logo search
UMKD_po_EP

Тема 1. Европейское право: как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина

Предпосылки и условия европейской интеграции. Роль права в развитии интеграционных процессов.

Правовые системы Европейского Союза и Совета Европы как составные части современного европейского права.

Понятие и предмет европейского права. Право Европейского Союза – комплексная область научных знаний.

Соотношение курса «право Европейского Союза» с другими учебными дисциплинами (всеобщая история государства и права, конституционное право зарубежных стран, международное публичное право, международное частное право, сравнительное правоведение и др.).

Учебная дисциплина «право Европейского Союза». Предмет и система курса. Теоретические и прикладные аспекты дисциплины. Использование знаний в области права Европейского Союза в практической деятельности юристов.

Идея «единой Европы» как совокупности государств уходит во времена Карла Великого (768–814 гг.), который за годы своего правления завоевал Ломбардию в Италии, подчинил себе саксов и Баварию. В его огромную империю вошел весь христианский мир за исключением Испании и Британских островов. Это были первые попытки объединить европейские страны военным путем и создать общеевропейское единство в виде церковного государства. Практически Священная Римская империя, или Империя каролингов, занимала площадь шести государств — основателей ЕС. Главной объединяющей силой в тот период выступала католическая церковь. Идеи объединения, воплощенные в жизнь Карлом Великим, еще долгое время занимали умы мыслителей.

Каждому историческому периоду были присущи определенные представления о единстве, которые зависели от уровня развития общества и преобладающей власти (сильная церковь — идеи объединения стран под эгидой церкви, сильная императорская власть — возникновение теорий объединения европейских стран под эгидой императора). Проекты создания общеевропейского единства обосновывались в разное время необходимостью защиты мира, обороны от турецкой опасности, завоевания гроба Господня.

Так, в период правления Карла V (1500–1558 гг.) появилась идея христианской универсальной всемирной монархии, которая предполагала создание объединения государств под эгидой императора, включавшего в себя немецкие и австрийские земли, отдельные итальянские области и Нидерланды.

В период Нового времени мысль о создании европейского единства под властью императора или церкви потеряла свою привлекательность и была вытеснена представлениями о сообществе народов или территориально независимых государств, подчиненных нормам ius gentum (международного права).

После Вестфальского мира (1648 г.) вместо идеи рейха возникла мысль о создании политически независимых государств, обладающих суверенитетом на своей территории, которые все более и более превращались бы в национальные государства. Рейх после Вестфальского мира может быть сравним с международной организацией, генеральным секретарем которой был Кайзер. Здесь также было бы скорее уместным сравнение с ООН.

В XVIII–XIX вв. идея создания общеевропейской конфедерации снова приобрела актуальность. Однако структуру возникшего после Венского Конгресса 1815 г. мирового порядка, созданного так называемым Европейским Концертом великих держав, а именно Пруссией, Австрией, Россией, Англией и Францией, невозможно сравнивать с международной организацией. Образование новых национальных государств в конце XIX и в начале XX в., в частности стремление к объединению в Германии и в Италии, привело к распаду системы баланса сил Европейского Концерта.

По окончании Первой мировой войны наблюдалось временное отступление от представлений о неограниченном суверенитете национальных государств в Европе. Паневропеизм стал популярным во многих странах.

Так называемое Пан-Европейское движение австрийского графа Коуденхове-Калерги преследовало цель создания противовеса великим державам (США, России, Объединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии) путем организации о бъединенных Штатов Европы без участия России и Великобритании. Идеи, однако, не получили признания и поддержки государственных деятелей Европы. Исключением стал план министра иностранных дел Франции Аристида Бриана, согласно которому между европейскими государствами должны были быть установлены отношения, в основных чертах напоминающие федеративные.

Идеи объединения Европы обсуждались в трудах виднейших философов, встречались в художественной литературе. Планы и концепции совместного общеевропейского пространства можно найти в работах Жан-Жака Руссо, Иммануила Канта, Аббата де Сант-Пьере. Особого внимания заслуживает трактат Канта «О вечном мире» 1795 г., в котором философ пишет о необходимости создания федерации европейских государств с республиканским порядком, объединенных под крышей единой Конституции. Уже во второй половине XIX в. учеными-государствоведами обсуждалось создание «европейского объединения государств», о чем, в частности, сообщали труды швейцарского юриста-международника Каспера Блунчли (1878 г.).

После разрушений, которые принесла Вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе.

Процесс начался 9 мая 1950 г. речью Роберта Шумана – министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 г. Парижским договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти страны расширить процесс на другие сферы.

В 1957 г. Римским договором были установлены Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергетики в мирных целях. Таким образом, сначала акцент был сделан на экономической интеграции.

В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате была создана базовая структура с существующими по сей день основными институтами. В представлении граждан отныне существовало лишь одно Европейское Сообщество. Три договора все еще сохраняли свою автономию, они не «слились воедино».

Реформа Сообщества, проведенная в 1987 г. с принятием Единого европейского акта, не затронула этот принцип.

Следующим шагом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский договор 1992 г., который определил три столпа Европейского Союза: первый – это Европейское Сообщество, два новых – это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Маастрихтский договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции, представляя собой лишь дополнительный шаг на пути к европейской Конституции.

Таким образом, на протяжении своего существования европейская интеграция обеспечила мир и стабильность. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести «евро» и укрепить роль Союза в мире. Задачей нынешнего века будет расширение Европейского Союза и включение в его состав новых стран-членов, особенно из Центральной и Восточной Европы, развитие и совершенствование права «единой Европы».