logo search
МЭ

21. Неолиберальная (англосаксонская) модель развития (на примере сша, Англии)

Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциаци

Одновременно с концептуальным осмыслением характера и содержания образовательной политики государства формировались и сами образовательные системы ведущих стран мира. При этом следует отметить, что, несмотря на национальную специфику, существующие в настоящее время системы образования, могут быть квалифицированы в две основные группы. Это так называемая англосаксонская модель, характерная для США, Великобритании и др. стран. Их главным принципиальным отличием является определение степени участия государства в процессе управления образовательными системами и ресурсного обеспечения.

Так, важнейшей сущностной характеристикой образовательной системы США является то, что основные административные и распорядительные функции в ее управлении принадлежат штатам (т.е. по существу субъектам американской федерации) и муниципальным органам власти. Государственное участие в управлении минимально, особенно это проявляется в организации экономических отношений. В частности, несмотря на то, что основу системы начального и среднего образования в США составляет государственная образовательная школа и затраты на нее более чем на 90% покрываются за счет государственных расходов, на долю штатов и местных властей приходится 65 более 9/10 из этих сумм. Непосредственно федеральное правительство оплачивает примерно лишь 6-7% всех государственных расходов в этой части. Федеральным органом управления образованием является Министерство образования. Сегодня в Англии осуществляется образовательная политика, призванная поднять стандарты на всех уровнях образования и способствовать максимальному развитию способностей; расширить выбор в области обучения; получить максимальную пользу от средств, вложенных в образование; значительно расширить автономию местных властей, учебных заведений; увеличить ответственность организаторов образования; обеспечить разнообразие в системе образования и расширить доступ родителей и учеников к образовательным учреждениям различных типов. В целом же для США, Великобритании и других стран с англосаксонской моделью образовательной системы характерны в настоящее время такие долговременные тенденции развития, как стремление к централизации управления и росту государственного влияния в образовании. Вместе с тем, здесь явственно заметно движение в направлении децентрализации и демократизации систем образования. Децентрализация связана с предоставлением образовательным учреждениям права самостоятельно решать вопросы организации учебного процесса, источников развития системы образования. Демократизация предполагает создание всем образовательным учреждениям равных прав в решении вопросов нормативно- 69 правовой регламентации учебного процесса, его содержания, источников ресурсного обеспечения.