logo search
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Динамика российско-японской торговли в 1998-2006 гг., млрд. Долл.

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Товарооборот

3,846

4,225

5,168

4,592

4,196

5,918

8,849

10,7

13,8

Экспорт

2,875

3,747

4,597

3,873

3,255

4,219

5,695

6,2

6,7

Импорт

0,971

0,478

0,571

0,719

0,941

1,699

3,154

4,5

7,1

Источники: данные МЭРТ РФ; Мотидзуки Киити. Освоение нефтегазовых месторождений на Востоке России и японо-российские экономические связи / Препринт доклада на конференции в МГИМО МИД РФ. 2007. 20 сент. С. 9.

Объем российско-японской торговли в 2006 г. превзошел все имевшиеся ранее прогнозы и достиг рекордной отметки в 13,8 млн. долл., что составило рост в 3,3 раза по сравнению с 2002 г., в т.ч. российский экспорт составил 6,7 млн. долл., а импорт – 7,1 млрд. долл. В 2006 г. впервые российский импорт превысил по объему экспорт, и по оценкам японских экспертов, этот рост продолжится, и разрыв между объемом экспорта и импорта в российско-японской торговли будет увеличиваться, так как Россия заинтересована в импорте высокотехнологичных товаров, которые можно получить для Дальнего Востока только из Японии. Однако, несмотря на быстрый рост, доля российско-японской торговли в общем товарообороте каждой из стран относительно невелика. В экспорте и импорте Японии доля России едва достигает 1,1%, а экспорте и импорте России доля Японии ненамного больше – 2,2% в экспорте и 4,3% в импорте.

Быстрый рост взаимной торговли начался с 2002 г., когда объем российско-японской торговли составлял всего 4,2 млрд. долл. США, а уже через 5 лет он составил 13,7 млрд. долл. США. На наш взгляд, основным толчком для развития российско-японских торгово-экономических отношений стал принятый в январе 2003 г. Российско-Японский план действий. Одним из основных результатов принятие этого плана стало расширение экспорта японских товаров в Россию с 2003 г. (см. табл. выше). Главным фактором стало расширение экспорта японских автомобилей (новых и подержанных пассажирских автомобилей, автобусов, грузовиков), которые составили 74,4% всего импорта из Японии в Россию. По-прежнему в импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее оборудование, средства связи.

Товарная структура российского экспорта в Японию за последние годы в целом не претерпела каких-либо существенных изменений. Как и ранее, основу российского экспорта составляют цветные и драгоценные металлы (37% стоимостного объема экспорта), морепродукты (около 27%), лесоматериалы (11%). Однако заметно (в 2,3 раза) возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива (угля, нефти и нефтепродуктов), удельный вес которых увеличился с 13 до 20%.

В 2006 г. показатели инвестиционной деятельности Японии на российском направлении оставались невысокими по сравнению с ведущими зарубежными инвесторами. По данным Росстата, общий объем накопленных в России японских инвестиций на конец декабря 2006 года – 695 млн. долл. США (в том числе прямых – 139,8 млн. долл.), что составляет более 1% общего объема аккумулированного иностранного капитала в экономике России. На конец 2006 г. объем накопленных инвестиций составлял всего 2,725 млрд. долл. США.

Около 1/3 прямых инвестиций поступило в операции с недвижимым имуществом (8,231 млн. USD), в лесную и деревообрабатывающую промышленность (4,9 млн. долл. США) и в добычу газа (5,5 млн. долл. США). Прочие инвестиции из Японии в Россию составили 40,195 млн. долл. США, в том числе в торговлю 29,1 млн. долл. США, в рыбную промышленность – 5,5 млн. долл. США, в обрабатывающие производства – 3,9 млн. долл. США.

Наиболее значительные поступления японских инвестиций зафиксированы в 2003 г. (1,005 млрд. долл. США). По состоянию на конец 2003 г. Япония занимала десятое место по общему накопленному объему инвестиций в российскую экономику (1,9 млрд. долл. США). На долю прямых японских инвестиций приходилось 1,353 млрд. долл. США (шестое место за 2003 г.). Однако причина этого заключалась в особенностях статистического учета кредитов в отношении проектов, осуществляемых по схеме соглашений о разделе продукции (проект "Сахалин-1"). Без указанного кредита объем поступивших инвестиций составил лишь 110 млн. долл. США.

Для содействия российским реформам японское правительство в 1991 г. и 1993 г. приняло программы предоставления России экономической помощи на общую сумму более 4 млрд. долл. США, включающие, в частности, кредиты Экспортно-импортного банка Японии (с 1 октября 1999 г. Японский банк международного сотрудничества) в сумме 1,2 млрд. долл. США для реализации ряда проектов инвестиционного сотрудничества, а также несвязанный кредит на сумму 1,5 млрд. долл. США для содействия российским реформам. Кроме того, в пакет финансовой помощи были включены также средства из лимита японского государственного страхования внешнеторговых сделок в 1,8 и 1,1 млрд. долл. США, значительная часть которых осталась по различным причинам не использованной.

Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества становится топливно-энергетический комплекс. Перспективным направлением является реализация сахалинских нефтегазовых проектов (“Сахалин-1” и “Сахалин-2”), в которых принимают участие ряд японских компаний.

Российской стороной разработан проект долгосрочной Программы сотрудничества в области энергетики, который передан на рассмотрение японской стороны. Созданы серьезные предпосылки для начала реализации крупных проектов в области мирного использования атомной энергии таких, как осуществление проекта международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), а также продолжение научно-исследовательского сотрудничества по реакторам на быстрых нейтронах.

Тем не менее, если рассматривать динамику развития российско-японских торгово-экономических связей в целом, то основным направлением российско-японского сотрудничества в АТР является сотрудничество в сфере энергетики. В результате более чем 30-летнего японо-российского сотрудничества с октября 2006 г. начался полноценный экспорт сырой нефти с Сахалина. На наш взгляд, развитие российско-японского сотрудничества в энергетической сфере является одним из наиболее перспективных направлений. В этом случае стимулируется сотрудничество предприятий двух стран в регионах Дальнего Востока, взаимодополняющим образом реализуя высокие технологии, которыми обладает Япония и производственную базу России в области нефти, природного газа, мирного использования атомной энергии и других областях с тем, чтобы гарантировать энергетическую безопасность АТР в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также для обеспечения стабильных энергетических поставок на Дальний Восток и Восточную Сибирь. В этом плане важное значение имеет проект «Сахалин-2», в рамках которого будет реализован договор о поставках сжиженного газа в Японию.

В марте 2006 г. на встрече сопредседателей Японо-Российской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко отметил, что планируется осуществлять инвестиции в сферу туризма в сумме 2 млрд. долл. США со стороны правительства и 10 млрд. долл. США со стороны частного бизнеса. Он также сделал заявление о том, что обеим странам необходимо сотрудничать в области информационных и коммуникационных технологий, где сочетаются российское программное обеспечение в области информационных и коммуникационных технологий, включая технологию производства искусственных спутников, и японские производственные мощности, в сфере сельского хозяйства, где необходимо активизировать торговлю продуктами морского промысла.

В июне 2007 г. в ходе российско-японской встречи на высшем уровне в Хайлигендамме (Германия) японская сторона выдвинула инициативу по укреплению японо-российского сотрудничества в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Японская сторона в этом документе отметила восемь основных перспективных направлений сотрудничества, в частности, энергетика, транспорт, информация и связь, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности, здравоохранение, увеличение товарооборота и инвестиций и улучшение торгово-инвестиционных условий и развитие межрегиональных обменов, от развития которых ожидается высокий потенциал двустороннего сотрудничества. Кроме того, в него были включены проблемы безопасности, в том числе меры по борьбе с браконьерством и контрабандой, спасение на море, а также межправительственное сотрудничество в сфере экологии. Таким образом, дальнейшие пути развития российско-японского торгово-экономического сотрудничества в значительной степени связаны с необходимостью развития инфраструктуры на Дальнем Востоке и созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующего увеличению японских инвестиций в российскую экономику.