logo search
MEO-RF

Атр во внешнеэкономической стратегии России: задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу.

В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский Регион является третьим по значению центром экономической интеграции мира после Северной Америки и Европы. На его долю приходится 60 % мирового ВВП, 1/2 мировой торговли, 40 % населения, 1/2 прямых зарубежных инвестиций. Россия географически и политически присутствует в АТР, однако ее интеграционные связи с регионом слабы.

В АТР нет единого доминирующе­го международного объединения, подобного ЕС в Европе. Вместо этого здесь действуют несколько региональных образований разного формата и разной нацеленности. Со многими из них Россия уже сотрудничает. Мировой финансовый кризис в значительной мере затронул Европу и США, однако многие страны АТР пережили его, не понеся ощутимых экономических потерь. Тем самым подтвердились прогнозы экспертов о том, что этот регион превращается в локомотив мирового развития. И, возможно, это превращение происходит даже быстрее, чем прогнозировалось раньше. Это обстоятельство повышает ценность АТР как возможного партнера России, сотрудничество с которым поможет ей не только решить задачи подъема Сибири и Дальнего Востока, но и оживления всей российской экономики.

Важной организацией в данном регионе является АТЭС, включающая 21 страну, совокупный валовой внутренний продукт которых превышает 20 триллионов долларов (почти 55 % мирового ВВП). На долю стран АТЭС приходится 49 % мировой торговли товарами и услугами и 40 % прямых иностранных инвестиций. Россия была принята в АТЭС в 1998 году. Повышение весомости участия РФ в АТЭС связано с политическими инициативами, направленными на обеспечение безопасности в регионе (антитеррор). Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС менее интересным торгово-эко­номическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1 %, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15 %). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует, в первую очередь, высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС. Хорошим шансом предметно продемонстрировать возможности России как партнера АТЭС станет проведение саммита этой Организации во Владивостоке в 2012 году.

Вторая важная организация – АСЕАН. Основой экономического сотрудничества между Россией и АСЕАН стало «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития», подписанное в декабре 2005 года. Особое место в сотрудничестве России с АСЕАН занимает военно-техническая сфера. Этот рынок интересен для России тем, что на долю АСЕАН приходится до 15 % стоимости мировых поставок вооружений и военной техники, в странах АСЕАН разработаны долгосрочные программы модернизации вооруженных сил. Россия интересна для АСЕАН и как партнер в диверсификации поставок энергоресурсов, даже несмотря на то, что ряд стран АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Бруней) сами являются крупными производителями нефти и газа. Члены АСЕАН интересуются и российскими научными разработками, особенно в сфере биотехнологии, новых материалов, возможностями использования космической техники. Россия пытается заинтересовать страны АСЕАН развитием сотрудничества в области ядерной энергетики. Однако многие проекты сотрудничества РФ — АСЕАН пока остаются на бумаге, а по объему торговли с АСЕАН, и тем более по объему инвестиций в этот регион, Россия занимает последние места.

Вместе с тем России следует поддерживать дружеские деловые отношения как с крупными игроками региона (Китай, Республика Корея, Япония, Австралия), так и с относительно небольшими. В связи с созданием Восточноазиатского Сообщества (ВАС), Россия должна активизировать свои усилия по интеграции в данное сообщество и регион в целом, используя возможность в XXI веке связать евроатлантический и азиатско-тихоокеанский рынки, тем самым достроив недостающее пока звено мировой экономической системы.

Итак, становятся ясными стратегии России в АТР. Прежде всего, наша страна будет выгодно использовать возможности поставок сырья на энергоемкие рынки соседей по региону. Единственным конкурентом может выступить Австралия, богатая сырьевыми ресурсами. Австралия, возможно, будет участвовать в развитии горнопромышленного комплекса России на Дальнем Востоке, предоставив ноу-хау, оборудование и специалистов, а также твердый австралийский доллар для развития региональных проектов. Кроме того, Австралия предлагает на продажу свое высшее образование, которое считается одним из лучших в мире. С австралийскими ВУЗами уже сотрудничают ведущие российские образовательные учреждения. Но реальный рост инвестиций стран АТР в Россию, прежде всего, в такие наименее развитые районы Дальнего Востока как Приморский край, возможен лишь при изменении подхода центральных властей к вопросу о способах развития регионов.