logo search
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Географическая структура экспорта продукции промышленности Дальнего Востока в 2005 г., %

Страны

Уголь

Нефть сырая

Нефтепродукты

Черные металлы

Древесина

Рыба и море морепро продукты

Экспорт всего

В т.ч.

100

100

100

100

100

100

Страны СВА,

Из них:

87,0

96,6

64,1

69,2

98,5

80,1

Китай

1,7

-

48,7

31,3

58,5

20,2

Япония

62,8

89,9

3,0

0,5

28,6

18,7

Республика Корея

22,5

6,7

5,9

37,3

11,1

41,2

КНДР

0

-

6,5

0,1

0,3

-

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006 г. Статистический справочник Росстата. М., 2006. С. 75.

Первый по объему товарооборота партнер российского Дальнего Востока в регионе СВА – Япония. Причем по двум товарным группам, а именно, по экспорту угля и сырой нефти осуществляются преимущественные поставки в Японию (62,8% и 89,9% всего объема экспорта Дальнего Востока по углю и сырой нефти идут в Японию). Кроме того, по экспорту двух других товарных групп – древесине и рыбе и морепродуктам Япония занимает 2-е место (или 28,6% и 18,7% всего экспорта соответственно). Здесь важно учесть и такой факт, что на предприятиях Китая и Республики Корея проводится первичная переработка российских морепродуктов с последующей поставкой в Японию под маркой этих стран или же осуществляется прямой реэкспорт, что также следует учитывать при оценке поставок российских морепродуктов в Японию.

Важнейшими задачами на перспективу являются: совершенствование структуры взаимной торговли; повышение в российском экспорте удельного веса готовой продукции, особенно машин и оборудования; в импорте – технологического оборудования для создания конкурентоспособных экспортоориентированных производств.

До настоящего времени были лишь отдельные случаи выхода России на предъявляющий чрезвычайно высокие требования к техническому уровню изделий и их качеству японский рынок. Это стало возможно при поставках уникальной, зачастую не имеющей аналогов в Японии продукции или продукции, спрос на которую не покрывается местным производством (автомобильные колесные диски из алюминия, изделия из титана, отдельные виды прессов и обрабатывающих центров). Однако в стоимостном выражении экспорт подобной продукции из России в Японию ограничен и, по-видимому, не будет в ближайшей перспективе заметно влиять на динамику товарооборота.

В целях реального увеличения в российском экспорте в Японию доли готовых изделий необходимо предпринять комплекс взаимоувязанных мер: широкое информирование потенциальных японских импортеров о возможностях отечественной промышленности с перечнем конкретных видов конкурентоспособной машинно-технической продукции.

Доля экспорта черных металлов и металлоизделий составила всего 0,5% всего экспорта. В перспективе японские энергетические компании во все большем объеме будут получать из России нефть и взяли на себя обязательство покупать российский газ. Однако российская сторона считает, что торговые связи с Японией следует привести в соответствие с потенциалом обоих государств.

Структура экспортных поставок промышленности Дальнего Востока в Китай в 2005 году также не отличается разнообразием. Преобладают поставки по четырем товарным группам. Прежде всего, это лес и изделия из него. Более половины объема экспорта лесотоваров, производимых на Дальнем Востоке (58,5%) экспортируется в Китай. При этом подавляющая часть указанных поставок (более 90%) приходилась на необработанный круглый лес.

Та же ситуация с экспортом нефтепродуктов, 48,7% произведенных на Дальнем Востоке нефтепродуктов, идет в Китай. Кроме того, 31,3% экспорта черных металлов (в основном, это лом черных металлов) и 20,2% экспорта рыбы и морепродуктов также идет в Китай.

Третьим партнером Дальнего Востока с экономиками стран АТР является Республика Корея. В дальневосточном экспорте в Республику Корея в 2005 г. преобладают три товарные группы - рыба и морепродукты, черные металлы и уголь.

Российский экспорт в Республику Корея остается преимущественно сырьевым с преобладанием металлов и изделий из них (50-53%)), товаров топливно-энергетической группы - нефти, нефтепродуктов, угля (20-23%), лесоматериалов, химической продукции, рыбы и морепродуктов.

В перспективе Республика Корея за неимением сырьевых ресурсов крайне заинтересована в их импорте из России, особенно в импорте энергоносителей (природного газа, нефти и нефтепродуктов, топлива для атомных электростанций), полиметаллических руд, черных и цветных металлов.

Экспорт машин и оборудования с Дальнего Востока в Республику Корея в настоящее время хоть и растет за счет увеличения поставок авиационной техники, но в целом продукция машиностроения составляет всего лишь 5% российского экспорта.

В настоящее время реализуются меры, способствующие росту товарооборота, организации производства на российских предприятиях тех товаров, которые ввозятся из Республики Корея в Россию (бытовая электроника и электротехника, автомобили и др.). Значительное внимание уделяется более глубокой переработке в России сырья и материалов с учетом требований южнокорейских фирм (в т.ч. на предприятиях, создаваемых в России инвесторами из Республики Корея).

В структуре экспорта продукции Дальнего Востока в КНДР значительное место занимает лишь одна товарная группа - нефтепродукты. Другие страны АТР занимают в настоящее время незначительное место в экспорте продукции из регионов Дальнего Востока.

На Тайвань осуществляются поставки черных металлов, более половины стоимостного объема которых составляют. полуфабрикаты из железа и нелегированной стали. Кроме того, осуществляются поставки сырой нефти. Возможен рост поставок на тайваньский рынок российского высокотехнологичного оборудования и продукции химической промышленности.

В Новую Зеландию с Дальнего Востока производятся незначительные по стоимости поставки проката черных металлов, рыболовные суда и вертолеты.

Широкие возможности имеются для развития товарооборота Дальнего Востока с Малайзией. Предпосылкой этому служит потребность Малайзии диверсифицировать рынки сбыта для собственной промышленной, сырьевой и сельскохозяйственной продукции, а также поиск возможных источников приобретения современного промышленного оборудования и передовых технологий.

Приоритетным направлением российской торговли с Индонезией является наращивание экспорта наукоемкой и машинно-технической продукции. Так, возможно увеличение экспорта в Индонезию вертолетов, сельхозтехники, некоторых видов промышленного оборудования (газотурбинные установки для электростанций, геотермальные станции, ветряные двигатели, солнечные батареи), металлоконструкций для возведения мостов.

Более половины экспорта промышленности Дальнего Востока во Вьетнам составляют металлы и металлоизделия. В последние годы во Вьетнам поставляется электротехническое, горношахтное, дорожно-строительное, подъемно-транспортное оборудование, запасные части к машинам и оборудованию. В перспективе Вьетнам останется достаточно емким рынком для таких товаров как: авиатехника, дорожно-строительного оборудования, проката черных и цветных металлов, кабельной продукции и удобрений.

В целях дальнейшего совершенствования внешнеэкономических отношений целесообразно совершенствование договорно-правовой базы торгового сотрудничества России с большинством экономик-членов АТЭС. Торговля со странами этого региона в перспективе позволит диверсифицировать и улучшить структуру российского экспорта путем продуманной трансформации сложившихся торговых связей, их постепенного перевода в большей степени в сферу промышленного, научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества, но необходимо учитывать, что экстенсивные факторы наращивания двустороннего товарооборота могут быть скоро исчерпаны. В перспективе в российском экспорте значительный удельный вес составят товары с высокой степенью обработки и высокотехнологичная продукция, торговые операции с географически отдаленными странами станут менее рискованными. Возможно, российские деловые круги более активно подключатся к работе по развитию торгового сотрудничества со странами региона.

В процессе переходного периода при переходе на рыночные рельсы издержки производства в регионах ДВ стали чрезмерно высоки, что по сути дела ввело запретительный барьер для дальневосточной продукции на других внутрироссийских рынках. Исходя из этого, стал формироваться курс на интеграцию ДВ в АТР. Этот курс был продекларирован в принятой в 1996 году ФЦП экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, а затем подтвержден при продлении программы в 2001 году. В данной ФЦП одним из ведущих стратегических приоритетов был принят курс на внешнеэкономическую кооперацию регионов ДВ со странами АТР, и прежде всего со странами СВА, были предусмотрены мероприятия по стимулированию внешнеэкономического сотрудничества, в том числе создание институциональных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику ДВ, стимулирование роста внешней торговли. Однако эти декларации не были подкреплены сколь-нибудь существенными финансовыми ресурсами. Это касалось как уровня федеральной бюджетных инвестиций в частно-государственные проекты, так и институциональных мер поддержки – федеральных гарантий экспортных кредитов, льгот и пр.

Конкурентоспособность продукции дальневосточного региона в сравнении с продукцией ведущих стран АТР невысока. Этому способствуют несколько факторов. Регион не конкурентоспособен как по уровню заработной платы, так и по налоговой нагрузке. Вдобавок более суровые природно-климатические условия повышают и иные издержки производства продукции. В итоге регион может занять в несырьевом секторе хозяйства сравнительно узкую «нишу», где худшие факторы производства смогут быть компенсированы относительно высоким уровнем квалификации рабочей силы.

Кроме того, важно учитывать, что основные страны Северо-Восточной Азии, включая Китай, уже вовлечены в процессы глобализации, а именно высокими темпами происходит углубление внешнеэкономической интеграции. Это происходит не только посредством постепенной либерализации внешней торговли, но и серьезными изменениями в структуре производства и реализации услуг, за счет повышения степени интеграции производственных процессов в направлении создания транснациональных корпораций или передачи отдельных производств на аутсорсинг в другие страны.

В результате бурный рост экономики стран-лидеров АТР сопровождается резким повышением доли высокотехнологических товаров в структуре экспорта с соответствующим снижением доли традиционных товаров сырьевого экспорта. Аналитики отмечают, что экспорт продукции отдельных продвинутых в глобализации регионов становится более специализированным за счет роста масштабов производства и соответствующим снижением издержек на единицу продукции или услуг. Происходит процесс кластеризации производств, направленный на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Известно, что громадный природно-сырьевой и транзитный потенциал регионов Дальнего Востока реализуется из рук вон плохо. Одним из ведущих факторов сдерживающих экономическое развитие территории Дальнего Востока являются транспортные ограничения. Транспортная доступность большей части территории Дальнего Востока, а это около трети всей территории России, крайне низка. Это усугубляется сложностью прокладки транспортных сетей в суровых природно-климатических условиях и их дороговизной. В результате в большинстве регионов Дальнего Востока и Забайкалья слабо развиты межрегиональные и внутрирегиональные автомобильные дороги общего пользования. Возникшая в настоящее время задача резкого роста масштабов промышленного производства в восточных районах страны через вовлечение в разработку новых месторождений, как правило, залегающих в труднодоступных районах, вовлечение в активную хозяйственную деятельность новых территорий настоятельно требует быстрого решения задачи развития межрегиональных и локальных транспортных сетей.

Существенными ограничителями развития экономики Дальнего Востока, включая и его внешнеторговую составляющую, в среднесрочной перспективе станет провозная способность железных дорог, перевалочные мощности дальневосточных портов, высокая стоимость производства и доставки потребителям электроэнергии в ряде районов и отсутствие достаточной плотности электрических сетей.

Транспортная инфраструктура остается одним из основных стимулирующих факторов развития регионов ДВ. Приоритетом здесь является включение страны в международные транспортные коридоры. Включение в международные логистические схемы Транссиба позволило существенно сократить время доставки грузов из стран АТР на рынки Европы. В этих условиях состояние транспортной инфраструктуры является одним из основных ограничителей эффективного взаимодействия со странами АТР.

Таким образом, в среднесрочной перспективе узкими местами в поступательном развитии экономики Дальнего Востока в основном являются транспортный и топливно-энергетический комплексы. Именно эти отрасли стали приоритетами разрабатываемой долгосрочной федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».