logo search
UMKD_po_EP

Тема 11. Правовое положение личности в Европейском Союзе.

Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе. Понятие и источники европейского права в области прав человека.

Принципы приоритета и гарантированности прав человека и основных свобод. Допустимые ограничения на осуществление основных прав и свобод, их пределы.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Европейская социальная хартия 1961 г. и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.

Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.

Основы правового положения человека и гражданина в Договоре, устанавливающем Конституцию для Европы 2004 г.

Омбудсман Европейского Союза. Полномочия Омбудсмана.

Защита прав личности в национальных судах, судах Европейского Союза и Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). ЕСПЧ как постоянно действующий профессиональный институт по защите прав и свобод человека и гражданина. Компетенция, структура и порядок деятельности ЕСПЧ. Обязательность исполнения решений Европейского суда по правам человека.

Роль ОБСЕ в деле защиты и обеспечения прав человека и основных свобод. «Человеческое измерение» ОБСЕ. Порядок деятельности и компетенция миссий экспертов и докладчиков по вопросам, относящимся к человеческому измерению. Задачи и цели деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

В Европейском союзе, как и на уровне отдельных государств; система гарантий прав и свобод включает три основных элемента:

во-первых, институциональные гарантии, связанные с функционированием органов, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных прав;

во-вторых, процессуальные гарантии, которые реализуются при осуществлении правосудия, прежде всего, в рамках соответствующе­го процесса;

в-третьих, материальные гарантии в виде права лица на ком­пенсацию ущерба и других убытков, причиненных по причине нарушения его прав.

Институциональные гарантии.

Органом, играющим ключевую роль в защите прав и свобод человека, в том числе установленных Европейским союзом, выступает суд.

Важный вклад в защиту прав на уровне Союза вносят другие органы и должностные лица:

Омбудсман,

Европейская комиссия,

дипломатические и консульские представительства и др.

Судебная зашита

Прежде всего, это национальные суды государств-членов, а также приравненные к ним органы административной юстиции (трибуналы).

Национальным судам и трибуналам подведомственны любые дела, кроме тех, которые отнесены к юрисдикции судов Европейского союза. Именно национальные суды обеспечивают защиту установленных в рамках Союза прав от нарушений со стороны частных лиц и самих государств-членов в лице любых органов и учреждений, центральных или местных.

При рассмотрении дел национальные суды связаны непосредственно действующими нормами права Европейского союза, которым они обязаны отдавать приоритет перед положениями национального законодательства. В случае неясности они могут, а суды высших инстанций должны приостановить дело и направить преюдициальный запрос в Суд Европейских Сообществ.

Суды Европейского союза обеспечивают защиту прав и свобод, нарушенных его институтами и органами. Правом подавать иски о неправомерных действиях или решениях институтов и органов Союза обладает любое физическое или юридическое лицо, в том иностранное. Процессуальная правосубъектность индивидов в судах Союза ограничена. Они не могут подавать иски с целью отмены нормативных актов (оспаривать допускается только индивиду­альные предписания, прямо им адресованные или непосредственно их касающиеся, и бездействие соответствующих органов). Срок ис­ковой давности по искам об аннулировании и из бездействия также весьма короткий – 2 месяца. Преодолеть эти ограничения дает возможность процедура кос­венного обжалования, с помощью которой индивиды могут оспорить любые предписания органов ЕС (в том числе нормативные), даже после истечения срока исковой давности. Название «косвенное» обу­словлено тем, что Суд или Трибунал первой инстанции рассматрива­ют законность правового акта не по иску об аннулировании, а в свя­зи с рассмотрением другого дела.

Еще один судебный механизм защиты прав и свобод на терри­тории Европейского союза связан с деятельностью Европейского суда по правам человека, функционирующего в рамках Совета Европы. Этот орган, расположенный в Страсбурге, рассматривает дела только о нарушении субъективных прав, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод 1950 г.

В отличие от судов Европейского союза Страсбургский суд не имеет полномочий признавать акты органов власти недействительными или недействующими. Результатом рассмотрения дела в нем может служить «выплата справедливой, компенсации потерпев­шей стороне» государством-нарушителем в размере, установленном самим Судом (ст. 41 Конвенции).

Законодательство Европейского союза, содержащееся в актах наднациональных институтов и органов, Страсбургскому суду не подведомственны. Иски к институтам, в том числе по причине нарушения ими положений Конвенции 1950 г., поступают непосредственно в суды Европейского союза.

Итак, в рамках Европейского союза защиту гарантированных им прав личности осуществляют три системы судов:

национальные Ссуды государств-членов и приравненные к ним трибуналы),

суды Европейского союза (Суд Европейских Сообществ и Трибунал первой инстанции),

а также Европейский суд по правам человека, входящий в организационный механизм Совета Европы.

Подведомственность дел между ними распределяется в зависимости от того, кто нарушил субъективное право человека и гражданина.

Если нарушитель — другое физическое или юридическое лицо либо государство-член, то надлежит обращаться в национальный суд или трибунал, который при необходимости может, а суд / трибунал высшей инстанции обязан, направить запрос в Суд Европейских сообществ.

Если нарушитель — Европейский союз или его органы, иски обычно направляются в Трибунал первой инстанции с правом кассационного обжалования в Суд Европейских Сообществ.

Если физическое или юридическое лицо считает себя «жертвой нарушения» основных прав, закрепленных в Конвенции Совета Европы, то процедура обжалования также имеет два варианта:

индивид, считающий себя «жертвой нарушения» со стороны государства, должен обращаться сначала в национальные суды с правом на последующее обжалование в Европейский суд по правам человека в Страсбурге;

индивид, считающий себя «жертвой нарушения» со стороны наднациональных институтов ЕС, вправе сразу обращаться в суды Европейского союза.

Внесудебные механизмы зашиты

В организационном механизме Европейского союза, как и многих демократических государств, защита субъективных прав личности осуществляется средством обращения в независимые наднациональные контрольные органы.

Наиболее важную роль среди них играет Омбудсман, которому подведомственны дела о нарушении порядка управления в деятельности институтов и органов ЕС.

Обращение с жалобой к Омбудсману Европейского союза признано в качестве одного из основополагающих прав граждан Союза (ст. 43 Хартии; ст. 21 и ст. 195 Договора о ЕС). Наряду с граждана­ми аналогичными правами наделены другие физические и юридические лица, имеющие место жительства (место нахождения) на территории Европейского союза.

Практика показывает, что подавляющее большинство жалоб, направляемых Омбудсману Европейского союза, на самом деле направлены против органов и должностных лиц государств-чле­нов. Такие жалобы ему не подведомственны и должны рассматри­ваться национальными омбудсманами или эквивалентными органами стран ЕС.

Наряду с Омбудсманом в рамках Европейского союза функцио­нируют органы контроля специальной компетенции, которые могут рассматривать жалобы физических и юридических лиц на наруше­ние их отдельных прав, в основном в информационной сфере. К ним относятся неоднократно упоминавшийся Европейский контролер по защите данных, Общий контрольный орган в рамках Европола и не­которые другие учреждения и должностные лица.

Физические и юридические лица могут отстаивать нарушенные права также путем обращения к Европейской комиссии как главному исполнительному органу ЕС, стоящему на страже «общих интересов Сообщества». Подобные обращения способны явиться доводом для возбуждения расследования Комиссией против госу­дарств-членов (а в некоторых случаях также против предприятий.

Результатом расследования может служить отмена правовых актов или прекращение определенной практики (в том числе бездейст­вия) по причине несоответствия объективному праву ЕС и нарушения закрепленных в его нормах субъективных прав граждан и юри­дических лиц.

Защищать права гражданина необходимо не только в пределах Европейского союза, но и за рубежом, на территории третьих стран.

Соответствующая обязанность возлагается на дипломатические и консульские представительства государств-членов в третьих странах (т.е. в странах, не входящих в Союз). Например, если права союзных граждан нарушаются в США, то помощь им оказывают посольства или консульства Германии (для немецких граж­дан), Франции (для французских граждан).

Процессуальные гарантии реализуются, прежде всего, при рассмотрении дел в судах, особенно в рамках уголовного процесса, результатом которого может служить лишение или ограничение фундаментальных прав личности.

В Хартии Европейского союза об основных правах система процессуальных гарантий закреплена в отдельной главе (глава VI правосудие»), основанной и во многом копирующей нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В качестве общей гарантии, закрепленной в первой статье и главы (параграф 1 ст. 47 Хартии), служит обращение в бес­страстный суд за защитой любых прав и свобод, установленных в юридических нормах Европейского союза. С учетом «ведомственности дела это может быть национальный суд, суд Европейского союза или Европейский суд по правам человека.

Другие процессуальные гарантии закреплены в виде специальных прав и принципов, некоторые из которых распространяются исключительно на сферу разбирательства уголовных дел. Так, каждое лицо имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, который предварительно учрежден законом (абз. 2 ст. Хартии, параграф 1 ст. 6 Конвенции).

Ограничение принципа гласности судебного разбирательства допускается по соображениям морали, общественного порядка или го­сударственной безопасности, в интересах несовершеннолетних или защиты частной жизни сторон, а также если сам суд примет реше­ние, что с учетом особых обстоятельств «гласность нарушала бы интересы правосудия» (параграф 1 ст. 6 Конвенции).

Право на юридическую помощь реализуется посредством адво­ката, защитника или представителя (абз. 2 ст. 47 Хартии). Юриди­ческая помощь может предоставляться безвозмездно лицам, «кото­рые не располагают достаточными средствами», если это необходи­мо в интересах «эффективного доступа к правосудию» (абз. 3 ст. 47 Хартии).

Для подозреваемых, обвиняемых и Подсудимых по делам о со­вершении уголовных преступлений имеются следующие гаран­тии:

презумпция невиновности (параграф 1 ст. 48 Хартии, параграф 2 ст. 6 Конвенции);

право на защиту, в том числе право на незамедлительное и под­робное уведомление о характере и основаниях предъявляемого обви­нения;

право иметь достаточное время и возможности для подготов­ки своей защиты;

право защищать себя лично или через избранного обвиняемым защитника;

право на допрос свидетелей обвинения, на вызов и допрос свидетелей защиты;

право пользоваться при необ­ходимости бесплатной помощью переводчика (параграф 2 ст. 48 Хартии, параграф 3 ст. 6 Конвенции);

принципы законности и пропорциональности преступлений и наказаний, означающие, во-первых, запрет обратной силы закон* устанавливающего или отягчающего ответственность и, напрот* придание обратной силы актам, которые ее понижают (параграф ст. 49 Хартии; ст. 7 Конвенции); во-вторых, требование соразмерь сти наказания характеру и тяжести совершенного преступлен (параграф 3 ст. 49 Хартии);

принцип «поп Ыз т Ыет», означающий недопустимость повт ного привлечения к уголовной ответственности за преступление, отношении которого лицо уже было осуждено или оправдано в гос дарствах — членах Европейского союза (ст. 50 Хартии, параграф 1 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции).

Отступления от этого принципа разрешаются только в случае пе­ ресмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам или если бы­ ли «допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход де- \ ла» (параграф 2 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции);лишения свободы за долги, означающий недопустимость лишения свободы по причине невыполнения лицом любого кон­трактного обязательства (ст. 2 Протокола № 7 Конвенции);

право на апелляцию по уголовным делам, дающее возможность каждому осужденному обращаться в вышестоящие судебные инстан­ции с целью пересмотра приговора или наказания (ст. 2 Протокола № 7 к Конвенции).

Имущественная ответственность физических и юридических лиц частного права в рамках Европейского союза регулируется в ос­новном законодательством государств-членов (в том числе законами, изданными во исполнение директив ЕС).

В учредительных договорах закреплены основания имуществен­ной ответственности за нарушение субъективных прав, гарантированных Сообществом, действиями или бездействием субъектов 6личной власти.

Имущественная ответственность Европейского Сообщества предусмотрена непосредственно его учредительным договором. В соответствии со ст. 288 (параграф 2) оно обязано возместить индивидам любой ущерб, причиненный его институтами или служащими при исполнении ими своих обязанностей. Соответствующие иски подведомственны судам Европейского союза, которые обладают широкими возможностями в определении размера компенсации, руководствуясь общими принципами права.

Имущественная ответственность государств-членов за на­рушение субъективных прав, установленных нормами ЕС, была введена сравнительно недавно Судом Европейских Сообществ. Государство будет ответственно не только, если лицо пострадало в результате действий его органов и должностных лиц.

Иски к государствам-членам рассматривают национальные су­ды, которые обязаны руководствоваться прецедентами Суда Евро­пейских Сообществ, а применительно к размерам компенсации — за­конодательством своей страны.

Еще два специальных основания имущественной ответственно­сти государств предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: компенсация жертвам не­законного ареста или задержания (параграф 5 ст. 5) и компенсация судебной ошибки лицам, осужденным за совершенное преступле­ние (ст. 3 Протокола № 7).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была открыта для подписания 4 ноября 1950 года, вступила в силу в сентябре 1953 года. На начало 2007 года к Конвенции присоединились 46 стран.

В развитие Конвенции в 1959 году был учрежден Европейский Суд по правам человека - международный судебный орган, в юрисдикцию которого входит как разбирательство споров между государствами, так и рассмотрение жалоб граждан на действия их государств, или на действия других государств-участников Конвенции, деятельность которых ущемила интересы гражданина. Решения, принятые Европейским Судом по жалобам граждан, обязательны для исполнения государством-ответчиком. Контролирует исполнение решений ЕСПЧ Комитет Министров Совета Европы.

Основная часть работы Суда состоит в изучении индивидуальных жалоб граждан. В течение первых 20 лет нагрузка на Суд была скромной — выносились по одному, по два вердикта в год, но уже в 1981 году было подано 404 иска. По мере присоединения к Конвенции новых стран, нагрузка на Суд постоянно возрастает - количество жалоб растет, примерно, на 10–15 процентов в год. Суд с трудом справляется с возрастающим потоком заявлений из 46 стран, каждый судья участвует в рассмотрении более 1000 дел в год. Готовится реформа Европейского Суда.

Большинство жалоб рассматривается в Европейском Суде с использованием письменной процедуры. Суд в начале производства по жалобе спрашивает заявителя о согласии на рассмотрение дела без его участия и публичных слушаний. Со своей стороны, Суд берет на себя расходы на ведение переписки на родном языке заявителя. Публичные заседания с участием заявителя редки, но, если есть необходимость, Суд вызывает заявителя и возмещает расходы на приезд и пребывание в Страсбурге. Как правило, публичные слушания длятся 2-3 часа, процессы никогда не бывают длительными, потому что дело хорошо подготовлено аппаратом Суда.

Процедура подготовки и рассмотрения дела в Европейском Суде в Страсбурге, вкратце, такова. Заявитель лично обращается в Секретариат Суда и письменно в произвольной форме информирует о предмете жалобы. Обращение может быть представлено на родном языке заявителя. В Секретариате Суда жалобу регистрируют и присваивают номер. Об этом извещают заявителя. Регистрация жалобы означает, что жалоба принята в производство, но пока не к рассмотрению. Далее Суд запрашивает документы. Когда заявитель прислал все необходимые документы, назначается судья-докладчик по данному делу, который изучает документы и определяет, соответствует ли жалоба условиям приемлемости. Обязательных условий приемлемости жалобы несколько - во-первых, предметом жалобы могут быть только права гражданина, гарантируемые Конвенцией по правам человека или ее Протоколами. Во-вторых, жаловаться может только сам потерпевший. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через полгода после исчерпания национальных средств правовой защиты. Подавать жалобу можно только на те нарушения, которые произошли после ратификации страной Европейской Конвенции, и ответчиком может быть только государство: Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или организаций.

Если уже на начальном этапе рассмотрения вопроса о приемлемости или неприемлемости жалобы юристы Суда и судья-докладчик видят, что дело неприемлемо, заявителю направляется письмо с разъяснением причин, по которым жалоба может быть признана неприемлемой. Заявителю предлагается ответить Суду, настаивает он или не настаивает на продолжении рассмотрения дела. Как правило, половина заявителей настаивают, чтобы рассмотрение дела продолжалось, несмотря ни на что, половина граждан соглашаются с мнением судьи-докладчика, и тогда дело снимается с рассмотрения.

Если судья-докладчик посчитает, что дело неприемлемо, — то жалоба передается комитету из трех судей, которые выносят окончательное решение о неприемлемости жалобы. Решение о неприемлемости жалобы принимается, как правило, в течение года, в случае признания жалобы приемлемой, разбирательство занимает не менее 3 лет.

Если, по мнению судьи-докладчика, жалоба приемлема, то дело передается в палату для дальнейшего рассмотрения. На начальном этапе рассмотрения в палате жалоба коммуницируется – официально передается властям государства-ответчика для ответа по существу жалобы в течение 3 месяцев. Полученный ответ направляется заявителю, чтобы он представил свои контраргументы, заявителю дается тоже 3 месяца. Получив ответ заявителя и, изучив аргументы обеих сторон, палата принимает решение о приемлемости или неприемлемости жалобы. Признанная приемлемой жалоба далее рассматривается по существу дела, на этом этапе в обсуждении участвуют уже семь судей (особо сложные дела рассматриваются в составе 17 судей).

На всех этапах рассмотрения дела при посредничестве Секретаря Суда ведутся переговоры о достижении мирового соглашения. Если стороны договорились, рассмотрение дела прекращается.

Рассмотрение по существу дела в палате завершается принятием Постановления Суда. В Постановлении констатируется факт нарушения или не нарушения статьи/статей Европейской Конвенции. Суд в отношении типовых дел может принимать решение о приемлемости жалобы и Постановление по существу дела (наличие или отсутствие нарушения статьи/статей Европейской Конвенции) в течение одного и того же заседания. Такая процедура предусмотрена статьей 29 § 3 Конвенции и в последние годы применяется все чаще.

Если в Постановлении констатируется факт нарушения статьи/статей Европейской Конвенции, то государству-ответчику направляется предписание исправить нарушения, допущенные по конкретному делу.

В некоторых случаях Суд выносит решение о присуждении заявителю “справедливой компенсации” за материальный ущерб и моральный вред. Принимая решение о размере компенсации, Суд учитывает и расходы заявителя, понесенные им как в ходе разбирательства в своей стране, так и в Европейском Суде. Расходы заявитель подтверждает соответствующими документами. Государство-ответчик может оспорить предъявляемые требования. После окончательного решения Суда выплаты должны быть произведены в течение трех месяцев. Как правило, размер компенсации составляет от 5 до 50 тысяч евро, были случаи, когда размер компенсации составлял более 1 миллиона евро.

Надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет Министров Совета Европы, Комитет Министров следит как за своевременной выплатой денежной компенсации, так и за тем, как государство – ответчик исправляет расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы, государство-ответчик отчитывается не только за каждый конкретный случай, но и за меры общего характера, которые необходимо принять, чтобы не допустить аналогичных нарушений в будущем. Страны по-разному реагируют на решения Суда, но Европейский Суд не знает примеров неисполнения постановлений. Комитет Министров ни разу не применял санкцию приостановки членства страны-нарушителя в Совете Европы.

Разумеется, каждая страна болезненно воспринимает решения Суда, тем более необходимость выплаты денежных средств, но объективно, разбирательство в Европейском Суде способствует совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики - Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции, поэтому не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, но, констатируя факт нарушения права гражданина, Суд привлекает внимание властей к наиболее уязвимым положениям нормативно-правовых актов и нарушениям в правоприменительной практике и указывает на необходимость привести национальное законодательство и правоприменительные процедуры в соответствие с международными нормами. Таким образом, Европейский Суд выполняет экспертизу законодательных актов и правоприменительной деятельности в государствах-членах Совета Европы и заставляет доработать законодательные акты и положения, регулирующие судебную практику страны, с учетом общеевропейских стандартов. Предполагается, что страны заинтересованы в такой экспертизе, с тем, чтобы не допустить аналогичных исков в будущем.

Сравнение стран-ответчиц по жалобам граждан показывает, что, чем выше правовая культура общества и юридическая грамотность населения, тем больше дел приходит в Европейский Суд. Государства-основатели Конвенции о правах человека - Франция, Италия, Великобритания - получают большое число жалоб в расчете на душу населения. В последние годы по общему числу заявлений лидируют Турция, Россия, Польша.

Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные границы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции. Изучение решений Европейского Суда по правам человека представляет значительный интерес для юридического сообщества России. Несмотря на то, что Европейский Суд публикует свои решения на открытом сайте и в печатных изданиях, изучение документов представляет значительные трудности. Как известно, Европейский Суд действует по прецедентной системе, в которой основным источником права признаются вынесенные ранее решения (судебные прецеденты). Специфика публикаций Европейского Суда в том, что решения и постановления по конкретной жалобе содержат лишь названия дел, на основе которых было принято решение, ставшее прецедентом при рассмотрении этой жалобы, но тексты решений, послуживших прецедентами, не приводятся, даже как приложение. В решениях по некоторым жалобам ссылок на прецеденты бывают десятки. Пользователь сам должен найти прецеденты по упоминаемым в решении названиям дел. Архив Европейского Суда в версии на апрель 2008 года содержит свыше 42000 документов на французском и английском языках.