Тема 7. Система институтов Экономического и валютного союза (эвс). Евро.
Экономический и валютный союз: понятие и экономическое содержание. История западноевропейской валютной интеграции. Этапы формирования экономического и валютного союза: основные мероприятия и их правовое оформление. «Критерии сближения» – понятие, виды. Органы Европейского Сообщества, обеспечивающие реализацию мероприятий по переходу к единой валюте. Структура, функции, порядок создания, полномочия. Экономический и финансовый комитет.
Укрепление экономического и социального единства и единения государств-членов в рамках Экономического и валютного союза. Координация экономической и социальной политики государств-членов ЕС.
Условия членства в валютном союзе. Использование концепции продвинутого сотрудничества в построении Валютного союза.
Институты Валютного союза. Система Европейских центральных банков (ЕСЦБ), ее органы и статус. Европейский центральный банк (ЕЦБ), его органы и статус. Наделение ЕЦБ правом издания нормативных правовых актов в сфере финансового регулирования. Роль ЕЦБ и Еврогруппы в обеспечении эффективного функционирования ЭВС.
Завершающий этап формирования экономического и валютного союза. Ввод в обращение единой валюты ЕС.
В соответствии с разделом VII Экономическая и Валютная Политика Договора, учреждающего Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957) в редакции Ниццкого договора, Государства-члены должны проводить свои экономические политики с целью способствовать достижению целей Сообщества, как они определены в статье 2, и в контексте широких ориентиров, указанных в статье 99 (2). Государства-члены и Сообщество должны действовать в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, поддерживая эффективное распределение ресурсов, и в соответствии с принципами, изложенными в статье 4.
Государства-члены должны считать свои экономические политики предметом общей заботы и должны координировать их в Совете в соответствии с положениями статье 98.
Совет должен квалифицированным большинством по рекомендации Комиссии сформулировать проект широких ориентиров экономических политик государств-членов и Сообщества и должен доложить о своих результатах Европейскому Совету.
Европейский Совет должен, на основе доклада Совета, обсудить заключение по поводу широких ориентиров экономических политик государств-членов и Сообщества.
На основе этого заключения, Совет должен квалифицированным большинством принять рекомендацию, устанавливающую эти широкие ориентиры. Совет должен проинформировать Европейский Парламент об этой рекомендации.
Для обеспечения более тесной координации экономических политик и постоянного сближения экономической деятельности государств-членов, Совет должен на основании докладов, переданных Комиссией, отслеживать экономическое развитие в каждом из государств-членов и в Сообществе, а также соответствие экономических политик широким ориентирам, упомянутым в параграфе 2, и регулярно давать всестороннюю оценку.
Для такого многостороннего контроля государства-члены должны передавать Комиссии информацию о принимаемых ими важных мерах в области их экономической политики и другую информацию, которую они посчитают нужной.
Если, в соответствии с процедурой будет установлено, что экономические политики государства-члена не соответствуют широким ориентирам, или, что они могут нарушить нормальное функционирование экономического и валютного союза, Совет может квалифицированным большинством по рекомендации Комиссии принять необходимые рекомендации такому государству-члену. Совет может квалифицированным большинством по предложению Комиссии принять решение о предании своих рекомендаций гласности.
Председатель Совета и Комиссия должны докладывать Европейскому Парламенту о результатах многостороннего контроля. Председатель Совета может быть приглашен на заседание компетентного Комитета Европейского Парламента, если Совет предаст свои рекомендации гласности.
Совет может квалифицированным большинством по предложению Комиссии принять решение о мерах, необходимых при соответствующей экономической ситуации, в частности, при возникновении серьезных трудностей в поставке определенных видов продукции.
Если государство-член испытывает сложности, или, если ему угрожают серьезные сложности, вызванные стихийными бедствиями или независящими от него исключительными обстоятельствами, Совет может квалифицированным большинством по предложению Комиссии предоставить на определенных условиях финансовую помощь Сообщества такому государству-члену. Если серьезные сложности будут вызваны природными бедствиями, Совет должен принять такое решение квалифицированным большинством.
Сообщество не должно нести ответственности или брать на себя обязательства правительств, региональных, местных или других органов власти, или иных органов, регулируемых нормами публичного права, или государственных предприятий любого государства-члена, не противореча взаимным финансовым гарантиям, предназначенным для совместного выполнения определенного проекта. государство-член не должно нести ответственность или брать на себя обязательства правительств, региональных, местных или других органов власти, или иных органов, регулируемых нормами публичного права, или государственных предприятий другого государства-члена, не противореча взаимным финансовым гарантиям, предназначенным для совместного выполнения определенного проекта.
Государства-члены должны избегать чрезмерного бюджетного дефицита.
Комиссия должна отслеживать развитие бюджетной ситуации и размер государственного долга в государствах-членах с целью обнаружения крупных ошибок. В частности, она должна изучать соответствие бюджетной дисциплине на основе следующих двух критериев:
а) не превышает ли отношение между планируемым или фактическим бюджетным дефицитом к валовому внутреннему продукту контрольной величины, кроме тех случаев, когда
– либо такое отношение существенно и постоянно уменьшалось и достигло уровня, близкого к контрольной величине;
– либо, напротив, превышение контрольной величины является случайным и временным, и отношение остается близким к контрольной величине;
b) не превышает ли отношение между государственным долгом и валовым внутренним продуктом контрольной величины, за исключением случая, когда такое отношение существенно снижается и приближается к контрольной величине с удовлетворительной скоростью.
Если государство-член не удовлетворяет требованиям одного или обоих из этих критериев, Комиссия должна подготовить доклад. Доклад Комиссии должен также принять во внимание, превышает ли бюджетный дефицит правительственные затраты на инвестиции, а также принять во внимание все остальные относящиеся к делу факты, включая экономическое и бюджетное положение государства-члена в среднесрочной перспективе.
Комиссия также может подготовить доклад, если, не взирая на выполнение требований соответствующего критерия, она считает, что в государстве-члене существует риск чрезмерного бюджетного дефицита.
Совет может принять решение применить или, если так сложатся обстоятельства, усилить одну или более из следующих мер:
– потребовать от соответствующего государства-члена публиковать дополнительную информацию, которая будет определена Советом, перед выпуском облигаций и ценных бумаг;
– предложить Европейскому Инвестиционному Банку пересмотреть его кредитную политику в отношении соответствующего государства-члена;
– потребовать от соответствующего государства-члена передать Сообществу беспроцентный вклад подходящей величины до тех пор, пока, с точки зрения Совета, чрезмерный дефицит не будет исправлен;
– наложить штрафы подходящего размера.
Председатель Совета должен информировать Европейский Парламент о принятых решениях.
Валютная политика. Основной целью ЕСЦБ должно являться поддержание стабильности цен. Не противореча цели стабильности цен, ЕСЦБ должна поддерживать основные экономические политики в Сообществе с целью внесения вклада в достижение целей Сообщества, ЕСЦБ должна действовать в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, поддерживая эффективное распределение ресурсов.
Основными задачами, осуществляемыми при помощи ЕСЦБ, должны быть:
– определение и осуществление валютной политики Сообщества;
– проведение международных обменных операций в соответствии с положениями статье 111 настоящего Договора;
– владение и распоряжение официальными резервами государств-членов в иностранной валюте;
– содействие плавному функционированию платежных систем.
У ЕЦБ должны консультироваться:
– по поводу любого предложенного документа Сообщества в сфере его компетенции;
– национальные власти по поводу любого проекта законодательного положения в сфере его компетенции, но в тех границах и при тех условиях, которые установлены Советом в соответствии с процедурой, содержащейся в статье 107 (6).
ЕЦБ может передавать заключения соответствующим институтам и органам Сообщества или национальным властям по делам, находящимся в сфере его компетенции.
ЕСЦБ должна вносить вклад в плавное проведение политик, ведущихся компетентными властями и связанных с осуществлением благоразумного надзора за кредитными организациями и стабильностью финансовой системы.
Совет может единогласно, по предложению Комиссии и после консультаций с ЕЦБ и получения согласия Европейского Парламента, возложить на ЕЦБ особые задачи, связанные с политиками по благоразумному надзору за кредитными и иными финансовыми организациями, за исключением предприятий, занимающихся страхованием.
ЕЦБ должен иметь исключительное право санкционировать выпуск банкнот на территории Сообщества. ЕЦБ и национальные центральные банки могут выпускать такие банкноты. Банкноты, выпущенные ЕЦБ и национальными центральными банками должны быть единственными банкнотами, имеющими статус законного платежного средства на территории Сообщества.
Государства-члены могут выпускать монеты в объеме, одобренном ЕЦБ. Совет может в соответствии с процедурой, указанной в статье 252, и после консультаций с ЕЦБ, принять меры для гармонизации номиналов и технических спецификаций всех монет, предназначенных для обращения, в той степени, которая необходима для их беспрепятственного обращения на территории Сообщества.
При исполнении властных полномочий и при осуществлении задач и обязанностей, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указаний от институтов или органов Сообщества, от любого правительства государства-члена или от любого другого органа. Институты и органы Сообщества, а также правительства государств-членов обязуются уважать этот принцип и не пытаться влиять на членов руководящих органов ЕЦБ или НЦБ при осуществлении ими своих задач.
Евро - единая валюта Европы
Евро является официальной валютой 15 стран-членов Европейского Союза, занимающих территорию от Средиземного моря до северного полярного круга (в частности, Бельгии, Германии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Словении, Финляндии, Мальты и Кипра).
Словения стала первой из недавно присоединившихся новых стран-членов, которая приняла евро в качестве своей валютой (1 января 2007 года). За Словенией последовали Мальта и Кипр (1 января 2008 года).
Другие страны-члены (такие как Болгария, Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словакия и Швеция) имеют ограниченное право членства в Европейском Союзе с перспективой присоединения к европейскому валютному пространству после выполнения ими необходимых условий, устанавливаемых на базе "Маастрихтских" критериев перехода к единой валюте. Великобритания и Дания пользуются особым статусом, позволяющим им не только выбирать момент для присоединения к еврозоне, но и принимать принципиальное решение о таком присоединении.
Расширение европейского валютного пространства в будущем
Банкноты и монеты евро находятся в обращении с 1 января 2002 года и уже успели войти в повседневный обиход более 300 миллионов европейцев, проживающих в зоне евро.
Следующая информация предназначена для создания общего представления о евро и ознакомления с практическими предпосылками введения банкнот и монет евро. За дополнительной информацией Вы можете обратиться на сайт Европейской Комиссии http://www.europa.eu.int/euro или Европейского Центрального Банка http://www.euro.ecb.int.
Какие страны ввели евро в качестве национальной валюты?
15 из 27 стран, входящих в состав Европейского Союза, стали участницами единой валютной зоны. Среди них:
Бельгия Германия Греция Испания
Франция Ирландия Италия Люксембург
Нидерланды Австрия Португалия Финляндия
Словения (с 1 января 2007)
Кипр (с 1 января 2008)
Мальта (с 1 января 2008)
Всего за несколько дней более 14 миллиардов банкнот евро и 50 миллиардов монет заменили приблизительно такое же количество национальных банкнот и монет. Эти нововведения затронули более 300 миллионов человек. Никогда еще подобные операции не проводились в таком масштабе.
Какой символ используется для обозначения евро?
Символ для обозначения евро – € – был разработан Европейской Комиссией, использовавшей в качестве основы греческую букву "ипсилон". Кроме того, он соответствует первой букве в слове "Европа". Две параллельные линии символизируют стабильность внутри европейского валютного пространства.
Официальным сокращением для "евро", принятым во всем мире, является "EUR".
С момента своего создания в 1999 году, евро стало всемирной валютой, которая уступает лишь доллару в отношении использования в коммерческим операциях и в качестве валюты резерва стран мира. На международном рынке облигаций евро даже обогнал доллар, в 2005 году доля обращающихся облигаций в евро составила 46% по сравнению с 37 % долларовых облигаций.
По взаимному соглашению евро является официальной валютой трех стран за пределами ЕС: Монако, Ватикан и Сан-Марино. Евро является фактической основной валютой на территории Андорры, Косово и Черногории. Несколько стран используют евро в качестве эталонной валюты для определения обменного курса: Ботсвана, Хорватия, Израиль, Иордания, Ливия, Марокко, Россия, Сербия, Тунис и БЮР Македония.
С 1999 года возросла роль евро в качестве валюты резервов центральных банков во всем мире, во многом в ущерб доллару и японской иене. Переход на евро в основном характерен для развивающихся стран, а не для промышленно развитых. В таблице ниже приведены показатели для всех стран.
Использование основных валют в мире
Валюта: | 1999 | 2005 |
Доллар | 71,0 | 66,5 |
Евро | 17,9 | 24,4 |
Иена | 6,4 | 3,6 |
Фунт стерлингов | 2,9 | 3,8 |
Швейцарский франк | 0,2 | 0,1 |
Прочее | 1,6 | 1,6 |
Процент основных валют в определенных резервах всех стран.
Источник: МВФ, Годовой отчет за 2008 год.
- Казахский гуманитарно-юридический университет Высшая школа Международного права и международных отношений
- Учебная программа дисциплины
- 2. Преподаватель:
- 3.1 Пререквизиты дисциплины
- 3.2 Постреквизиты дисциплины
- 4. Цели и задачи курса
- Цели и задачи изучения курса.
- Требования по курсу.
- Краткое содержание курса
- 5 График учебных занятий
- 5. Тематический план лекций
- 6. Тематический план семинарских занятий
- 6.1 Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
- Методические рекомендации по использованию научной литературы
- 7. График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Методические рекомендации по подготовке заданий срсп и срс
- 8. Список основной и дополнительной литературы:
- Список основных нормативных правовых актов, международно-правовых актов, документов Европейского Союза и Республики Казахстан
- 10. Общая шкала оценки знаний
- Вопросы первого рубежного контроля
- Вопросы первого рубежного контроля
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы европейского права»
- Краткий курс лекций по дисциплине «Основы европейского права»
- Тема 1. Европейское право: как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина
- Тема 2. Основные этапы становления ес. Юридическая природа ес
- Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) закрепляет общие принципы, на которых строится функционирование союза, в том числе демократические принципы конституционного строя и санкции за их нарушение.
- Раздел V «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 11—28), а также
- Тема 3. Институты Европейского Союза. Вспомогательные и консультативные органы Европейского Союза
- Европейский Совет. Совет Европейского союза. Европейская комиссия. Европейский парламент
- Тема 4. Становление Европейского права, его понятие, особенности и структура. Нормативные правовые акты Европейского Сообщества и Европейского Союза.
- Тема 5. Соотношение права Европейского Союза с внутригосударственным и международным правом.
- Тема 6. Основные «свободы» внутреннего рынка ес: понятие, сущность, юридическое закрепление
- Тема 7. Система институтов Экономического и валютного союза (эвс). Евро.
- Тема 8. Шенгенское право - особый компонент в системе права Европейского Союза.
- Тема 9. Европейское право в сфере борьбы с преступностью.
- Тема 10. Правовые основы деятельности Европейского Союза в области образования, социальной и природоохранной деятельности.
- Тема 11. Правовое положение личности в Европейском Союзе.
- Тема 12. Юрисдикционная защита европейского права. Судебная система Европейского Союза. Суд Европейских сообществ.
- Тема 13. Компетенция Европейского Союза и Европейского Сообщества. Проблемы расширения компетенции Европейского Союза в современных условиях.
- Тема 14. Конституция Европейского Союза: структура, содержание и вопросы ратификации. Лиссабонский договор.
- Часть II инкорпорировала Хартию Союза об основных правах 2000 г.7 без внесения в нее каких-либо изменений, чем продемонстрировала особое значение прав человека для этой Конституции.
- Часть III проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза” наиболее прямо и непосредственно относится к области экономики.
- Тема 15. Правовое регулирование взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу».