logo search
3 курс / Межд

8.3. Взаимодействие национального и международного рынка труда.

Как экономическое явление, международная миграция рабочей силы требует комплексного подхода для ее оценки. Миграция имеет большое значение в экономике, как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы. Для первых эмиграция является и отрицательным, и положительным процессом.

С одной стороны, страна-экспортер лишается, как правило, наиболее активной и ценной части своей рабочей силы. Во многих случаях страну покидают наиболее квалифицированные работники (ученые, специалисты и т.д.), т.е. происходит "утечка умов". Ущерб от этого процесса трудно поддается количественному определению, однако, по некоторым оценкам, он достигает в среднем 10% национального дохода стран-экспортеров рабочей силы. Есть в этом процессе и определенный моральный минус, имеющий, в свою очередь, дополнительные экономические последствия. Так, постоянная ориентация страны на экспорт рабочей силы рождает внутри общества, а особенно у молодого поколения, отсутствие веры в перспективы национальной экономики, а следовательно, приводит к снижению уровня инвестиций внутри страны. Кроме того, отток за границу специалистов высокой квалификации чреват усилением позиций конкурентов в международной торговле товарами и услугами.

Однако влияние миграции на страну-экспортера не ограничивается только отрицательной стороной. Во многих случаях вывоз своей рабочей силы приносит государству и немалую экономическую выгоду. Для некоторых стран доходы, случаемые от экспорта трудовых ресурсов, являются важнейшей статьей поступлений в бюджет. Основной составляющей этих доходов являются денежные переводы работающих за границей граждан на родину.

Помимо указанной страны-экспортеры получают и другую выгоду. Так, возвращаясь, домой с заработков за границей, мигранты привозят с собой значительные материальные ценности в виде денежных средств, автомобилей, товаров .длительного пользования и т.д. По некоторым оценкам, объемы этих ценностей примерно равны объемам поступлений в страны-экспортеры рабочей силы от денежных переводов. Кроме того, во многих случаях домой возвращается более квалифицированная рабочая сила (особенно это касается развивающихся стран).

Также следует отметить, что возвратившиеся на родину ми­гранты, как правило, стремятся использовать накопленные за границей денежные и другие материальные средства, а также знания и опыт с целью организации производства и других форм предпринимательской деятельности в своей стране.

Таким образом, однозначно оценить значение миграции рабочей силы для стран-экспортеров очень сложно.

С точки зрения стран-импортеров рабочей силы, оценка международной миграции тоже не может быть однозначной.

С одной стороны, страны-импортеры получают безусловную выгоду от привлечения мигрантов в том случае, если речь идет об импорте высококвалифицированной рабочей силы. История знает много примеров того, как ум и талант иммигрантов приносили славу их "новой родине". Например, трудно переоценить вклад во французскую культуру Ван Гога или Пикассо. Еще более трудно представить Санкт-Петербург без творений Трезини, Росси, Растрелли, Монферрана, Кваренеги, Фальконе и многих других великих зодчих, выходцев из Италии, Франции, Швейцарии, Германии и т.д

За счет "утечки умов" страны-импортеры не просто приобретают высококлассных специалистов, а экономят большие деньги на их начальном, среднем, а зачастую и высшем образовании. Привлекая готового или перспективного ученого или изобретателя, страна-импортер получает возможность сократить покупки лицензий, патентов и ноу-хау за границей и соответственно увеличить их продажу на мировом рынке. Кроме того, созданные с помощью "импортных умов" и "импортного труда" товары и услуги можно также с успехом реализовывать на мировом рынке.

Привлечение иностранной рабочей силы приводит к росту конкуренции на внутреннем рынке труда и, в определенной мере, стимулирует рост производительности труда и эффективности производства в стране.

Также необходимо отметить, что экономики целого ряда промышленно развитых государств были созданы за счет массового привлечения рабочей силы извне. Практически стопроцентный вклад в создание и развитие экономик таких стран, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, внесли иммигранты. Неоценим вклад последних и в развитие экономик США, ЮАР, Аргентины и других стран.

Но импорт рабочей силы имеет и свою "обратную сторону". Так, дополнительная конкуренция на рынке труда ведет к росту безработицы. Например, в активно импортирующих рабочую силу Франции, Великобритании, скандинавских странах уровень безработицы превышает 10%, что во много связано с притоком туда иностранных рабочих. Кроме дополнительного бремени, которое при этом несут налогоплательщики, широкомасштабный импорт рабочей силы имеет и другие отрицательные последствия. Рост социальной напряженности в обществе, конфликты на расовой, национальной или религиозной почве, рост преступности и других негативных явлений всегда сопро­вождают массовую иммиграцию.

Здесь, как и в случае со странами-экспортерами, однознач­ную оценку миграции дать трудно. Сложно сделать и общий вывод о том, является ли экспорт или импорт рабочей силы чисто положительным либо чисто отрицательным явлением в экономике любой страны. Другое дело, что в каждой конкрет­ной ситуации возможна достаточно объективная оценка этого явления для того или иного государства. Вместе с тем есть до­статочно оснований утверждать, что импорт высококвалифицированной рабочей силы более выгоден, чем ее экспорт.

Необходимо отметить, что трудящиеся-иностранцы, как правило, испытывают в стране-импортере рабочей силы различные формы дискриминации, наиболее распространенные в следующих сферах:

— при найме на работу;

— в вопросах продолжительности и режима рабочего дня;

— в оплате труда;

— в вопросах получения пенсий, пособий и других форм со­циального обеспечения;

— в возможности повышения квалификации и получения об­разования;

— в области найма жилья;

— в сфере медицинского страхования и обслуживания, в воз­можности свободного перевода (трансферта) заработанных де­нег на родину;

— при объединении в профсоюзы и т.д.

Кроме того, иностранцы в большинстве случаев находятся, по сравнению с местными трудящимися, в неравноправном положении из-за языковых трудностей, различий в культуре, обы­чаях, вероисповедании и т.д.

Конечно, нельзя утверждать, что все иностранные рабочие в равной степени испытывают вышеперечисленные формы дискриминации. Однако в той или иной мере отсутствие во многих областях равноправия с трудящимися, представляющими коренную национальность, касается подавляющего большинства мигрантов.

В мировом масштабе вопросы миграции рабочей силы ре­гулирует Международная организация труда (МОТ).

Многие документы и соглашения (конвенции), разработанные и принятые на конференциях МОТ, были направлены на ликвидацию различных форм дискриминации иностранной рабочей силы. В этой связи следует, прежде всего, упомянуть следующие документы: "Об инспекции режима перевозок эмигрантов" (1926 г.), "О социальной политике на территориях вне метропо­лий" (1955 г.), "Против умаления прав в области труда и заня­тий" (1958 — 1960 гг.), "О трудящихся на плантациях " (1960 г.), "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.), "О сохранении прав мигрантов в области социального обеспе­чения" (1981 — 1982 гг.) и др.

Во многом благодаря деятельности МОТ смягчилась и ослабла дискриминация трудящихся-мигрантов. Большинство государств мира в той или иной форме включили в свои законы положения, отвечающие духу конвенций МОТ. Таким образом, у иностранных трудящихся появилась юридическая база для отстаивания своих прав законным путем и борьбы с откровенной дискриминацией.

Конечно, МОТ не может решить всех проблем, связанных с международной миграцией рабочей силы. Так, если вопросы труда и социального обеспечения легальных мигрантов так или иначе регулируются международными и национальными право­выми нормами, то нелегальные мигранты, как правило, ничем не защищены и испытывают на себе весь комплекс различных форм дискриминации. Как отмечалось, нелегалы составляют во многих случаях значительную и даже основную часть ино­странной рабочей силы в США, ФРГ, Аргентине, Гонконге и многих других странах.

Несмотря на незащищенность нелегальных мигрантов, их ко­личество не сокращается, а даже увеличивается. Никакая дис­криминация не может перевесить тех побудительных причин, которые вызывают нелегальную миграцию, да и миграцию во­обще. Главная из них — разница (порой огромная) в оплате труда между странами-экспортерами и импортерами рабочей силы. Так, средняя зарплата сельскохозяйственного рабочего в США выше, чем у его коллеги из Мексики, примерно в 10 раз. Почасовая оплата труда рабочего в обувной промышлен­ности США выше соответствующего показателя для Индонезии примерно в 25 раз. Подобных сравнений можно приводить очень много и все они будут лишь подчеркивать объективность причин, толкающих представителей развивающихся стран, а с некоторых пор и наших соотечественников, к нелегальной эмиграции.

В большинстве стран-импортеров рабочей силы существует система штрафов, применяемых к нелегальным рабочим или к предпринимателям, их нанимающим (как, например, в США).