logo search
МЭ - Итоги последнего десятилетия

Импорт основных потребительских товаров

Год

Показатель

2004

2007

млрд. долл.

%

млрд. долл.

%

Автомобили легковые

5,165

6,8

21,33

10,7

Медикаменты

2,6

3,4

5,50

2,8

Мясо свежемороженое

1,5

1,9

3,64

1,8

Алкоголь и б/ал. напитки

1,2

1,5

3,10

1,5

Сахар-сырец

0,54

0,7

2,25

1,1

Мясо птицы

0,68

0,9

1,77

0,9

Мебель

0,75

1,0

1,42

0,7

Одежда

0,83

1,1

1,42

0,7

Рыба свежемороженая

0,57

0,8

1,10

0,6

Цитрусовые

0,35

0,5

1,07

0,5

Чай

0,30

0,4

0,84

0,4

Сахар белый

0,25

0,3

0,43

0,2

Масло сливочное

0,24

0,3

0,32

0,15

Обувь кожаная

0,20

0,3

0,14

0,06

Масло подсолнечное

0,12

0,2

0,13

0,05

Сигареты

0,05

0,1

0,10

~0,05

6. В 2000-е годы условия внешней торговли России с другими странами складывались в пользу энергоносителей8. В долгосрочной перспективе условия внешней торговли складываются в пользу страны, экспортирующей высокотехнологичные товары, товары глубокой переработки и высокого качества. Сырьевая ориентация страны соответствует неустойчивой структуре экономики, зависящей от колебаний валютного курса. Заниженный обменный курс не позволяет пользоваться передовыми технологиями глобальной экономики, завышает стоимость импортного оборудования. Белоусов, говоря о внутренне-ориентированном секторе отмечает [6], что воспроизводится низкая конкурентоспособность основной части российской экономики, где создается более трети добавленной стоимости и занято почти две трети работающих. Это определяется макроэкономическими параметрами – обменным курсом рубля, который занижен относительно паритета покупательной способности, высокой ставкой процента и высоким уровнем инфляции.

Стихийно сложившаяся интеграция России в систему глобальной экономики привела к тому, что страна по статистическим данным богатела (ВВП на душу населения в 2001 г. равнялся 2100 долл. США по среднегодовому курсу, а в 2007 г. ‑ 7300 долл. США (по РРР 14800 долл.США) за счет притока нефтедолларов, а разрыв средних доходов между 10% богатого населения и 10% бедного населения не сократился (14 раз).

Неоптимальный характер сложившейся формы интеграции России в систему мирового хозяйства выражается и в том, что экономика страны, во-первых, существенно зависит от колебаний роста мировой экономики и конъюнктуры мировых рынков продуктов первичного сектора экономики, а, во-вторых, имея достаточно высокие темпы прироста ВВП за счет развития экспортных секторов экономики и мощный приток нефтедолларов, в действительности становится менее конкурентоспособной на международной арене.

В этих условиях для национальной экономики безусловной необходимостью является формирование новой внешнеэкономической стратегии нацеленной на эффективную интеграцию страны в систему мирового хозяйства в условиях процессов, протекающих в глобальной экономике и позволяющей в полной мере использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития страны.

Внешнеэкономическая стратегия должна учитывать все внешние условия, связанные с глобализацией: отраслевую и технологическую структуру глобальной экономики, растущую интернационализацию международных производственно-сбытовых цепочек, углубление интеграционных процессов в глобальной экономике.

Цель внешнеэкономической стратегии России, должна заключаться во встраивании экономики страны в глобальную экономику и процессы глобализации для всестороннего использования внешнеэкономических факторов в интересах успешного социально-экономического развития страны.

На рис. 2 изложены общие контуры механизма формирования внешнеэкономической стратегии, мониторинга ее реализации и внесения необходимых изменений, являющихся последствием происходящих событий, как в мировой экономике, так и выполнения инновационно-технологического развития региона, выполнения внешнеэкономической стратегии и стратегии социально-экономического развития страны.

Механизм формирования и реализации внешнеэкономической стратегии включает в себя семнадцать блоков. Сплошные линии показывают последовательность этапов, а пунктирные линии – это контуры обратной связи. Механизм содержит динамический цикл, начиная от формулировки цели внешнеэкономической стратегии и, заканчивая реализацией решений принятых в результате сравнения фактических показателей социально-экономического развития страны и показателей, которые должна обеспечить внешнеэкономическая стратегия. Причин отклонения фактических показателей от планируемых может быть восемь. Они следующие:

Любые трудности взаимосвязи элементов механизма должны разрешаться в процессе циклической процедуры.

Идеи внешнеэкономической стратегии концентрируются в блоках стратегии, число которых равно числу компонент глобальной экономики. На рис. 3 показаны в общем плане структурные блоки внешнеэкономической стратегии.

Рис. 2. Общие контуры механизма формирования и реализации внешнеэкономической стратегии

Рис. 3. Структурные блоки внешнеэкономической стратегии

В зависимости от фирм, участвующих во внешнеэкономической деятельности, их отраслевой принадлежности и географической сферы деятельности можно в качестве примера выделить следующие блоки внешнеэкономической стратегии:

Реализация названных выше блоков внешнеэкономической стратегии предполагает активное участие в международных и иных переговорах, заключение соглашений о партнерстве, участие в региональных интеграционных процессах. Двухсторонняя и региональная либерализация является в настоящее время эффективным инструментом повышения международной конкурентоспособности и получения преимуществ перед третьими странами.

Важным этапом формирования внешнеэкономической стратегии является выбор базы стратегии, которая должна вытекать из возможной стратегии развития экономики страны. Возможные стратегии развития экономики страны, а, следовательно, и базы внешнеэкономической стратегии можно строить на основе преимущественного использования тех или иных факторов. Оценка перспективности эволюционно сложившейся ресурсно-экспортной стратегии страны свидетельствует о низком росте ВВП в будущем даже при самых благоприятных условиях [4]. Остается практически единственный вариант – на основе ресурсно-инновационной стратегии соединить ресурсы и новые технологии. При этом новые технологии в ресурсодобывающих и перерабатывающих отраслях способны выполнить роль мультипликатора. В дальнейшем ресурсно-инновационная стратегия последовательно перейдет в инновационно-технологическую. Варианты инновационно-технологической базы внешнеэкономической стратегии зависят от сложившейся структуры ВВП, инновационно-технологического потенциала страны, возможностей интеграции страны в международные цепочки глобальной экономики и обеспеченности страны факторами экономического развития.

Центральной проблемой должен стать переход к модели экономического роста, прежде всего, за счет диверсификации экономики и расширения инновационных источников роста. Международный опыт благополучных стран демонстрирует, что структура производства и экспорта изменяется в пользу наукоемкой продукции. В последние десятилетия в мировой экономике отмечается растущее значение сложных системных продуктов, увеличение доли наукоемких отраслей, формирование рынка наукоемких товаров и услуг.

Анализ структуры ВВП и сравнение инновационного развития отраслей и комплексов ВВП с перспективными направлениями инновационно-технологического развития мировой экономики, а также анализ соответствия инновационно-технологического потенциала страны перспективным направлениям инновационно-технологического развития мировой экономики, позволит понять в каких отраслях национальная экономика способна генерировать и внедрять новые технологии, а в каких она безнадежно отстала.

Логика изучения инновационно-технологического потенциала страны и его составляющих следующая:

Технологические кластеры, сочетающие достаточный научно-технический и производственно-технологический потенциалы, ориентированные на устойчивый внутренний и внешний рынки будут являться основой развития перспективных высокотехнологичных производств. Прогноз развития этих рынков будет служить базой для формирования требований к структуре технологических кластеров. Технологические кластеры имеют в своем составе бизнес-структуры, государственные структуры, в том числе банки, биржи, университеты, научно-исследовательские институты, предприятия. Организационной формой создаваемых технологических кластеров может быть частно-государственные партнерства.

Исходя из анализа развития технологических кластеров и конъюнктуры мировых рынков, разрабатываются варианты внешнеэкономической стратегии и с учетом ресурсов необходимых для реализации вариантов и эффективности варианта осуществляется выбор конкретного варианта.

В результате реализации внешнеэкономической стратегии на базе инновационно-технологического развития в стране должны быть мобилизованы финансовые, инновационные и интеллектуальные ресурсы для радикальной модернизации экономики страны. Внешнеэкономическая деятельность в этом случае окажет мультипликативный эффект на все отрасли, дающие вклад в валовой внутренний продукт и будет способствовать расширению масштабов инновационной деятельности в стране, повышению конкурентоспособности экономики страны.

Необходимость перехода к развитию экономики на базе инновационно-технологических факторов, реализуемая в центральной части глобальной экономики, постепенно овладевает умами политиков и руководителей компаний и в России. Однако, темпы перехода недопустимо малы. Это объясняется системными и экономическими причинами.

К системным причинам9 мы относим следующие:

К экономическим причинам относится влияние макроэкономической структуры, в условиях которой осуществляется инновационная деятельность [5]. Они следующие:

Одним из важнейших факторов успешного развития инновационной деятельности в стране является инвестирование этой деятельности. Недостаток инвестиций сдерживает развитие инновационной деятельности, способной повлиять на устойчивые темпы прироста производства экспортоориентированной и импортозамещающей машинотехнической продукции.

Прямые иностранные инвестиции являются так же факторами, влияющими на инновационную деятельность. Они оказывают различное влияние на развитые и развивающиеся страны. В развитых странах они являются дополнительным стимулом развития инновационной экономики. На инновационную сферу развивающихся стран их влияние зависит от наличия конкуренции в принимающей стороне со стороны местных компаний. При наличии конкурентной среды прямые иностранные инвестиции приносят инновации, повышают производительность труда, модернизируют производственный процесс. При отсутствии конкуренции со стороны местных фирм прямые иностранные инвестиции занимают монопольное положение, оказывая отрицательное воздействие на экономику принимающей стороны.

Расчет принимающей стороны развить инновационную сферу за счет иностранных инвестиций влечет за собой ряд проблем. Основная из них состоит в том, что иностранные инвесторы руководствуются собственными интересами, которые могут не совпадать с целями внешнеэкономической стратегии, которую принимающая сторона хотела бы развивать на инновационно-технологической базе.

Ставка процента существенно влияет на инновационную деятельность, реализация инновационных проектов существенно облегчается при снижении банковской ставки процента. Низкая банковская ставка делает капитал доступным, инвестирование менее рискованным, а эффективность проектов более высокой. Однако в России развитие инновационной среды осложняется наличием высокой банковской ставки. Ставка рефинансирования ЦБ России, показывающая стоимость денег в стране, существенно выше уровня рентабельности многих инновационных проектов в реальном секторе экономики. Кризис в банковской системе 2008 года существенно снизил уровень аккумуляции сбережений, ограничив возможность получения кредитных ресурсов в инновационную сферу практически полностью.

Влияние инфляции на инновационные процессы характеризуется следующим образом. Рост введения нововведений в производство наблюдается, если темпы прироста результативности инновационных проектов выше темпов прироста инфляции. Инновационная деятельность снижается, когда рост инфляции опережает рост результативности инновационной деятельности. Стабильная высокая инфляция в стране делает инновационную деятельность маловероятной, так как деятельность фирмы при обычной рентабельности не способна дать денежные средства для инновационных проектов. При высокой инфляции так же затруднительно получить кредитные ресурсы для инновационной деятельности и со стороны, так как вложения в инновационную сферу высоко рискованные и долгосрочные, а инвесторы ищут такие объекты инвестирования, которые дают быструю отдачу.

Влияние обменного курса рубля на инновационную деятельность неоднозначно. В общем плане подорожание рубля (укрепление рубля) по отношению к валютам основных торговых партнеров России является положительным явлением, демонстрирующем укрепление экономической конъюнктуры. Но при подорожании рубля товары экспортеров становятся менее конкурентоспособными, так как их цена, выраженная в иностранной валюте, увеличивается. Цена на импортируемые товары, выраженные в рублях, уменьшается, что позволяет импортировать технологическое оборудование, высокоточные приборы для исследований недоступные при относительно дешевом рубле. В общем плане высокий обменный курс национальной валюты заставляет предприятия внедрять инновации и способствует перетоку капитала из сырьевых экспортируемых отраслей во внутреннеориентированные отрасли.

Подводя итоги краткого анализа взаимодействия глобальной экономики и экономики России, можно еще раз подчеркнуть, что для стабильного развития и внешнеэкономических связей, и народного хозяйства страны государству и бизнесу важно сконцентрировать усилия на активизации процессов модернизации и диверсификации экономики на инновационно-технологической основе.

Средствами для решения такой задачи является разрушение монополизма в экономике, создание национальной инновационной системы, существенное увеличение финансирования фундаментальной и прикладной науки, совершенствование системы высшего образования, снижение темпов инфляции, укрепление курса рубля до уровня, способствующего развитию инновационных производств и отраслей.

Если эти задачи не будут решены, на территории России в ближайшей перспективе будут сконцентрированы в основном производственно-технологические операции ТНК с низким объемом добавленной стоимости или обременительные для экологии, российские предприятия будут производить низкотехнологическую и среднетехнологическую продукцию, подавляющая часть высокотехнологической продукции будет импортироваться.