logo search
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Торгово-экономические отношения россии с республикой корея и кндр

Динамика развития и текущее состояние российско-южно-корейской торговли и инвестиций. В последнее время российско-южнокорейское экономическое сотрудничество переживает период стабилизации и устойчивого ростаi. За последние 5 лет двусторонний товарооборот возрос в 2,7 раза и в 2005 году достиг 7,8 млрд. долл., а в 2006 году – 9,75 млрд. долл. США.

К наиболее важным событиям в российско-корейском экономическом сотрудничестве в последние годы следует причислить работу по созданию качественно новых возможностей для транспортировки контейнерных, в том числе и корейских, грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали (разработана программа транзитных перевозок по магистрали, в соответствии с которой снижены тарифы, упрощены таможенные и пограничные процедуры, решены вопросы сохранности грузов), начало практической проработки идеи соединения железных дорог Севера и Юга Кореи с последующим подключением вышеуказанной ТКЖД к Транссибу и оптимизацией, таким образом, доставки грузов из Азии в Европу с использованием имеющихся железнодорожных маршрутов. Торговые связи между двумя странами стали активно развиваться после установления дипломатических отношений. В 1996 г. Южная Корея впервые экспортировала в Россию больше, чем импортировала. Это было связано с ростом реального обменного курса рубля, которое было вызвано ограничительной кредитно-денежной политикой, проводимой в соответствии с рекомендациями экспертов Международного валютного фонда. Эта тенденция сохранялась до конца 1998 года за исключением трех месяцев, последовавших сразу после резкого обесценения корейской воны во время Азиатского финансового кризиса.

В 1999 году торговый баланс снова стал положительным для российской стороны: начал чувствоваться эффект резкого обесценения рубля в октябре 1998 года. В 1999 – 2004 гг. экспорт из России стабильно превышал импорт в Россию из Республики Корея. Ситуация стала меняться в 2005 году: рост российского экспорта в РК заметно замедлился, а в 2006 году импорт из Южной Кореи снова превысил экспорт в эту страну. Так как в этот период курсы и рубля, и корейской воны по отношению к доллару США стабильно росли, можно заключить, что рост рубля опережал удорожание воны. В целом, однако, двусторонний товарооборот еще далек от своего предельного значения. Здесь следует отметить, что, во-первых, 10-миллиардный объем прогнозировался в 1990 г. на 2000 г. Это наше достижение, к сожалению, не выглядит столь уж существенным и в сравнении с общей высокой динамикой развития внешнеторговых связей каждой из стран, не говоря уж о сопоставлении наших результатов с объемами их сотрудничества с другими странами Азии.

Весь внешнеторговый оборот РК за 2006 г. составил 634,8 млрд. долл., а России – 468,4 млрд. долл. Таким образом, доля российско-корейской торговли в общей торговле РК составила 1,6%, а во внешнеторговом обороте РФ – 2,1%. В списке основных торговых партнеров РК в мире РФ в 2006 году занимала 12 место в числе импортеров и 16 место в числе экспортеров1.

Во-вторых, хотя нас и радует его нарастающая динамика, особенно заметная в последнем пятилетии (поставки из России в РК составили 4,5 млрд. долл. (рост на 16% по сравнению с 2005 г.), а соответственно российский импорт – 5,1 млрд. долл. (на 34% больше уровня 2005г.), но российскому правительству скоро всерьез придется задуматься над проблемой дефицита своего торгового баланса с РК (уже в 2006 г. он составил более 600 млн. долл.)2. Растет отрицательное для России сальдо торгового баланса, составившее в 2005 году 1,6 млрд. долл. США, в 2006 году 4,3 млрд. долл. США.

По данным ФТС России, объем взаимных товарных поставок за первые 5 месяцев этого года составил 4,5 млрд. долл. США, из них российский экспорт в РК – 1,7 млрд. долл. США, импорт из РК – 2,8 млрд. долл. США (сальдо – 1,1 млрд. долл. США). Не случайно в 2005-2006 гг. Республика Корея занимала 8 строчку в рейтинге крупнейших стран-экспортеров своих товаров на российский рынок, в то время как в списке импортеров российской продукции она занимала скромное 23 место.

Если учитывать, что среднестатистическая доля так называемого «серого» импорта в РФ, т.е. товаров, ввозимых по заниженной таможенной стоимости (в основном, продукция легкой промышленности и бытовой электроники, индивидуальных средств связи, т.е. существенная доля южнокорейского импорта в РФ), в 2001-2006 гг. варьировалась в пределах 22-26%1, реальный торговый дефицит в 2003-2006 годы составил уже не менее 5 млрд. долл. США. Причем динамичное расширение экспорта РК на российский рынок в последние годы базируется на таких высокотехнологичных товарах, как автомобили (28% всего ввоза в 2006 году), промышленное оборудование (16%), суда, включая плавучие буровые установки для нефтегазовой промышленности (7,5%), автомобильные компоненты и запчасти (6%).

Данные двусторонней торговли в январе-феврале этого года, когда южнокорейский экспорт в РФ подскочил соответственно на 96,9% и 100,5%2, косвенно подтверждают стабильную востребованность поставляемых южнокорейских товаров на российском рынке и позволяют с достаточной степенью точности прогнозировать увеличение торгового дефицита в 2007 году. Другими словами, на ближайшей повестке дня наиболее остро будет стоять вопрос сокращения дисбаланса в двусторонней торговле.

В российском же экспорте в РК в последние годы наблюдалась прямо противоположная картина. В 2006 году доля минеральных продуктов, давно вынашиваемых планов попадания в «золотую десятку» экономических тяжеловесов.

В российском же экспорте в РК в последние годы наблюдалась прямо противоположная картина. В 2006 году доля минеральных продуктов, топливно-энергетических товаров и металлов достигла 82,68% российского экспорта в РК. При этом более половины стоимостного объема российского экспорта в 2006 году приходилось практически на пять наименований: необработанный алюминий и алюминиевые сплавы (20%), сырая нефть (16%), светлые нефтепродукты (9%), необработанный никель (7%) и битуминозный уголь (6,7%), т.е. четверть ввозимых товаров – это цветные металлы и четверть – нефть и нефтепродукты.

Конечно, если учитывать, что в настоящее время РК более чем на 80% зависит от поставок сырой нефти с Ближнего Востока, а на долю РФ приходится лишь 1% всего южнокорейского импорта этого продукта, то можно прогнозировать диверсификацию, которая создаст дополнительные возможности для роста объемов поставок российских энергоносителей. Однако расширение экспорта нефти и других сырьевых ресурсов уже сдерживаться узостью российской транспортной инфраструктуры. Что касается поставок такого важного для РК энергоносителя как газа, то кроме инфраструктурных ограничений, тут есть и технологические проблемы, связанные с изначальной ориентированностью экономики РК на потребление сжиженного природного газа (СПГ). Поэтому в ближайшие годы поставки СПГ из РФ могут осуществляться только танкерами с месторождения «Сахалин-2», где РК законтрактовала 16% от запланированного производства, или 1,5 млн. т СПГ в год1. Не стоит сильно надеяться и на продолжение бурного роста цен на энергетические и минеральные ресурсы, который бы автоматически повышал стоимостной объем экспорта.

Соответственно, серьезного увеличения масштабов российского экспорта в РК можно добиться только за счет расширения номенклатуры вывозимых товаров. И это проблема не столько российско-южнокорейской торговли, сколько российской внешнеторговой стратегии в целом. Последние тенденции в экономике РФ, связанные с экспансией государства в энергетический сектор, созданием национальных компаний мирового уровня в других ключевых отраслях хозяйства, попыткой (впервые за многие годы) реализации новой промышленной политики в рамках приоритетных национальных проектов, использованием для модернизации и реструктуризации индустрии частно-государственного партнерства – все это неизбежно должно привести к государственной поддержке конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках. Стоимостной объем вывоза товаров из РФ также в конце 2006 г. впервые за всю не только российскую, но и советскую историю превысил рубеж в 300 млрд. долл., что произошло в основном благодаря резкому росту мировых цен на топливо и минеральное сырье. Впечатление смазывается от сравнения с тем, что рост южнокорейского экспорта базировался на вывозе конкурентных высокотехнологичных товаров, прежде всего микроэлектроники, автомобилей, средств мобильной связи и продукции судостроения.

В-третьих, больной для России темой остается товарная структура ее торгового обмена и не только с РК. Сырье и топливо по-прежнему составляет доминирующую долю всего российского экспорта. В 2006 году доля минеральных продуктов, топливно-энергетических товаров и металлов в экспорте России в РК достигла 82,68% российского экспорта в РК). При этом более половины стоимостного объема российского экспорта приходилось практически на пять наименований: необработанный алюминий и алюминиевые сплавы (20%), сырая нефть (16%), светлые нефтепродукты (9%), необработанный никель (7%) и битуминозный уголь (6,7%), т.е. четверть ввозимых товаров – это цветные металлы и четверть – нефть и нефтепродукты.

Потребительский бум в России набирает оборот, создавая условия для роста импорта из РК. Негативной стороной этого процесса является то, что обе стороны находятся под давлением роста курса национальной валюты по отношению к доллару, способного подорвать конкурентоспособность национальной промышленности каждой из стран. И, если для Южной Кореи существует возможность вывода производства в страны с более дешевой рабочей силой, для России это означает продолжение стагнации в производственной сфере и снижение доходов населения в долгосрочной перспективе и, как следствие, снижение заинтересованности в импорте. Возможность наращивания импорта энергоносителей из РФ в РК также несет в себе положительный потенциал, однако, только при условии перехода к более стабильному и долгосрочному сотрудничеству.

В-четвертых, все еще медленно, но все же начинается поворот в сторону развития трехстороннего сотрудничества на Корейском полуострове: РФ-РК-КНДР. Это делает возможным продвижение и многосторонних проектов в СВА. Динамичное развитие межкорейских экономических отношений, ставшее возможным после исторической встречи 2000 г., сегодня выражается в чуть менее 1,5 миллиардном объеме взаимного товарооборота. Однако решение тяжелой проблемы – подъема экономики КНДР и перевода ее на рыночные основы – могло бы пойти успешнее в формате трехстороннего сотрудничества. Пока же реальные результаты такого взаимодействия весьма скромны.

В-пятых, намечается определенное взаимодействие РФ и РК в интеграционных процессах СВА, Восточной Азии и АТР. Здесь интерес и надежды связаны с многосторонними энергетическими и транспортными проектами, а также с общей тенденцией либерализации внешнеэкономических связей на основе соглашений о свободной торговле и в перспективе создания в регионе Восточной Азии общей зоны свободной торговли. Следует отметить, что у России, как страны входящей по географическому принципу в этот регион, есть большой интерес к намечающемуся там взаимодействию, особенно в плане интеграции ее Дальнего Востока.

И все же, можно, к сожалению, констатировать, что и товарообмен, и взаимные инвестиции двух стран, претендующих на вхождение в десятку ведущих экономических держав мира, все еще отстают от современной динамики развития РФ и РК и не отвечают их экономическим и политическим интересам.

После подписания Плана Действий в 2005 г. произошло оживление в сфере инвестиционной деятельности, хотя до впечатляющих результатов здесь еще далеко. Двустороннее инвестиционное сотрудничество осуществляется на основе Соглашения между Правительствами СССР и РК о поощрении и взаимной защите инвестиций от 25.12.90.

В силу известных причин уровень инвестиционной деятельности корейских компаний и фирм в России на протяжении всего сравнительно небольшого периода двусторонних связей остается, к сожалению, низким. Общая сумма накопленных южнокорейских прямых инвестиций в российскую экономику в 2006 году составила более 312 млн. долл. США в 193 проектах (0,45 % общей суммы инвестиций РК за рубежом).

Инвестиционная деятельность корейских компаний в России пока заметна лишь в тех хозяйственных сферах (как правило, в дальневосточных регионах, либо в Москве), где гарантирована быстрая окупаемость при небольших капиталовложениях (легкая, пищевая промышленность, судоремонт, туризм, сервисный гостиничный бизнес, средства связи и коммуникаций и т.п.).