logo search
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Внешняя торговля рф и кндр, млн. Долл.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003г.

2004 г.

2005 г.

Январь –

июнь

2006 г.

Оборот

105

115

139

130

146

240

66,6

Экспорт России в КНДР

70

71

102

125

138

232

58,8

Импорт России из КНДР

35

44

37

5

8

8

7,8

Основными статьями российского экспорта в КНДР являются уголь, лесоматериалы, нефтепродукты, азотные удобрения; корейского экспорта в Россию - услуги рабочей силы, морепродукты, реэкспортные товары японского и китайского происхождения, пищевые и сельскохозяйственные продукты.

Северокорейская сторона проявляет повышенный интерес к развитию торгово-экономических связей с российскими регионами, активизировав поиск новых торговых партнеров, в первую очередь, на российском Дальнем Востоке и в Сибири. Наблюдается стабильное развитие межрегиональных связей, на которые приходится не менее 80% российско-северокорейского товарооборота, что можно расценивать как положительный фактор активизации двустороннего сотрудничества в целом. Осуществляется сотрудничество организаций сторон в лесозаготовках в Хабаровском крае и Амурской области на основе Межправительственного соглашения от 28 декабря 1999г., разработке угля в Кемеровской области и Якутии, выращивании овощей, сои, фруктов в Приморском крае и Амурской области, строительстве жилья в Приморском крае, Тюменской и Сахалинской областях.

Новым направлением взаимодействия в последнее время стала активная проработка возможностей сторон по сотрудничеству в нефтегазовой отрасли (реализация проекта строительства газопровода в Республику Корея через территорию КНДР, доразведка и совместное освоение месторождений углеводородов на шельфе КНДР, переработка сырой нефти на давальческой основе на нефтеперерабатывающем заводе «Сынни», г. Унги и т.п.).

В марте 2006 г. во Владивостоке состоялась трехсторонняя встреча глав железнодорожных ведомств РФ, КНДР и РК. Стороны подтвердили заинтересованность в продолжении совместной работы по соединению железных дорог с выходом на Транссиб. Кроме того, РФ и КНДР договорились о реконструкции участка железной дороги от границы до корейского порта Раджин (однако вопрос о финансировании этого проекта полностью не решен).

Особое место в корейском экспорте в Россию по-прежнему занимают услуги рабочей силы, достаточно квалифицированной, неприхотливой и дешевой, что позволяет активно использовать ее в регионах Сибири и Дальнего Востока, особенно в труднодоступных местах нефтегазодобычи, углеразработок, лесозаготовок, в строительстве. На российских предприятиях в этих отраслях задействовано более 4,5 тыс. корейских рабочих и специалистов.

Деятельность российских коммерческих структур на территории КНДР остается наиболее заметной в торгово-экономической зоне (ТЭЗ) «Расон». Здесь функционируют совместные предприятия по добыче и переработке рыбы, разведению марикультур, развитию инфраструктуры, туризма.

Инвестиционное (технико-экономическое) сотрудничество между Россией и КНДР остается невозобновленным в силу неурегулированности проблемы корейского долга. Имеются лишь отдельные примеры незначительных по размерам капиталовложений некоторых российских коммерческих организаций, в т.ч. в СП по переработке морепродуктов в КНДР, в добывающую промышленность. По-прежнему отсутствуют какие-либо практические подвижки в основных сферах традиционных экономических связей: электроэнергетике и металлургии. В новых условиях хозяйствования в России подобного рода взаимодействие с КНДР возможно только на коммерческих условиях, что для корейского партнера остается неприемлемым.

Основную роль в формировании и увеличении взаимного товарооборота, как и прежде, играют межрегиональные связи. Их дальнейшему развитию призвано способствовать, в частности, создание и начало функционирования в 2004 г. совместных рабочих групп Комитета по содействию внешней торговле КНДР и администраций Хабаровского и Приморского краев. В этой сфере наиболее заметным является присутствие на рынке КНДР двух компаний Приморского края (ООО «Дальнафта-Бункер» и ООО «Кордон-Ойл» – г.Владивосток), поставляющих в КНДР нефтепродукты. Интерес к установлению партнерских отношений с КНДР в 2004г. стали проявлять коммерческие фирмы Магаданской обл., в т.ч. в части поставок в КНДР морепродуктов, создания в ТЭЗ «Расон» СП по переработке древесины. Внешнеторговой фирмой «Меркурий» (г.Кемерово) возобновлены поставки коксующегося угля из Кузбасса на головное предприятие металлургии КНДР – меткомбинат им. Ким Чака.

Наращиванию объемов российско-корейского межрегионального сотрудничества и приграничной торговли должен послужить в будущем переход к использованию автоперевозок как более гибкого и оперативного способа транспортировки взаимопоставляемых товаров.

В 2004 г. оживилось сотрудничество двух стран в лесном комплексе – традиционной сфере взаимодействия, начиная с 70-х гг. За 9 мес. 2004г. общий объем производства деловой древесины составил 336 тыс. куб. м по Амурской обл. и 306 тыс. куб. м по Хабаровскому краю. Планируемый объем лесозаготовок по этим двум регионам на 2005г.– 1,3 млн. куб. м).

В сотрудничестве в области рыболовства, как и в ряде других, решаются вопросы расширения его правовой основы – рассматривается проект межправительственного соглашения о предупреждении браконьерства в добыче рыбы и других морепродуктов. В течение последних 5 лет, корейская сторона, получая квоты на вылов рыбы в российской экономической зоне, не была в состоянии освоить их из-за нехватки у нее достаточного количества рыболовецких судов.

В 2004 г. стала наиболее очевидной отдаленность перспектив реализации проекта реконструкции и восстановления Транскорейской железной дороги с последующим ее соединением с Транссибом, что, надо полагать, активизировало идею налаживания международного автомобильного коридора на участке российско-корейской границы Хасан-Туманган. К числу возможных причин этого с корейской стороны можно также отнести значительную капиталоемкость ж/д проекта (3,5 млрд. долл.), отсутствие международного консорциума, который предполагалось создать для финансирования и управления этим проектом, и возможное скрытое противодействие определенных политических сил в КНДР, которые опасаются ускорения процессов интеграции страны в экономику Азиатско-тихоокеанского региона.

С учетом признания необходимости использования автоперевозок как более гибкого и оперативного способа транспортировки, сторонами завершается подготовка проектной документации строительства нового автомобильного моста через пограничную р. Туманган, определяются возможные источники финансирования проекта, готовится к подписанию (ориентировочно до конца I пол. 2005г.) межправительственное соглашение о международном автомобильном сообщении.

Активно прорабатываются возможности сотрудничества в нефтегазовой отрасли. В конце 2004-начале 2005 гг. состоялся цикл переговоров между представителями ОАО «Газпром» и министерства нефтяной промышленности КНДР. Основными возможными направлениями сотрудничества с КНДР по линии ОАО «Газпром» могут стать: реализация проекта строительства газопровода в Республику Корея через территорию КНДР; доразведка и совместное освоение месторождений углеводородов на шельфе КНДР; подготовка и использование северокорейских специалистов на предприятиях ОАО «Газпром» и объектах их инфраструктуры в России; переработка сырой нефти на давальческой основе на нефтеперерабатывающем заводе «Сынни» (г.Унги).

В последнее время корейская сторона заметно активизировала деятельность по правовому обеспечению некоторых направлений двустороннего экономического сотрудничества. На рассмотрении обеими сторонами находится ряд проектов такого рода документов, в т.ч. Соглашения о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого (соглашение по рабочей силе), о международном автомобильном сообщении, о сотрудничестве в области ветеринарии. Необходимость для корейской стороны заключения последнего продиктована ее стремлением выйти на российский рынок с поставками с/х продукции, в т.ч. продукции птицеводства (в КНДР в течение последних лет построено более десятка птицеферм, оснащенных современным перерабатывающим оборудованием, а 2005г. объявлен «годом общегосударственной помощи сельскому хозяйству»).

Основными перспективными направлениями российско-северокорейского сотрудничества представляются: использование корейской рабочей силы в областях лесозаготовок, строительства, сельского хозяйства в регионах Сибири и Дальнего Востока России; соединение корейской железной дороги с Транссибирской магистралью; проработка возможностей экспорта из России электроэнергии и природного газа в КНДР и далее в Республику Корея; промысел морских биоресурсов в территориальных водах КНДР, разведение марикультур в акватории Приморского края и торгово-экономической зоны «Расой» в рамках разного рода совместных предприятий; переработка российской сырой нефти на заводе «Сынни» в ТЭЗ «Расон»; организация автотранспортного коридора на российско-корейском погранпереходе Хасан-Туманган.