и задачи изучения курса.
- Требования по курсу.
- Краткое содержание курса
- 5 График учебных занятий
- 5. Тематический план лекций
- 6. Тематический план семинарских занятий
- 6.1 Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
- Методические рекомендации по использованию научной литературы
- 7. График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Методические рекомендации по подготовке заданий срсп и срс
- 8. Список основной и дополнительной литературы:
- Список основных нормативных правовых актов, международно-правовых актов, документов Европейского Союза и Республики Казахстан
- 10. Общая шкала оценки знаний
- Вопросы первого рубежного контроля
- Вопросы первого рубежного контроля
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы европейского права»
- Краткий курс лекций по дисциплине «Основы европейского права»
- Тема 1. Европейское право: как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина
- Тема 2. Основные этапы становления ес. Юридическая природа ес
- Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) закрепляет общие принципы, на которых строится функционирование союза, в том числе демократические принципы конституционного строя и санкции за их нарушение.
- Раздел V «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 11—28), а также
- Тема 3. Институты Европейского Союза. Вспомогательные и консультативные органы Европейского Союза
- Европейский Совет. Совет Европейского союза. Европейская комиссия. Европейский парламент
- Тема 4. Становление Европейского права, его понятие, особенности и структура. Нормативные правовые акты Европейского Сообщества и Европейского Союза.
- Тема 5. Соотношение права Европейского Союза с внутригосударственным и международным правом.
- Тема 6. Основные «свободы» внутреннего рынка ес: понятие, сущность, юридическое закрепление
- Тема 7. Система институтов Экономического и валютного союза (эвс). Евро.
- Тема 8. Шенгенское право - особый компонент в системе права Европейского Союза.
- Тема 9. Европейское право в сфере борьбы с преступностью.
- Тема 10. Правовые основы деятельности Европейского Союза в области образования, социальной и природоохранной деятельности.
- Тема 11. Правовое положение личности в Европейском Союзе.
- Тема 12. Юрисдикционная защита европейского права. Судебная система Европейского Союза. Суд Европейских сообществ.
- Тема 13. Компетенция Европейского Союза и Европейского Сообщества. Проблемы расширения компетенции Европейского Союза в современных условиях.
- Тема 14. Конституция Европейского Союза: структура, содержание и вопросы ратификации. Лиссабонский договор.
- Часть II инкорпорировала Хартию Союза об основных правах 2000 г.7 без внесения в нее каких-либо изменений, чем продемонстрировала особое значение прав человека для этой Конституции.
- Часть III проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза” наиболее прямо и непосредственно относится к области экономики.
- Тема 15. Правовое регулирование взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу».