logo search
Evropeyskoe_pravo

19. Исполнение норм европейского права.

Принцип лояльного сотрудничества обязывает государства — члены ЕС

строго и неукоснительно способствовать исполнению решений, принимаемых

институтами ЕС. Хотя и с оговорками, этот принцип распространяется в опреде-

ленной мере и на сферу зарубежной деятельности, и даже ОИПБ. Таковы, на-

пример, постановления о солидарности (ст. 222 ДФЕС), о взаимной обороне (ст.

42 ДФЕС) и др. Следует, однако, иметь в виду, что соблюдение соответствующих

предписаний в сфере ОИПБ или зарубежной деятельности, входившей ранее

во вторую опору ЕС, созданием особого механизма принуждения не обеспе-

чивается. Только с определенной долей условности можно, очевидно, говорить

о механизме политического контроля (он описан в ст. 7 ДЕС).

Значительно более радикально решает вопрос исполнения ДР, когда речь

идет о принятии обязательных решений, предполагающих возможность на-

ложения штрафных санкций. Согласно ст. 291 ДФЕС все государства-члены

обязаны принять все необходимые принудительные меры, допускаемые вну-

тренним национальным правом, для претворения в жизнь юридических актов

ЕС, имеющих принудительный характер.

В особых случаях, связанных с обеспечением единообразия принудительных

мер, их осуществление может быть возложено на Комиссию, а если речь идет

о сфере международной деятельности — на Совет ЕС (ст. 24 и 26 ДЕС). Осущест-

влению принудительных мер Комиссией должно предшествовать установление

общих правил и принципов контроля государств-членов за соответствующей

деятельностью Комиссии. Они устанавливаются регламентом, принимаемым

на основе общей законодательной процедуры.

Практика подтверждает, что такого рода действия принудительного харак-

тера принимаются Комиссией довольно активно. Особенно весомые решения

приняты Комиссией в целях борьбы с недобросовестной конкуренцией. Так,

общая сумма штрафов в этой области, наложенных на фирму «Майкрософт»,

составила около 1 млрд евро. Констатировав недолжное исполнение обяза-

тельств по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, Комиссия

приостановила оказание финансовой помощи Болгарии.

Соответствующие решения и действия Комиссии могут быть обжалованы

в судебном порядке. Такого рода жалобы на решения, вынесенные против «Май-

крософт», уже рассматривались Судом первой инстанции и были остановлены

без последствий.

Можно ожидать, что настойчивое подчеркивание ДР принципа лояльного

сотрудничества и внимание к принудительным санкциям против правонаруши-

телей могут в определенной мере способствовать более строгому соблюдению

права ЕС (обеспечение исполнения судебных решений рассматривается в связи

с изучением судебной системы ЕС и правил и принципов судопроизводства).

Если акт, изданный Советом, Комиссией или ЕЦБ, налагает штрафные санкции

на любое лицо, иное нежели государство, предусматривающие принудительное

взыскание финансовых средств, оно осуществляется на основе правил процес-

суального права той страны, на территории которой это взыскание имеет место.

В компетенцию соответствующих национальных органов, обеспечивающих при-

нудительное взыскание, не входят проверки правильности или законности выне-

сенного постановления. Принудительное взыскание может быть приостановлено

только на основе решения Суда. Контроль за правильностью осуществления

наложенного взыскания входит в компетенцию национальных судебных органов.